Научная работа

Формирование познавательных интересов младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике педагогики

1.1. Характеристика познавательных интересов младших школьников

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

1.3. Возможности формирования познавательных интересов у младших школьников

Вводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

2.1. Характеристика методик, направленных на изучение познавательных интересов у младших школьников

2.2. Проведение диагностики процесса и результатов формирования познавательных интересов младших школьников

2.3. Рекомендации педагогу по формированию познавательных интересов у младших школьников

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1 «Познавательная активность младшего школьника» автор А.А. Горчинская

Приложение 2 «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова

Приложение 3 «Лесенка уроков», автор Н. В. Елфимова

3

7

7

10

14

18

20

20

24

28

30

31

33

35

35

37

38

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлено тем, что в наши дни основное внимание в образовании уделяется поощрению и воспитанию способности к самопознанию и самоформированию через основные формы человеческой деятельности. Подход к преподаванию должен быть таким, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, и вдохновлял его на участие в деятельности по их достижению.

Познавательный интерес необходим для успешного и исключительного образования ребенка. Познавательный интерес поощряет сознательное отношение к учебе, воспитывает познавательные процессы, а также умение контролировать и управлять ими. Школа должна следить за тем, чтобы учащиеся принимали активное участие в познавательной деятельности. Решение этого вопроса во многом зависит от индивидуализации метода обучения к каждому отдельному ученику.

Важнейшей задачей современной российской школы является формирование у младших школьников способности и готовности самостоятельно добывать знания, заниматься дополнительным образованием и самообразованием. Согласно федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования, одной из основных целей образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, увлеченности учебой, а также воспитание стремления и способности к познанию.

Единственный способ эффективно решить эту проблему – культи-вировать и воспитывать в младших школьниках непреходящую интеллектуальную любознательность, а также настойчивое стремление исследовать сферу знаний. Это станет для них ключом к успеху не только в период обучения в школе, но и в послешкольном образовании.

Вопрос интереса становится все более значимым в изучении формирования личности, и как исследователи, так и педагоги-практики пытаются найти эффективные способы содействия обучению. Познавательный интерес это существенная часть личности, состоящая как из отдельных умственных операций (психологических, эмоциональных и регулирующих), так и из субъективно-объективных связей с миром, выраженных через отношения. Когда человек занимается деятельностью, его сильнейшей мотивацией является познавательный интерес, который взаимодействует с его ценностями, целями и результатами деятельности, проявляя при этом все компоненты характера: интеллект, решительность и эмоции.

В течение длительного времени педагогика и ее практика разрабатывали методы, подходы и организационные структуры, способные стимулировать познавательные способности младших школьников. Психологи и педагоги, такие как Л. Б Ананьев, Ю. К Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. О. Данилов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др., внесли большой вклад в решение этой проблемы. Несмотря на то, что этот вопрос уже много лет подробно рассматривается в педагогических исследованиях, он продолжает оставаться сложной и актуальной психолого-педагогической проблемой.

Начальное образование открывает возможность преодоления различий между ожиданиями, которые общество возлагает на базовое образование, и тем, что обычно преподается в школе, а также преодоления разрывов между педагогической теорией и реальностью.

На основании вышеизложенного нами была сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях развитие познавательных интересов младших школьников будет эффективным.

Вышеперечисленные факторы обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование познавательных интересов младших школьников».

Цель исследования: выявление и характеристика теоретических основ и определение особенностей формирования познавательных интересов младших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс младших школьников.

Предмет исследования: формирование познавательных интересов младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

- учитываются возрастно-психологические особенности развития познавательных интересов младших школьников;

- разрабатываются рекомендации для педагогов по формированию познавательных интересов младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы формирования познавательного интереса в теории педагогической науки.

2. Рассмотреть особенности и возможности формирования познавательных интересов младших школьников в начальной школе.

3. Провести диагностику и анализ познавательных интересов младших школьников.

4. Разработать рекомендации для педагогов по формированию познавательных интересов младших школьников.

В процессе работы над исследованием использовались следующие методы:

теоретические теоретический анализ проблемы познавательного интереса на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, изучение положительного опыта учителей, наблюдение.

Методы исследования:

1. Группа теоретических методов: сравнительный анализ психолого-педагогической литературы, причинно-следственный анализ, обобщение.

2. Группа эмпирических методов представлена в форме тестирования, наблюдения, беседы, педагогического эксперимента (констатирующего этапа).

Диагностика формирования познавательных интересов младших школьников будет проводиться по следующим методикам:

1. Наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников. Наблюдение, является важным методом исследования познавательного интереса.

2. Методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А. А. Горчинская. Данная методика проводится с целью оценки степени выраженности познавательной активности младших школьников.

3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова. Цель методики: выявление отношения детей к учению, к учебному процессу, их эмоциональных реакций на школьную ситуацию,

4. Методика «Лесенка уроков», автор Н. В. Елфимова. Данная методика проводится в качестве дополнительной, с целью определения того, какие учебные предметы младшие школьники считают для себя наиболее интересными.

Выборка: в исследовании будут принимать 10 учащихся начальных классов (8-9 лет), обучающихся в 2 классе «А».

Опытно-экспериментальная база исследования – МБОУ СОШ №8 г. Ленинск-Кузнецкий.

