Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность статьи связана с тем, что уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием, и формирование в нем базовых математических понятий является одним из важных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Современные психолого-педагогические исследования доказали, что усвоение системы математических знаний дошкольниками оказывает качественное влияние на весь процесс психического развития и подготавливает к обучению в школе.
Процесс формирования представлений о форме происходит через мысленное воссоздание образов предметов и явлений на основе их восприятия. В период раннего и дошкольного возраста у детей развиваются представления о форме, которые претерпевают качественные изменения по мере освоения обобщенных представлений о геометрических фигурах. Согласно концепциям А. Запорожца и Л. Венгера, геометрические фигуры рассматриваются как культурно принятые сенсорные эталоны, используемые для анализа окружающего мира и определения формы предметов и их частей.
Сенсорные эталоны, такие как геометрические фигуры, играют ключевую роль в ориентации при решении перцептивных задач.
Анализ научных воззрений на роль перцептивных действий в процессе восприятия позволил С. Ткаченко заключить, что перцептивные действия стимулируют развитие восприятия. Они способствуют созданию адекватного восприятия окружающего мира, выделяя и преобразуя сенсорную информацию. Восприятие ребёнка эволюционирует и совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями и их системами, что позволяет решать всё более сложные перцептивные задачи.
Начальный этап формирования перцептивных действий у детей младшего дошкольного возраста характеризуется активным использованием сенсорных эталонов, которые играют важную роль в развитии восприятия.
На следующем этапе возможно организовать восприятие предметов различных геометрических форм, таких как прямоугольники и квадраты. Основные свойства этих предметов, включая наличие углов и устойчивость, первоначально воспринимаются детьми как «некруглые» объекты, которые не катятся. По мере накопления опыта восприятия этих свойств детям предлагается сравнивать предметы с кубами и отмечать их сходство.
Хотя логически структурированная последовательность работы по развитию представлений о форме у детей демонстрирует определенную стройность, она не всегда согласуется с функционально-генетическими закономерностями формирования перцептивных действий у детей.
Восприятие формы объекта является сенсорной основой любой практической деятельности. Обучение восприятию и различению форм начинается с младшей группы детского сада, где дети учатся распознавать формы руками и глазами во время игровых занятий. В процессе таких игр дошкольники осваивают понятия геометрических фигур, их характеристик и взаимосвязей, что расширяет их визуальное восприятие и помогает им более точно и всесторонне воспринимать форму окружающих предметов. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию их производственной деятельности и повышению качества жизни.
Одной из важных задач является обучение детей сравнивать формы предметов с геометрическими фигурами. Ребенок должен развить способность видеть, какие геометрические фигуры или их комбинации соответствуют форме предмета. Это умение способствует более полному и целенаправленному восприятию объектов окружающего мира и их воспроизведению в таких видах деятельности, как рисование, лепка и аппликация. Успешное освоение геометрических фигур позволяет ребенку эффективно анализировать предметы, выделяя основные формы и детали, что способствует развитию их когнитивных способностей и творческого мышления.
Процесс сравнения формы объектов с геометрическими критериями проходит в два этапа. На первом этапе детям необходимо научиться давать устное определение формы предмета, используя непосредственное сравнение с геометрическими фигурами. Это позволяет отделить модели геометрических фигур от реальных объектов, придав им значение эталона. В ходе упражнений и игр используются предметы с четко выраженной базовой формой без дополнительных деталей, такие как блюдца, обручи, круглые тарелки, носовые платки, листы бумаги, и коробки квадратной формы. В дальнейшем можно использовать фотографии, изображающие объекты с определенной формой.
На втором этапе дети учатся определять не только основную форму предмета, но и форму его деталей, таких как дом, машина, снеговик или петрушка. Игровые практики направлены на обучение детей визуально разделять предметы на части определенной формы и воспроизводить объекты по частям. Подобные упражнения с использованием разделенных фотографий, кубиков и мозаики лучше всего выполнять вне класса. Занятия по распознаванию геометрических фигур и определению формы различных предметов могут проводиться как в небольших группах, так и индивидуально.
Следующей задачей является обучение детей трансформированию различных форм для создания плоских геометрических фигур. Например, можно соединять квадраты из двух треугольников или прямоугольники из нескольких треугольников. Затем из двух или трех квадратов складываются новые формы, такие как треугольники, прямоугольники или маленькие квадраты.
Форма, как и любое математическое понятие, представляет собой важное свойство окружающих объектов, которое обобщенно отражается в геометрических фигурах. Геометрические фигуры служат критериями, по которым определяется форма объектов или их частей. Ознакомление детей с геометрическими фигурами следует проводить в двух направлениях: сенсорное восприятие геометрических фигур и развитие базовых математических понятий и геометрического мышления. Эти направления отличаются, так как овладение геометрическими фигурами с точки зрения сенсорной культуры отличается от работы по формированию ранних математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы переход к её логическому осознанию невозможен.
Аналитическое восприятие геометрических фигур способствует более точному восприятию детьми формы окружающих предметов, что, в свою очередь, помогает им воспроизводить объекты на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Путем анализа различных свойств структурных элементов геометрических фигур дети начинают понимать, что именно объединяет эти фигуры. Такие взаимосвязи и обобщения, доступные для детей, значительно повышают их умственное развитие. Это способствует развитию познавательной активности, формированию новых интересов, а также развитию внимания, наблюдательности, речи и мышления, включая его ключевые составляющие — анализ, синтез, обобщение и конкретизацию. Все эти навыки готовят детей к усвоению научных понятий в школьном обучении.
Таким образом, проанализировав научно-исследовательскую литературу по проблеме формирования представления у детей по форме предметов, можно сделать вывод, что каждый автор подходит индивидуально к изучению этой проблемы с детьми.