А.М. Нерсесян
Формирование потребности самореализации как показатель психологического здоровья младших подростков.
В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире. Но как человек узнает о своем предназначении.
Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества сформировавшихся возможностей организм выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.
Самореализация личности учащегося, как самостоятельное направление педагогических исследований, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных потенций учащимся - это вопросы, уходящие своими корнями глубоко вглубь веков истории педагогики. Становление и жизненный путь выдающихся персоналий всех эпох - пример социальной и духовной самореализации личности, пример творческого самостоятельного решения всех жизненных проблем, встречающихся на жизненном пути. Вопрос системного и восприятию нового опыта; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях; выраженные эмпатийно - коммуникативные качества. Исследователи пришли к выводу, что гуманизированная среда, реализующая систему воспитания по заданной самореализующейся модели, воспитывает готовность школьников к самореализации.
Самореализация младшего подростка — это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.
Исследуя творческую самореализацию младших подростков в условиях системно-целевой дифференциации, делается предположение, что личность учащегося обязательно должна выходить и выходит на мировоззренческий уровень понимания себя. Она стремится расширить свое понимание в этом мире с тем, чтобы продуктивнее самореализоваться. В оценке творческой самореализации подростков предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов. Критерий положительной мотивация к творческой деятельности предполагает ряд показателей: осознанность цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности; стремление к успеху при решении творческих задач; стремление к лидерству в творческой деятельности; познавательные потребности; стремление к самосовершенствованию.
Самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена.
Самореализация младшего подростка обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. Необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.
В процессе освоения подростком проблемных социально-практических учебно-воспитательных ситуаций отрабатываются варианты рефлексивной самореализации, включающие духовно-нравственный, технологический, полисубъектный и деятельностный аспекты. Уровень взаимодействия этих аспектов определяет личностную систему значимых критериев культурных ценностей.
Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самообучение и самоограничение, саморегуляция.
Итак, рассмотрев теоретические основы самореализации подростков, можно сделать следующие выводы:
1. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
2. Потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания», «самоидентификации», открытия «Я».
3. Для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самореализующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.
4. Самореализация младшего подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.
5. Самореализация младшего подростка осуществляется в процессе его социализации, таким образом, на процесс самореализации личности подростка влияет множество факторов – поведение родителей, взаимоотношения со сверстниками и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1999.
2.Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
3.Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,
Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.
4. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986г.