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса в теории и практике педагогики

1.1. Характеристика познавательных интересов младших школьников

В современных педагогических и психологических концепциях накоплено достаточно эмпирического материала по проблеме формирования познавательного интереса в теории и практике педагогики, который требует обобщения. Для более детального исследования данной проблемы необходимо изучить подходы российских и зарубежных ученых.

С древности педагоги решали задачу стимулирования познавательного интереса своих учеников. Сократ побуждал своих учеников мыслить логически и искать истину; Руссо создавал ситуации, которые заставляли его учеников бороться с когнитивным диссонансом и стремиться к познавательному интересу; Песталоцци и другие педагоги стремились к тому, чтобы ученики самостоятельно добывали знания, а не просто получали их. В двадцатом веке Ш. А. Амонашвили совершил прорыв в этой области, разработав метод обучения и воспитания, ориентированный на пробуждение у младших школьников познавательного интереса к учебе, а также на организацию совместной с преподавателем деятельности.

Познавательный интерес описывается учеными как:

- выражение своих психических и эмоциональных процессов (С. Л. Рубинштейн).

- смешение интеллектуальных, эмоциональных и волевых действий (Л. А. Гордон).

- активное познавательное отношение субъекта к деятельности (В. Н. Мясищев);

- эмоциональная и интеллектуальная позиция индивида в отношении окружающей действительности (Н. Г. Морозова) [13].

- эмоционально-познавательная позиция человека по отношению к окружающей действительности (Н. Г. Морозова) [13];

- структура, состоящая из познавательных потребностей (В. С. Ильин);

- особое отношение к объекту познания, на основе осознания его значения и на эмоциональной окраске (А. Г. Ковалев);

- избирательная направленность субъекта на познание предметов, явлений окружающей среды (Г. И. Щукина) [16]

Н. Г. Морозова воспринимает познавательный интерес как увлеченность учебной деятельностью. Его возникновению способствуют предшествующие знания и опыт младших школьников, а также методы и материалы, используемые учителями. В качестве показателей формирования познавательного интереса она использует поведение, внеучебную деятельность и общий стиль жизни младших школьников [13].

И. В. Метельский характеризует познавательный интерес как увлеченную познавательную установку, которая связана с благоприятной эмоциональной реакцией на понимание вопроса, оживление процесса познания, преодоление трудностей, формирование обстоятельств успеха, самовыражение и утверждение растущей личности [12].

Г. И Щукина предположила, что познавательный интерес - это особая склонность человека к сфере знаний и их предмету, а также к процессу их изучения [54]. Чтобы воспитать у младших школьников такой интерес, необходимо постоянно задавать им вопросы, давать задания и побуждать к активному поиску ответов для глубокого понимания предмета. Используя различные педагогические приемы и разнообразные подходы к организации учебной деятельности учащихся, можно стимулировать их самостоятельность в обучении, что положительно скажется на их познавательном интересе [16].

Основным мотивом познавательного интереса являются сосредоточенные, целенаправленные усилия, направленные на решение когнитивных проблем. Результат деятельности и познавательный интерес неразрывно связаны, ведь положительный результат стимулирует больший интерес, а энтузиазм к деятельности приводит к хорошим результатам [11]. Если учителя уделяют время изучению достижений младших школьников при их активном участии, это может помочь им получить точное представление о своих результатах и прогрессе, тем самым стимулируя их познавательный интерес и повышая его уровень [1].

Исследователи Т. А. Федорова, А.С. Шарайкина разделили формирование познавательных интересов на несколько этапов. Согласно их классификации, можно выделить следующие этапы (рис.1) [15].

 

Рис. 1. Этапы формирования познавательных интересов

Познавательный интерес рассматривается как одна из основных движущих сил обучения младших школьников, устойчивая характеристика личности и эффективный инструмент обучения.

Развитие познавательного интереса происходит в различных фазах. Ученые выделяют следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Таким образом, очень важно, чтобы учителя знали особенности и признаки каждой стадии формирования познавательного интереса, чтобы они могли обнаружить даже крошечную искру энтузиазма в определенном виде деятельности среди учащихся и создать благоприятные условия для того, чтобы помочь младшим школьникам развить ее в настоящую страсть к науке и знаниям.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Формирования познавательного интереса младших школьников – это сложное психическое образование, обеспечивающее нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

Младший школьный период  это время расширения возможностей ребенка, которое отражает уровень его образования в начальной школе. Промежуток этого возраста можно оценить от 6–7 до 10–11 лет. Известно, что младший школьник, приходя в школу, обладает определенной встроенной способностью к обучению. Об этом свидетельствуют многочисленные различия в росте ребенка, которые начинают проявляться в конце дошкольного возраста. Одно из главных различий   между растущими интеллектуальными способностями ребенка и характерными для него «дошкольными» методами работы с ними. Появление предвестников готовности к школьному обучению инициируется кризисом 6–7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и развитием целенаправленного отношения к собственному опыту [10].

Когда ребенок начинает посещать школу, учебная деятельность еще в принципе не налажена, а ее необходимо наладить. Многие ученые M. Ф. Беляев и А. А. Невский, А. К. Дусавицкий сходятся во мнении, что именно в этом заключается особая миссия младшего школьного возраста. Самая большая трудность в этой процедуре заключается в том, что мотив ученика, поступающего в школу, никак не связан с тем, что ему нужно делать в школе. Другими словами, ребенок хочет участвовать в чем-то социально значимом и уважаемом обществом, но для школы необходимо познавательное вдохновение [13].

