Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
Электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Моя педагогическая находка
"Формирование речевого этикета посредством кейс-технологии "
Выполнила: воспитатель
Пантелеева Е.А.
высшая квалификационная категория
2023 год
Я, Пантелеева Елена Анатольевна, воспитатель детского сада №7 «Золотая рыбка», хочу поделиться своей педагогической находкой или просто рассказать о том, как я смогла решить проблему речевого этикета (культурного общения) среди воспитанников своей группы. Хочу начать с цитаты, характеризующей мой жизненный принцип: «Делай для другого - учись для себя».
Поэтому, я представляю свой опыт работы по теме «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством кейс-технологии».
Изучив научные труды педагогов-психологов, проанализировав методическую литературу, ознакомившись с опытом работы других детских садов по данной теме, я сделала вывод, что необходимо как можно раньше вести целенаправленную работу по формированию культуры речи в диалоге и игре с ребёнком, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребёнка.
Одно их противоречий современного общества – это потребность в гуманных отношениях между людьми, дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет. Поэтому,я решила начать обучать речевому этикету своих воспитанников с использованием в педагогической практике кейс-технологииеще в дошкольном детстве.
К проблеме воспитания речевого этикета у детей обращались многие ученые, что подтолкнуло меняэффективно, увлекательно, творчески использовать эту педагогическую находку (кейс-технологии) по формированию у воспитанников норм речевого этикета. Стремление учить серьезному увлекательно является моим педагогическим секретом, что объясняет выбор кейс-технологии, с помощью которой дети становятся активными участниками определенной речевой ситуации.Учитывая актуальность темы, а такжереализуя данное направление, я поставила перед собой цель:«Формирование речевого этикета у детей 5-6 лет посредством кейс-технологии». Для реализации этой цели наметила задачи.
Ведущая педагогическая идея моего необычного опыта заключается в организации системы работы с воспитанниками группы (создание кейс-портфеля) по формированию речевого этикета посредством кейс-технологии.Работа по формированию культурного общения проводилась в три этапа.
На первом этапе - составлен перспективный план работы, комплекс мероприятий, осуществлен подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста (5-6лет), разработан проект «Путешествие в страну Вежливости», а также создан кейс-портфель.
Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы, я провела мониторинг определения уровня сформированности речевого этикета у воспитанников и заинтересованности родителей данной проблемой.
Серьезное внимание уделила созданию в группе условий, способствующих формированию речевого этикетакаждого ребенка. Организовала «Уголок речевого этикета», в который вошли: тематические альбомы,лепбук, мнемотаблицы по этикету, дидактические игры, мультимедийная библиотека. РППС группы постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.
Практический этап по формированию речевого этикета включил в себя реализацию системы работы с использованием кейс-технологии. Собранный мною кейс-портфель включает в себя несколько кейс-пакетов: кейс-иллюстрации, фото-кейс, кейс ролевого проектирования, кейс-стади, кейс конкретных ситуаций. Это кейсы, в которых описывается ситуация,формулируется проблема в конкретный период времени, где детям предлагается найти пути её решения. Данный кейс-портфель направлен на освоение знаний, формирование новых качеств и представлений, развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить пути их решения, а также на формирование навыков коммуникативного взаимодействия и использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Работа по обогащению и активизации словаря детей с использованием формул и выражений речевого этикета проводилась в следующей последовательности:
д
ля восприятия
формул речевого этикета
использовались произведения
художественн
ой
литератур
ы
, просмотр инс
ценировок и постановок,
используя
при этом пакет кейс-иллюстраций, фото-кейс, а также пакет кейс-конкретных ситуаций.
д
ля воспроизведения формул речевого этикета использовалась
система игр и упражнений
,
таких как словесная игра «Волшебник», дидактическая игра «
Что будет, если…
», игровые ситуации
«Подбери слова»,
«
Правила дружбы
», «В гостях»,
побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета. Для выполнения этой задачи я
использовала пакет
-кейс ролевого проектирования
и конкретных
ситуаций.
д
ля обучения
способам «развёртывания» формул
культурного общения в работе
использовал
ись
все пять
кейс-
пакетов.
д
ля о
бучения
детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики
использовались игры и этюды: игра «Физиономисты», «Пантомимы», этюд «Эмоции».
Задания постепенно усложнялись для воспроизведения вариативных формул. Игры, предлагающие
детям
самостоятельное воспроизведение
культурных речевых формул
, показали, что
мои воспитанники
значительно чаще и к месту стали использовать
речевые
формулы в
конкретной
ситуации общения.
Самыми увлекательными для детей сталисовместные итоговые мероприятия с родителями в рамках реализации проекта «Путешествие в страну Вежливости», гдевоспитанники смогли продемонстрировать свои знания формул речевого этикета, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. У детей сформировалось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности, укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников; повысился уровень педагогической культуры родителей по теме проекта, установилась более тесная связь. Родители поняли, насколько важен наглядный пример в воспитании культуры поведения ребенка.
В результате использования мной современной педагогической находки (кейс-технологии) с целью формирования речевого этикета у детей группы,позволяет говорить о достаточно высокой степени функционирования созданной мной системы работы (кейс-портфель), которая позволиламне эффективно, интересно и увлекательно для воспитанников выстроить работу и обеспечить положительную динамику развития детского речевого этикета.
Удетей сформировались:
коммуникативные умения,
умение
взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, используя имеющиеся
знания
в жизненных ситуациях;
дети стали
самостоятельно
использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания
взрослого;
обогатилась
речь
воспитанников
словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении
, повысилась культура
общения
;
уме
ния
применять правила речевого этикета, нужные громкость и тембр голоса, соблюда
ть
речевые паузы, интонационное разнообразие, созда
вать
сочетание формул речевого этикета с мимикой, жестами и позами
;
научились соотносить свои устремления с интересами других людей, отстаивать свою точку зрения в общении и умение принимать помощь
.
Достигнутые положительные результаты в работе с детьми по формированию речевого этикета посредством кейс-технологии дали мне возможность распространить свой необычный опыт работы среди педагогов не только нашего ДОУ, но и на районном методическом объединении, возможность участвовать в различных педагогических конкурсах, транслировать свой педагогический опыт.
И, в заключении, еще раз отмечу, что использование мною кейс-технологии позволило расширить не только мои творческие возможности, но и оказало положительное влияние на формирование речевого этикета и всестороннее развитие моих воспитанников.
Первый шаг в этом направлении я уже сделала. Я создала кейс-портфель с разработанными и апробированными пакетами кейсов, а также продолжаю разрабатывать новые.
Таким образом, методические приемы, используемые мною для обучения детей формулам речевого этикета в конкретно выбранной ситуации общения, оказались приемлемыми и эффективными, а значит найден педагогический ключик к, казалось бы, стандартной ситуации (научить детей культурно общаться).