Потылицина А.А., воспитатель МБДОУ № 30, г.Красноярск ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На сегодняшний день закон ?Об образовании в РФ? выделяет, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [2]. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п.2.6), познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [6]. Познавательное развитие?предполагает?познавательную активность дошкольника, а чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на?познавательный интерес?детей. Мы считаем, что познавательная активность важное личностное качество, которое позволяет формировать нравственные, эстетические, и другие личностные характеристики через проектную деятельность. Обращаясь к анализу основных понятий, мы находим его различную трактовку в работах ученых. Так, например педагог Г.И. Щукина определяет ?познавательную активность? как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности ?познавательная активность? становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [7]. Доктор психологических наук, Морозова И.С. отмечает, что познавательная активность дошкольников – это и есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях [3]. Как мы отмечали выше и, исходя из понятия познавательной активности, мы считаем что, наиболее эффективно сформировать ее можно через включение дошкольников в проектную деятельность. Важно отметить, что в большинстве рассмотренных исследований сущность понятия ?проектная деятельность? взаимосвязана с такими научными понятиями, как ?проект?, ?проектный подход?, ?проектирование?, которые, в свою очередь, имеют разный характер с точки зрения различных отраслей научного знания и разных уровней методологии науки [4]. Педагоги ДОУ Аринина М.В., Л.П. Елисеева установили, что проектная деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки [1]. Исследователи Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И., определяют что понятие ?педагогический проект? рассматривается как цикл продуктивной педагогической деятельности, начальной фазой которого является педагогическое проектирование. Родственную трактовку понятия ?проектная деятельность? можно видеть и в работе Е. А. Митрофановой, которая определяет его как продукт педагогической деятельности, предполагающий получение некого результата решения обозначенной проблем [4]. Мы изучили опыт работы педагога ДОУ №1, Уренская Н.В. и пришли к выводу, что она использует проектную деятельность для формирования познавательной активности и считает что, проектная деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. [5]. Таким образом, мы пришли к следующему выводу, что организация проектной деятельности представляет собой важную сферу познавательной деятельности в условиях ДОУ, и будет способствовать формированию познавательной активности, так как эта деятельность представляет собой важную сферу познавательной активности детей. Обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка, развивает интерес, любознательность и познавательную мотивацию и помогает сформировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность. Список использованных источников Аринина М. В., Л. П. Проектный метод в деятельности ДОУ [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-v-deyatelnosti-dou (дата обращения: 22.09.2016г). Закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012г. Глава 7 Статья 64 [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974 (дата обращения: 22.09.2016г). Морозова. И.С. Познавательная активность младших дошкольников [Электронный ресурс] URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/morozova-shtepina.pdf (дата обращения: 22.09.2016г). Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности. Сибирский педагогический журнал. Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск) С. – 135. Уренская Н.В. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс]. URL:http://edumiass.ru/subsfile/subs/3/4938/proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_starshih_doshkolnikov.pdf . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике. Педагогика, 2001. – С. – 351.
Формирование познавательной активности младших дошкольников в проектной деятельности