В младшем школьном возрасте ученики демонстрируют активное интеллектуальное развитие и могут четко различать разные уровни интереса. Как правило, на этом этапе нет глубокой увлеченности одним конкретным школьным предметом. Большинство учащихся начальных классов имеют сравнительно низкий уровень познавательного интереса. Н. Г. Морозова провела сравнение познавательных интересов детей младшего и среднего школьного возраста и обнаружила, что в интересах учащихся начальной школы нет ничего примечательного в одной конкретной области. Все предметы привлекательны для них по одним и тем же причинам: овладение навыками, усвоение новой информации, преодоление препятствий, получение удовольствия от сложной умственной работы. Тем не менее, способные ученики демонстрируют повышенный уровень энтузиазма в отношении нескольких тем даже сложных,  а также периодические моменты интеллектуальной бодрости во время различных уроков при работе с несколькими видами учебного материала [13].

В начале своего образовательного пути младшие школьники, как правило, быстро развивают свои интересы, особенно познавательные. Это проявляется в сильной склонности к обучению и природной любознательности. На ранних этапах обычно проявляется интерес к отдельным фактам и явлениям (1-2 классы), который затем перерастает в стремление к постижению причин, связей, закономерностей и ассоциаций между различными аспектами. По мере перехода из начальной школы в среднюю их интересы начинают расходиться, но все же обычно познавательные интересы возникают лишь время от времени во время уроков, часто рассеиваясь, как только дети получают достаточно информации. Способность к чтению порождает тягу к определенным книгам, в то время как мальчики часто проявляют интерес к технике.

Познавательные интересы младших школьников характеризуются действенностью, которая заключается в активном взаимодействии ученика с предметами и явлениями общества, преодолении препятствий, проявлении силы воли для достижения цели.

В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников описываются как имеющие эмоциональную природу. Интересуясь занимательными фактами, захватывающими элементами природы, происходящими в обществе событиями, мы можем наблюдать широкий спектр интересов младших школьников. А. К. Дусавицкий описал тех, кто занимается и тех, кто не занимается, когда речь идет о школьных заданиях. «…Обратите внимание, как работает ученик, когда он чем-то увлечен; вы видите, что на его лице написано удовольствие. Его глаза блестят, движения становятся легкими и свободными; видно, что он расслаблен, освобожден от забот и ожиданий. Он делает то, что ему интересно и важно то, в чем он преуспеет! Положительные эмоции следуют за интересом, как верный спутник; они служат безошибочным признаком того, что занятие приносит нам радость и удовольствие».

M. Ф. Беляев и А. А. Невский изучали психологическую природу интереса, а Ю. К. Бабанский рассматривал познавательный интерес как инструмент обучения с академической точки зрения. Ю. К. Бабанский рассматривал познавательный интерес как инструмент обучения с академической точки зрения. В. Н. Мясищев рассматривает познавательный интерес как отношение личности к элементам действительности, а различные авторы предлагают считать его существенной составляющей повышения эффективности учебной деятельности. Эмоции и разум являются одновременно важными компонентами в формировании прочного познавательного интереса.

П. B. Пидкасистый и Б. В. Горячев выдвинули концепцию обучения, основанного на интересах, подчеркнув, что умственная деятельность помогает ребенку расти интеллектуально. Только тогда, когда учащиеся с энтузиазмом относятся к информации, учеба может быть действительно полезной.

На основании изученных концепций и подходов, указанных выше в своей работе будем считать, что познавательные интересы детей в школьном возрасте проявляются поэтапно. Вначале возникает любопытство, естественная реакция на что-то удивительное или интригующее. Это любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта или забавным фактом, привлекает внимание ученика к изучаемому в классе материалу, но не распространяется на другие темы. Это своего рода неустойчивый и ситуативный интерес.

В младшем школьном возрасте развитие ребенка в значительной степени зависит от того, на каком этапе обучения он находится.

Поступление в школу кардинально меняет его жизнедеятельность. Перестройка психических процессов и формирование личности во многом зависят от учебной и игровой деятельности (как постулировал Д. Б. Эльконин). Эти познавательные интересы необходимы для учебы и личностного роста одновременно. Внедряя ФГОС НОО, педагогическая наука сегодня имеет больше возможностей для успешного формирования познавательных интересов учащихся в начальной школе.

Таким образом, для решения этой проблемы необходимо создать у учащихся состояние увлеченности во время учебы, причем делать это нужно целенаправленно, чтобы сформировать познавательный интерес как неотъемлемую часть становления личности.

1.3. Возможности формирования познавательных интересов у младших школьников

Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит, прежде всего, на уроке. Чтобы активизировать их умственную деятельность и вызвать интерес к уроку, необходимо использовать различные приемы, формы и виды деятельности: индивидуальный подход к ученикам, дифференцированное обучение в классе, широкий набор иллюстративных материалов и раздаточного материала, информационно-технические средства и т.д.

Формирование познавательных интересов у младших школьников включает в себя ряд этапов:

– оснащение учащихся необходимым фундаментом информации и способностей, когнитивных и языковых инструментов, которые поддерживают рост интересов учащихся;

– создание приподнятого эмоционального настроя по отношению к теме и заданию, что необходимо для формирования познавательной увлеченности.

– стимулирование творческих начинаний, провоцирующих интеллектуальный поиск учащихся и их вовлечение в самостоятельную работу для формирования их познавательных интересов.

