«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР».
У детей с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно развита память (непроизвольная и произвольная, отставание в мыслительной деятельности, дети не владеют интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием, наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (наглядно-действенного, словесно-логического) и исходя из этих особенностей развития детей с ЗПР необходимо всю коррекционную работу строить так, чтобы детям был изучаемый материал интересен, доступен, полностью усваивался и давал толчок к развитию словесно-логического мышления.
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойства предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.
У детей с ЗПР низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном результате.
Коррекционная работа направлена на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).
Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.
В результате проведенных занятий у детей с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка: дети проявляют умение не только ориентироваться в правой и левой стороне у себя и у собеседника, но и определять направления по словесной инструкции, и определять стороны на изображениях. Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.
Знакомство с единицами времени необходимо осуществлять в последовательности и системе, чтобы знание одних интервалов времени служили бы основой для ознакомления со следующими интервалами, а также раскрывали детям существенные характеристики времени: её текучесть, непрерывность, необратимость. Какие же существуют меры времени? Это минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
Знакомство с единицами времени я начинаю с понятия «сутки». Понятие «сутки»делю на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Во время обследования детей, я обратила внимание на то, что дети определяют их по своей деятельности, характерной для данного отрезка времени. Легче дети показывают свою деятельность днём и ночь, труднее утром и вечером.
Дети с задержкой психического развития, как правило, имеют узкое представление о временах года, их характерных особенностях, последовательности их смены друг за другом. Поэтому с самого начала учебного года работа велась посезонно, с уточнением и закреплением каждого времени года: поэтапное изменение в природе (осень ранняя, поздняя, начало зимы, зима в полной своей красе, весна ранняя, весна поздняя, начало лета, лето в разгаре).
Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к пониманию значения и использованию слов: завтра, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. Это имеет существенное значение для понимания логики временных отношений.
В подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний начинаем знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.
На каждом занятии ежедневно называем текущий день недели, а также обговариваем какой, день недели был вчера, какой будет завтра. Когда дети научились считать по порядку, название дня недели начинала связывать с его порядковым номером. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Семь суток составляет одну неделю. Заканчивается одна неделя, начинается вторая, затем третья, затем четвёртая. и т. д. Прошли 4 недели, закончится 1 месяц, начинается другой месяц и опять всё в том же порядке. Прошли 12 месяцев (4 времени года) - закончится один год. И опять начинается другой год и всё опять сначала.
Работа с календарём крайне необходима. Она облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, распорядок жизни в детском саду и дома. С помощью календаря определяется время праздников (их наступление). Календарь помогает логически осознать последовательность смены времён года, месяцев, дней недели. С помощью календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.
Коррекционная работа, направленная на развитие у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений способствует улучшению понимания и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве и времени стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.
Следует отметить, что уровень результатов не достиг уровня нормы, системная речевая патология, присущая детям с ЗПР носит стойкий характер и преодолевается с трудом. Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.
Пространственные представления являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что у детей с ЗПР, несформированность пространственных представлений, у которых заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций.
Несмотря на имеющуюся слабость пространственно-временных представлений, дошкольники с ЗПР достаточно хорошо используют организующую помощь и могут перенести усвоенные способы решения на аналогичные задания. Поэтому можно говорить у этих детей о наличии значительных потенциальных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.
Необходимо формировать пространственно-временные представления не только в специально-организованных формах, но и на прогулках в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, развитию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые могут использоваться в процессе образования в детском саду и в семье.
Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в формировании пространственно-временных представлений. Игры и упражнения, способствовали расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяло нашим детям овладеть пространственно-временными представлениями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.