ББК 88.61-99
УДК 159.9.072.7
Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения
Автор: Чеботарева Валерия Ивановна учитель начальных классов
Аннотация: в статье рассматривается про рефлексивные , их виды , какие виды рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения. Анализируются особенности видов рефлексивных умений младших школьников.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, отрефлексировать, диады.
Введение
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.
В наше время очень важно изучать приемы рефлексии, потому что организация рефлексии в педагогической деятельности позволяет учителю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью
включения самих учащихся в активную деятельность.
Основная часть:
Научная литература насчитывает множество точек зрения на проблему рефлексии. В энциклопедиях нового поколения термин рефлексия трактуется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека» [1;c.16], или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле – новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного»[2;c.56] . Уже у средневековых философов и мыслителей, таких как: Аристотеля, Платона и далее ... мы можем увидеть множество глубочайших рассуждений, которые касаются различных сторон того, что в современном мире относим к понятию рефлексии, но все же принято считать, что основные проблемы, связанные с ним, зародились лишь в наше время, точнее благодаря полемике Локка и Лейбница. Как бы ученые не относились к данной трактовке истории проблемы, и какую бы важнейшую роль не отводили древним схоластам, нет сомнений, что именно Локк и Лейбнец начали трактовать рефлексию как самопознание, как «обращение духа к «я» » и только благодаря им приобрело отчетливо психологическую окраску.
Помимо Локка и Лейбница другие ученые также пытались сформировать или дополнить понятие «рефлексия». Так, немецкий философ Фихте дополнил в понятие рефлексии познавательно – оценочный оттенок рефлексия знания –«наукознание») и поставил в контекст процессов развития «жизни»[3; c.44].
Еще один немецкий философ – В.Ф.Гегель трактовал понятие «рефлексия» как существенное определение в границах картины общего функционирования и развития духа. После него 10 понятие рефлексии до сих пор считается одним из самых важнейших в обосновании философского анализа познания .После чего, понятие рефлексии до сих пор считается одним из самых важнейших в обосновании философского анализа познания [4;c.31].
Если обратится к педагогическому энциклопедическому словарю, то трактовка понятия рефлексия звучит немного по-другому.
Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение. 2) В философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. В ходе стремительного развития уровня жизни и цивилизации мышление личности становится все более логичным [5; с.27]. Это можно объяснить следующим образом: традиционный материал, который получает каждый индивидуум, более тщательно обработан и продуман. Очень рано появляется желание понять свои чувства и действия. А так же объяснить себе все тайны окружающего мира. Человек, вне зависимости от своей культурной ступени, начинает задумываться о мотивах совершенных им поступков. Хотя у многих из них может и не быть четкого сознательного мотива. Именно поэтому индивидуум старается подыскать вторичные объяснения, которые совсем не относятся к их историческому происхождению, но представляют собой выводы, которые основываются на общих знаниях, имеющихся у данного народа.
Появление этих вторичных объяснений – важнейшее антропологическое явление. Но, не смотря на это, многие люди пытаются
оправдать свои поступки уже после их совершения. Поэтому учение и обучение является важнейшим для решения задач умственного воспитания...
Локк рефлексию толкует как наблюдение, которому человеческий разум подвергает свою деятельность. [6; c. 4]. Краткий психологический словарь понятие рефлексии раскрывает как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [7; c.162]. Родоначальником понятия можно считать науку философию. Она представляла рефлексию процессом размышления человека в своем сознании о том, что с ним происходит. Р.Декарт представлял рефлексию как способность сосредоточения на содержании собственных мыслей, умение абстрагироваться от всего телесного, внешнего. Дж.Локк развел два понятия: ощущение и рефлексию. В его понимании рефлексия – это особый источник знания, внутренний опыт, основывающийся на свидетельстве человеческих органов чувств. Это определение рефлексии и стало главной аксиомой интроспективной психологии. Но в данных представлениях реальная способность человека к самоотчету о том, что он испытал, к анализу состояний своей психики, преломилась [8; c.12]. В социальной психологии она понимается как осознание субъектом, который действует (одним или несколькими лицами), как его действительно воспринимают и оценивают другие индивидуумы или общности. Рефлексия – это не только то, как «рефлексирующий» знает и понимает сам себя, а еще и выясняет, как многие другие субъекты знают и понимают особенности личности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Но если предметом становится результат совместной деятельности или сама деятельность, то тогда речь пойдет об особой форме рефлексии – предметно-рефлексивных отношениях [9; c.56]. Сам по себе рефлексивный процесс очень сложен и имеет, как минимум, шесть характерных позиций, которые определяют отображение субъектов:
субъект такой,
какой он есть;
как субъект видит себя;
как его видит другой субъект;
далее эти четыре позиции повторяются, но уже со стороны другого субъекта. Таким образом, рефлексия - это зеркальный удвоенный процесс отражения субъектами друг друга, свидетельством которого можно считать то, как «рефлексируемые» воссоздают и воспроизводят особенности друг друга. Западная социальная психология свои традиционные исследования причисляет к работам Ч.Кули, Д.Халмса и Т.Ньюкома. Они связаны с экспериментальным учением диад. Диады – это пары субъектов, которые включены в процесс взаимодействия в специально созданных лабораторных условиях и ситуациях. Но многие отечественные ученые – исследователи отмечают, что этот процесс стоит глубоко рассматривать не на приме пары, а на реально организованных социальных группах, которые объединены значимой деятельностью [10; c.22].
Заключение.
В заключении хочется отметить, что рефлексия является важным аспектом в педагогической деятельности любого учителя. Она формирует у детей способность к самоанализу, анализу своих результатов, усвоению или не усвоению различных видов деятельности и знаний. Рефлексия – это важное составляющие в жизни человека, ведь недаром она обхватывает области таких наук как : философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии. Но важное внимание стоит уделять рефлексии в педагогике, ведь мы , как будущие учителя должны знать специфику и сущность рефлексии и уметь применять ее.
Список литературы:
1.. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т./ Гл. ред. В. Г. Панов. – М.: Большая Рос.энцикл, 1993-1999. - Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов. - 1993.
2. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. – 61с. 29. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т./ Гл. ред. В. Г. Панов. – М.: Большая Рос.энцикл, 1993-1999. - Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов. - 1993. - 607с.
3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2005. – 368с.
4. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности [Текст] /М. Лукьянова // Учитель. – 2003. – № 2. – С.26-32
5. Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования [Текст] / С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С.25-36
6. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №6. – С.1-6
7. Семенов И.Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степаноа //Вопросы психологии. – 1983. – №5. – С.162-164
8. Симакова Т. А. Психология саморазвития : изучение, анализ и развитие рефлексив. процессов [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А.
9. Морозова, Г.В. Рефлексия педагога [Текст]: монография / Г.В. Морозова, С.Б. Гнедова, А.А. Тихонова. – Ульяновск :УлГПУ, 2013. – 203 с
10. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А.В. Карпов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424с.