– целенаправленный исследовательский процесс учителя в сочетании с использованием надлежащих методов преподавания и обучения направлен на Формирование у младших школьников устойчивого интеллектуального интереса.

Основная обязанность учителя при проведении успешного учебного процесса в начальной школе – привнести в урок веселые, свежие и неизвестные элементы, чтобы он мог стимулировать познавательный интерес и способствовать формированию познавательных потребностей младших школьников [16].

Необходимо признать, что культивирование познавательного интереса в обучении может поднять уровень образования. Это особенно важно в начальной школе, когда начинают формироваться и определяться устойчивые увлечения определенными предметами. Чтобы воспитать у младших школьников способность к самостоятельному расширению собственного понимания, необходимо воспитывать у них интерес к познанию, потребность в информации.

Ключом к тому, чтобы сформировать познавательные интересы младших школьников, необходимо побудить в них понимание ими того, почему материал необходим. Чтобы повысить их интерес к теме, необходимо, чтобы учителя приложили усилия для поиска способов ее эффективного преподавания. Отношения между младшим школьником и учителем могут быть успешными только в том случае, если обе стороны стремятся к одному и тому же результату. Для стимулирования познавательного интереса полезно внести элемент занимательности в содержание и форму обучения [3].

Учитель должен придумать уникальные способы поощрения когнитивного формирования и вовлечения учащихся.

Г. И.  Щукина выделила два источника познавательных интересов [16]:

I. Пробуждение познавательных интересов у младших школьников с помощью учебных материалов. Можно использовать следующие приемы:

– новизну содержания;

– обновление уже освоенных знаний;

– культурно-исторический элемент понимания.

– насущная потребность в информации в жизни человека.

– демонстрация современных технологических достижений.

II. Усиление познавательных интересов путем структурирования умственных задач для младших школьников. К ним можно отнести:

– Ряд индивидуальных заданий, поскольку их смена стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся;

– Вопросы, связанные с неожиданными проблемами, поиск их решений, что способствует вовлеченности и самостоятельности учащихся;

– Творческие работы, стимулирующие эмоциональные, волевые и интеллектуальные мыслительные процессы школьника.

– Практическая деятельность, которая порождает действия с использованием опыта.

– Познавательные интересы учащихся зависят от связи между теми, кто участвует в образовательном процессе. Доброжелательные и доверительные отношения способствуют формированию активности, некоторые из которых характеризуются следующим образом:

– Состояние чувств, проявляемое в действиях учеников.

– Подход преподавателя к интеллектуальному формированию учеников.

– Взаимный энтузиазм в стремлении к цели.

– Эмоциональная интенсивность в разговорах.

1) деловой, энергичный стиль на уроке;

2) эмоциональность самого педагога;

– Педагогический энтузиазм, уверенность в интеллектуальных способностях учащегося;

– Взаимная поддержка, поощрения.

Учителя часто используют различные методики, способствующие обучению: дидактические игры, игровые моменты, использование словаря и наглядных пособий, интегрирующие элементы и многое другое. Они часто используют различные формы уроков, такие как урок–рассказ, урок-соревнование, урок-путешествие и урок– игра. Все эти формы уникальны, но в совокупности они создают приятную атмосферу, которая разжигает любопытство и облегчает восприятие материала учащимися.

ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа [3]. Изучив научные работы и реальный опыт преподавателей, можно выделить несколько методов формирования познавательных интересов, регулярно используемых в начальном образовании (рис.2).

 

Рис. 2. Методы познавательных интересов младших школьников

Следовательно, эффективный процесс обучения в начальной школе требует от педагога внедрения развлекательных аспектов, новизны и неизвестных элементов в предметный материал. Это будет способствовать формированию познавательного любопытства и формированию познавательных интересов. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий, основанных на деятельности. Сочетая изучение литературы и практического опыта учителей, считаю, что необходимо выявить различные технологии, способные активизировать познавательные интересы, к ним относятся проектно-исследовательская технология, игровая технология, интеграционная технология (интегрированный урок), технология проблемного обучения и информационно-компьютерная технология.

Выводы по главе 1

На основании изучения психологической, педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:

Познавательная сфера - это сложное личностное образование, которое развивается под влиянием самых разных факторов: субъективных (любопытство, настойчивость, воля, мотивация, трудолюбие и т.д.) и объективных (условия окружающей среды, приемы и методы обучения).

Познавательная сфера выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересные вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении менять образ жизни. править, познавать окружающий мир.

Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности. Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.

Познавательный интерес, и желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

2.1. Характеристика методик, направленных на изучение познавательных интересов у младших школьников

Исследование включало следующие этапы:

1 этап – предварительный, на котором осуществлялись подбор методов и методик исследования на основе анализа научной литературы.

2 этап – проведение первичной диагностики выделенных для исследования уровня формирования познавательных интересов в ходе констатирующего эксперимента.

3 этап – заключительный, на котором используются специально разработанный комплекс средств, направленный на формирование познавательных интересов.

Выборка: в исследовании будут принимать 10 учащихся начальных классов (8-9 лет), обучающихся в 2 классе «А».

Опытно-экспериментальная база исследования – МБОУ СОШ №8 г. Ленинск-Кузнецкий.

Изучение сформированности познавательных интересов у детей младшего школьного возраста требует разработки диагностического аппарата.

