ГК  ОУ ?Нижнетагильская ВШ №2?


ВЫСТУПЛЕНИЕ 
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
НА ТЕМУ 

?ФОРМИРОВАНИЕ 
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 


Учитель
 технологии 
и искусства:
 Сосновская 
Надежда 
Викторовна





Нижний Тагил
2024 г.
Формирование семейных ценностей средствами  внеурочной деятельности и внеурочной деятельности по предмету.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся.? Наша школа особенная. Она находится на территории исправительной колонии. Пенитенциарная система современной России направлена на реализацию уголовно-исполнительной политики государства, основанной на Конституции РФ. Главным принципом данной политики объявлен принцип гуманизации обращения с заключенными.
Учителя нашей школы не имеют возможности включить родителей и членов семьи учащихся в школьную жизнь, найти с ними общий язык, общие интересы и общее поле действия, где все должно происходить  в интересах развития учащихся.   К несчастью, сегодня налицо острый кризис семьи и ухудшение положения обучающихся. А ведь семья – основа общества и ?опора государства?. 
Я, как учитель и классный руководитель, принимаю участие в реализации модели внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной – на уроке. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на достижение воспитательных результатов. 
Цель моей внеурочной деятельности: создание педагогических условий для развития творческого потенциала обучающихся, их нравственного самоопределения на основе ценностей и смыслов родной культуры.
Внеурочная деятельность.
Моя работа во внеурочной деятельности в школе осуществляется по следующим направлениям:
духовно-нравственное; 
общекультурное;
общеинтеллектуальное.
Содержание внеурочной деятельности дополняет содержание воспитательной системы школы:
Духовно-нравственное – празднично-событийный цикл жизни школы  на основе культурно-исторических отечественных традиций. В течение учебного года проводятся праздники с участием обучающихся школы: День знаний, День Учителя, День пожилого человека, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Последний звонок. 
Общекультурное – занятия в творческой мастерской ?Самородок?,  ИЗО и творческая мастерская, ?Мастерская Деда Мороза?, проектная деятельность и другие. Проведение заочных экскурсий на темы ?Мой родной край?, ?Родной Урал? и т. д.. 
Общеинтеллектуальное - создание учащимися театральных сценариев и участие в них: ?Теремок?, ?Три поросенка?, ?Алые паруса?, проекты и т. д. 
Во всех направлениях в той или иной степени формируются ценности семьи, такие как послушание, почитание и уважение родителей, своего рода, своей семьи, бережное отношение к старшему поколению семьи, взаимопомощь и взаимовыручка,  любовь и забота.
Также с учащимися проводятся беседы на темы: ?Традиции семейного воспитания?, ?Поговорим о здоровье телесном и духовном?, ?Роскошь человеческого общения? и т. д. На беседах    царит атмосфера доверия и взаимопонимания,  что способствует сплочению учителей и учащихся в решении общей задачи – воспитание обучающихся.
Еще одна форма работы – это просмотры художественных и документальных фильмов: ?Проблемы в жизни подростка? по фильму ?Талая вода?, ?Привязанность к семье? по фильму ?Старший сын?.  По фильму  ?Уличный кот по кличке Боб? история учит нас тому, что поддержка близкого может сыграть решающую роль в борьбе за право на лучшую жизнь, что неважно как низко пал человек, он все равно сможет подняться.
Внеурочная деятельность по предмету ?Изобразительное искусство?.
В школе стало традицией защищать свои проекты на общешкольной конференции. В этом году мы создали просветительский проект ?Наука, живопись, скульптура, музыка, мода – женского рода?, где учащиеся предоставили свои доклады о великих женщинах мира (приложение №1). Многие из великих женщин, описанных в проекте, имели свою семью, которая поддерживала их в своих начинаниях, оказывала помощь в трудных ситуациях, а самое главное – любила своих детей, родителей и, конечно, своих женщин. Почему эти женщины стали великими? Да потому, что семьи этих женщин имели свои семейные ценности, а женщина в своей семье являлась и является ее оплотом!  А это очень большая и самая верная поддержка для семьи.



Приложение №1







В заключении хочется сказать, что Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни.   Постепенно у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается ?образ собственного дома? с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство ?родительского дома?) ложится в основу любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье. 
То есть с формирования ценностей семьи начинается формирование гражданской идентичности современных школьников. Весь уклад школьной жизни направлен на достижение этой цели. 











4