По мнению исследователей (Н.И. Болдырев, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др.), диагностика познавательного интереса строится на применении комплекса психолого-педагогических методов. В нашем исследовании мы определили следующую совокупность методов:

1. Наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников.

Наблюдение, на наш взгляд, является важным методом исследования познавательного интереса. Данный метод позволяет обобщить информацию, установить связи между наблюдаемыми фактами, проследить процесс развития познавательного интереса.

Критерии для наблюдения на уроке за учеником.

– Степень активности включения в работу на уроке.

– Особенности проявления инициативы (сам или по требованию учителя).

– Навыки сосредоточения при выполнении длительного интеллектуального задания.

– Участие в выполнении творческих заданий во время урока.

– Реакция на проблемные вопросы, вопросы на сообразительность.

– Умение задавать вопросы на уроке.

– Поведение ученика во время выполнения умственной работы.

– Эмоциональное отношение ученика к выполняемой им учебной работе.

– Степень привлекательности участия в работе на уроке.

2. Методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская (Приложение 1).

Этот тест состоит из пяти вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответа. Он помогает оценить степень выраженности познавательной активности ученика.

Процесс проведения такого теста достаточно простой. Школьникам выдают бланк анкеты, на которой им предлагаются вопросы и варианты ответов. Для каждого вопроса ученик должен выбрать один из возможных ответов.

Каждый из вопросов теста направлен на оценку познавательной активности ученика. Ответы на вопросы помогают понять, как школьник относится к учебному процессу, к каким предметам проявляет больший интерес, насколько мотивирован на обучение.

Данный тест является стандартизированным и дает возможность получить объективную оценку познавательной активности ученика, что может быть полезно для педагогов и родителей при выборе соответствующих методик работы с детьми.

Данная методика проводилась с целью оценки степени выраженности познавательной активности младших школьников.

3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова (Приложение 2).

Цель методики: выявление отношения детей к учению, к учебному процессу, их эмоциональных реакций на школьную ситуацию.

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой предназначена для выявления отношения детей к учению и учебному процессу, а также их эмоциональных реакций на школьную ситуацию. Эта методика может быть полезна как педагогам, так и родителям, чтобы оценить мотивацию и эмоциональную сферу детей в школе.

Методика состоит из двух частей: анкеты для учеников и анкеты для родителей.

Анкета для учеников состоит из 20 вопросов, которые помогают выявить отношение ученика к школе и учебному процессу. Вопросы распределены по 4 блокам.

Первый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление отношения ученика к учебе, например: «Я люблю учиться в школе», «Учиться мне легко/трудно».

Второй блок состоит из вопросов, направленных на выявление отношения ученика к своим учителям, например: «Моя учительница/учитель научила меня многому», «Я доверяю своему учителю».

Третий блок включает в себя вопросы, направленные на оценку отношения ученика к своим одноклассникам: «Мои одноклассники друзья со мной», «В школе у меня много друзей».

Четвертый блок включает в себя вопросы, направленные на оценку общего эмоционального состояния ученика в школе, например: «В школе я чувствую себя счастливым/несчастным», «В школе я часто испытываю стресс».

Результаты методики помогают педагогам и родителям более глубоко понять, как ученики относятся к учебному процессу, и какие меры могут быть предприняты для повышения их мотивации и эмоционального комфорта в школе.

4. Методика «Лесенка уроков», автор Н.В. Елфимова (Приложение 3).

Данная методика проводилась в качестве дополнительной, с целью определения того, какие учебные предметы младшие школьники считают для себя наиболее интересными. Экспериментальный материал состоял из карточек, на которых были написаны названия учебных предметов. Далее ученик должен был выразить свое отношение к каждому учебному предмету и выстроить «Лесенку уроков».

В случае если основные учебные предметы стоят на верхних ступеньках лесенки (1-4), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на нижних ступеньках лесенки (5-8), то как отрицательное.

Таким образом, под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г.И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса. По мнению исследователей диагностика познавательного интереса должна строится на применении комплекса психолого-педагогических методов.

2.2. Проведение диагностики процесса и результатов формирования познавательных интересов младших школьников

В этом параграфе мы рассматриваем и сопоставляем результаты констатирующего эксперимента по особенностям формирования познавательных интересов младших школьников.

Прежде всего обратимся к результатам диагностика степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Для диагностики данного параметра мы применили методику «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская.

Результаты диагностики представлены на Рисунке 1.

 

Исходя из полученных данных мы видим, что низким уровнем выраженности познавательной активности младших школьников обладает 10% испытуемых (1 человек), заниженный уровень выраженности познавательной активности младших школьников наблюдается у 20% детей младшего школьного возраста (2 человека). Средним уровнем познавательной активности младших школьников обладают 40% участников (4 человека). Высокий уровень познавательной активности младших школьников наблюдается у 20% участников (2 человека) и очень высокий уровень наблюдается у 10% (1 человека) испытуемых.

В результате анализа данных, можно сделать вывод, что большинство участников обладают заниженным и средним уровнем познавательной активности. Это значит, что процесс развития познавательных интересов для них значительно сложнее, чем для их сверстников с более высокими показателями.

Диагностика выявления отношения детей к учению, к учебному процессу, их эмоциональных реакций на школьную ситуацию осуществлялось с помощью методики «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова.

Цель методики: выявление отношения детей к учению, к учебному процессу, их эмоциональных реакций на школьную ситуацию,

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены на Рисунке 2.

 

Рис. 2. Уровня школьной мотивации

Исходя из данного распределения ответов, можно сделать следующие выводы: уровень школьной мотивации у большинства учеников является средним (50% ответивших), что может свидетельствовать о том, что они имеют средний интерес и желание достигать успеха в обучении, 30% учеников имеют уровень мотивации высокий, что может говорить о том, что они настроены серьезно и максимально заинтересованы в учебе. 10% имеют низкую и еще 10% имеют уровень мотивации очень низкую. Это может означать, что данные ученики испытывают трудности с мотивацией к обучению, что может быть вызвано разными факторами, такими как недостаток интереса к предмету, низкая самооценка, проблемы в личной жизни и т.д.

Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости развития уровня школьной мотивации.

Проведенный анализ результатов методики «Лесенка уроков» показывает, что ученики выбирают предметы разной значимости для них. Отмечается, что на первое место по значимости для большинства детей выходят математика, русский язык и физкультура. Такие результаты могут свидетельствовать о том, что ученики осознают важность математических и языковых навыков, а также не забывают о здоровье и физическом развитии.

На втором месте по значимости для детей также заметен русский язык, математика, но также и литературное чтение и окружающий мир. На этом этапе ученикам может быть интересно получить знания не только в основных предметах, но и в смежных областях.

На третьем месте в «Лесенке уроков» дети отводят физкультуре, окружающему миру, литературному чтению, русскому языку и математике. Это результаты, которые говорят о том, что дети выбирают различные предметы, ценят различные аспекты обучения и готовы обучаться в различных областях знаний.

Таким образом, проведенный анализ показал, что младщие школьники относятся к разным предметам с разной значимостью, что должно учитываться преподавателями для построения эффективного учебного плана и формированию познавательных интересов.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уровень познавательных интересов у младших школьников ниже среднего и средний у большинства испытуемых по всем методикам.

Всё вышеизложенное говорит о недостаточном уровне познавательных интересов у младших школьников, и, соответственно, о необходимости его развития.

2.3. Рекомендации педагогу по формированию познавательных интересов у младших школьников

Формирование познавательных интересов у младших школьников - важная задача, которую должен выполнять педагог. Для этого можно использовать следующие рекомендации:

1. Создание интересной и разнообразной учебной среды. Педагог должен стараться сделать уроки интересными, разнообразными и доступными для всех учеников. Например, можно использовать разные виды и формы работы, открытые уроки, игры, дискуссии и т.д.

2. Развитие творческого мышления. Стимулирование творческого мышления также может помочь в формировании познавательных интересов учеников. Педагог может включать задания, которые позволяют ученикам применять свои творческие способности, и которые позволяют перенести теоретические знания в практические навыки.

3. Использование дополнительной литературы. Важно помнить, что учебная программа не исчерпывает всю информацию, которую стоит знать детям. Педагог может обратить внимание учеников на дополнительную литературу, которая развивает их интерес к разным темам.

4. Организация участия учеников в мероприятиях, конкурсах и олимпиадах. Участие в различных мероприятиях позволит ученикам расширить свой кругозор, получить новые знания, а также стимулировать их интерес к обучению.

5. Индивидуальный подход к ученикам. Каждый ученик имеет свои интересы и потребности. Педагог должен учитывать индивидуальность каждого ученика, и стараться организовывать дополнительную работу, дополнительные задания и дополнительные уроки, которые будут подходить именно этому ученику и помогут развить его познавательный интерес.

Следуя вышеуказанным рекомендациям, педагог может сделать обучение более интересным и эффективным для младших школьников, что позволит им получить больше знаний, развить свой потенциал и заинтересоваться разными областями знаний.

Вот несколько идей насчет того, какие задания можно провести на мероприятиях, которые помогут формированию познавательных интересов у младших школьников:

1. Организация соревнований по решению головоломок, задачек и ребусов. Такие занятия могут привлечь внимание детей к логическому мышлению и развить их умение решать разного рода задачи.

2. Проведение литературных викторин, которые будут посвящены интересным историям, приключениям и фактам о реальных людях, странах и культурах. Такие задания помогут детям расширить свои знания и заинтересоваться изучением новых тем.

3. Организация экспериментов, которые позволят детям познакомиться с различными явлениями в природе и сделать некоторые выводы. Например, можно устроить эксперимент с разными видами почвы или показать механизмы работы насоса или магнита.

4. Проведение лабораторных работ, которые позволят детям получить практический опыт и увидеть, как работают различные научные принципы в действии. Например, можно провести лабораторную работу по определению плотности жидкости или показать, как работает простой электрический мотор.

5. Организация занятий по информатике, на которых дети будут учиться использовать разные программы и узнавать, как работает настоящий компьютер. Такой вид занятий не только развивает познавательные интересы детей, но и учебные навыки, которые будут полезны им в будущем.

Эти мероприятия помогут ребятам заниматься интересными делами и постоянно совершенствовать самих себя в разных областях знаний, повышать уровень своих знаний, а главное, не забывать о том, что надо «лучше знать, чтобы жить лучше».

Выводы по главе 2

В данной главе было проведено эмпирическое исследование формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Исследование включало три этапа: предварительный, на котором были определены методы и методики исследования; первичная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в ходе констатирующего эксперимента; и заключительный этап, на котором использовался комплекс средств для формирования познавательных интересов. В исследовании принимали участие 10 учащихся начальных классов (8-9 лет), обучающихся в 2 классе «А» МБОУ СОШ №8 г. Ленинск-Кузнецкий.

Были использованы следующие методики: наблюдение за поведением учащихся на уроках; методика «Познавательная активность младшего школьника» автора А.А. Горчинской; методика «Оценка уровня школьной мотивации» автора Н. Лускановой; и методика «Лесенка уроков» автора Н.В. Елфимовой.

Анализ результатов показал, что уровень познавательных интересов у младших школьников ниже среднего и средний у большинства испытуемых по всем методикам. Это говорит о необходимости развития познавательных интересов у младших школьников.

В целом, мероприятия по формированию познавательных интересов помогают детям развиваться и расширять свое понимание мира вокруг себя. Они учатся принимать информацию, анализировать ее, делать выводы и применять полученные знания на практике. Кроме того, мероприятия по формированию познавательных интересов способствуют лучшему усвоению учебного материала и формируют у детей позитивный настрой на обучение. В итоге, благодаря успешному формированию познавательных интересов у младших школьников, они будут получать удовольствие от учебного процесса и продолжать заниматься самообразованием в течение всей жизни.

Заключение

Тема «Формирование познавательных интересов младших школьников» является важной, поскольку познавательные интересы являются одним из ключевых факторов, влияющих на успешность учебной деятельности и развитие интеллекта ребенка. Формирование познавательных интересов способствует не только активизации мыслительной деятельности ученика, но и расширению кругозора, повышению мотивации к обучению, развитию саморазвития и самореализации, росту уверенности в своих силах и возможностях.

Младшие школьники находятся на начальной ступени учебной деятельности, именно в этот период они формируют основы познавательного интереса и любви к знаниям. Это время, когда их интересы и увлечения могут сильно повлиять на дальнейшее развитие личности и выбор будущей профессии.

Исследования в области познавательных интересов у младших школьников позволят выявить их текущий уровень, а также определить причины и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов. Результаты такого исследования помогут разработать различные методики и технологии формирования познавательных интересов и дальнейшей работы с детьми в процессе обучения.

В данном исследовании была проведена аналитическая работа с использованием научной литературы для подбора оптимальных методов и методик для исследования формирования познавательных интересов у младших школьников.

Этап предварительного анализа включал подбор различных методов и методик для диагностики уровня познавательных интересов, а также определение основных теоретических и практических подходов к формированию данных интересов. Далее, после выбора методов, был проведен констатирующий эксперимент для проведения первичной диагностики уровня интересов у учащихся.

На заключительном этапе был использован комплекс средств для формирования познавательных интересов.

Анализ результатов показал, что уровень познавательных интересов у младших школьников ниже среднего и средний у большинства испытуемых по всем методикам. Это говорит о необходимости развития познавательных интересов у младших школьников.

Мероприятия по формированию познавательных интересов у младших школьников - это важный аспект обучения, который помогает детям расширять свой кругозор и заинтересовываться различными областями знаний. Такие мероприятия помогают ученикам не только получать новые знания и навыки, но и развиваться в различных сферах, таких, как логика, креативность, наука и технологии.

Например, проведение соревнований по головоломкам и задачкам может помочь детям развивать свою логическую способность и учетную способность. Литературные викторины по различным темам истории, культуры и природы позволят детям расширить свой кругозор и узнать больше об интересующих их темах. Эксперименты и научные лаборатории, проводимые на занятиях, позволят детям увидеть, как работают различные научные принципы в действии, а также получить практический опыт.

Таким образом, тема «Формирование познавательных интересов младших школьников» имеет большое практическое значение, и ее изучение является актуальным для развития образования и просвещения в нашей стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алёшина, А. А. Формирование познавательных интересов у младших школьников / А.А. Алёшина // NovaUm.Ru.

2022.

№ 35.

С. 73-77.

Артамонова, Е. А. Дидактическая игра как средство активизации познавательного интереса младших школьников. В сборнике: Стратегия формирования российского образования на период до 2025 года. Материалы II научно-практической конференции / Е.А. Артамонова.

2020.

С. 27-31.

Булуева, Ш. И., Цамаева А. А. Формирование у младших школьников познавательного интереса как педагогическая проблема / Ш. Булуева // Известия Чеченского государственного университета.

2020.

№ 3 (19) .

С. 81-87.

Владыкина, С. А. Различные подходы к понятию познавательный интерес / С.А. Владыкина // Вестник педагогического опыта.

2022.

№ 53.

С. 86-91.

Зайцева, В. И., Слепцова С. А. Особенности формирования познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности / В.И. Зайцева // Молодой ученый.

2022.

№ 49 (444) .

С. 183-185.

Зиборова, А. А. Творческо-поисковая деятельность обучающихся как способ активизации познавательного интереса / А.А. Зиборова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права.

2020.

№ 4.

С. 43-45.

Ижденева, И. В. Формирование познавательного интереса школьников в рамках когнитивного обучения / И.В. Ижденева // Формирование образования. 2020. № 3 (9). С. 102-106.

Карпов, Д. С. Критерии и показатели сформированности познавательного интереса в экспериментальных педагогических исследованиях / Д.С. Карпов // Обзор педагогических исследований.

2022.

Т. 4.

№ 3.

С. 143-147.

Кононова, О. В., Сидорова Г. А., Бондарева Т. Н. Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках / О.В. Кононова и др. // Вестник научных конференций.

2021.

№ 11-4 (75) .

С. 65-66.

Косогорова, С. Н., Новосельцева А. П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на Формирование познавательного интереса младших школьников / С.Н. Косогорова и др. // Интернаука.

2021.

№ 20-2 (196) .

С. 62-63.

Лаврентьева, А. А., Самойлова Т. А. О сущности познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе / А.А. Лаврентьева и др. // Вопросы педагогики.

2021.

№ 2-2.

С. 115-120.

Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

57 с.

Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

Тчуамени, Д. Л. О. Формирование у школьников познавательного интереса как условие повышения эффективности обучения / Д.Л. Тчуамени // Высшее образование сегодня.

2022.

№ 5-6.

С. 121-125.

Федорова, Т. А., Шарайкина А.С. К вопросу о развитии познавательных интересов младших школьников / Т.А. Федорова и др. // Вопросы педагогики.

2022.

№ 2-2.

С. 191-195.

Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

Приложение 1

Тест «Познавательная активность младшего школьника»

(А.А. Горчинская)

Тест состоит из 5 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос:

1. Любите ли вы учиться?

- Да, это очень интересно.

- Не очень, но я стараюсь учиться хорошо.

- Нет, учиться скучно.

2. Как вы обычно учитесь?

- Я учу уроки сразу после школы.

- Я учу уроки перед контрольной работой или тестированием.

- Я учу уроки только тогда, когда мне действительно нужно.

3. Какой предмет вы больше всего любите?

- Русский язык и литература.

- Математика.

- Информатика.

4. Как вы думаете, зачем нужно учиться?

- Чтобы получить высокую оценку и похвалу учителя.

- Чтобы стать умнее и достичь своих целей в жизни.

- Я не знаю, зачем нужно учиться.

5. Какую книгу вы прочитали недавно?

- Я читал занимательную книгу о приключениях.

- Я читал учебник по предмету, который мне интересен.

- Я не читал книг недавно.

Ответы на данный тест могут помочь определить уровень познавательной активности младшего школьника. В зависимости от выбранных вариантов ответов можно понять, насколько ребенок заинтересован в учебном процессе, насколько мотивирован на обучение, каково его отношение к различным предметам и как он оценивает важность учебы в своей жизни. Это может быть полезно для оценки и последующего формирования познавательных интересов у младших школьников.

Приложение 2

Методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова

1. Нравится ли тебе учиться в школе?

2. Увлекает ли тебя учебный процесс?

3. Часто ли ты занимаешься дома?

4. Легко ли тебе дается изучение новых предметов?

5. Чувствуешь ли ты поддержку своих учителей?

6. Есть ли у тебя любимый предмет?

7. Считаешь ли ты школьные оценки важными?

8. Часто ли ты общаешься с одноклассниками?

9. Чувствуешь ли ты в школе уверенность?

10. Нравится ли тебе учитель математики?

11. Считаешь ли ты учительницу/учителя своим наставником?

12. Веришь ли ты в свои силы?

13. Участвуешь ли ты в школьных мероприятиях?

14. Часто ли ты чувствуешь стресс в школе?

15. Хочешь ли ты продолжить обучение после школы?

16. Погружаешься ли ты в учебу на 100%?

17. Нравятся ли тебе свои одноклассники?

18. Счастливым ли ты чувствуешь себя в школе?

19. Легко ли тебе находить общий язык с учителем?

20. Чувствуешь ли ты свою важность в классе?

Приложение 3

Методика "Лесенка уроков" от Н.В. Елфимовой

Методика помогает ребенку лучше усваивать материал и отслеживать свой прогресс на протяжении нескольких уроков. Эта методика основывается на пошаговом увеличении сложности заданий на каждом последующем уроке, что позволяет ученикам достигать большего успеха в учебе.

Цель этой методики - помочь ученикам лучше усваивать материал и повышать их интерес к учебе Методика состоит из следующих этапов:

1. Повторение изученного на предыдущем уроке. Учитель задает несколько вопросов или предлагает выполнить несложные задания, связанные с темой прошлого урока.

2. Введение нового материала на текущем уроке. Учитель объясняет новую тему и дает связанные с ней задания, начиная с простых и постепенно усложняя их.

3.. Контроль знаний. Учитель просит учеников выполнить задания, связанные с темой нового материала.

4. Самостоятельная работа. Ученики выполняют задания по новой теме, начиная с простых и продвигаясь к более сложным заданиям.

5. Повторение и закрепление. На следующем уроке учитель начинает с третьего шага, задавая контрольные вопросы и проверяя знания прошлых тем после введения новых тем.

Инструкция. «Давайте построим «лесенку уроков», чтобы узнать, какие уроки нравятся ребенку больше, а какие меньше. Карточки с названиями уроков будут использоваться для построения лесенки. Ребенку нужно выбрать урок, который нравится ему больше всего и поставить его на верхнюю ступень лесенки. Затем ребенок выбирает следующий урок, который больше всего нравится ему из оставшихся, и ставит его на следующую ступень лесенки. Этот процесс продолжается, пока не будут выбраны все оставшиеся уроки.

Когда лесенка построена, нужно проверить, что урок, который нравится ребенку больше всего, находится на верхней ступени, а урок, который нравится меньше всего, находится на нижней ступени лесенки.

Методика помогает оценивать успехи учеников на каждом уроке и помогает учителю адаптировать свои методы преподавания, чтобы улучшить обучение.