ГК ОУ ?Нижнетагильская ВШ №2? ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ ?ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? Учитель технологии и искусства: Сосновская Надежда Викторовна Нижний Тагил 2024 г. Формирование семейных ценностей средствами внеурочной деятельности и внеурочной деятельности по предмету. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся.? Наша школа особенная. Она находится на территории исправительной колонии. Пенитенциарная система современной России направлена на реализацию уголовно-исполнительной политики государства, основанной на Конституции РФ. Главным принципом данной политики объявлен принцип гуманизации обращения с заключенными. Учителя нашей школы не имеют возможности включить родителей и членов семьи учащихся в школьную жизнь, найти с ними общий язык, общие интересы и общее поле действия, где все должно происходить в интересах развития учащихся. К несчастью, сегодня налицо острый кризис семьи и ухудшение положения обучающихся. А ведь семья – основа общества и ?опора государства?. Я, как учитель и классный руководитель, принимаю участие в реализации модели внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной – на уроке. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на достижение воспитательных результатов. Цель моей внеурочной деятельности: создание педагогических условий для развития творческого потенциала обучающихся, их нравственного самоопределения на основе ценностей и смыслов родной культуры. Внеурочная деятельность. Моя работа во внеурочной деятельности в школе осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное; общекультурное; общеинтеллектуальное. Содержание внеурочной деятельности дополняет содержание воспитательной системы школы: Духовно-нравственное – празднично-событийный цикл жизни школы на основе культурно-исторических отечественных традиций. В течение учебного года проводятся праздники с участием обучающихся школы: День знаний, День Учителя, День пожилого человека, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Последний звонок. Общекультурное – занятия в творческой мастерской ?Самородок?, ИЗО и творческая мастерская, ?Мастерская Деда Мороза?, проектная деятельность и другие. Проведение заочных экскурсий на темы ?Мой родной край?, ?Родной Урал? и т. д.. Общеинтеллектуальное - создание учащимися театральных сценариев и участие в них: ?Теремок?, ?Три поросенка?, ?Алые паруса?, проекты и т. д. Во всех направлениях в той или иной степени формируются ценности семьи, такие как послушание, почитание и уважение родителей, своего рода, своей семьи, бережное отношение к старшему поколению семьи, взаимопомощь и взаимовыручка, любовь и забота. Также с учащимися проводятся беседы на темы: ?Традиции семейного воспитания?, ?Поговорим о здоровье телесном и духовном?, ?Роскошь человеческого общения? и т. д. На беседах царит атмосфера доверия и взаимопонимания, что способствует сплочению учителей и учащихся в решении общей задачи – воспитание обучающихся. Еще одна форма работы – это просмотры художественных и документальных фильмов: ?Проблемы в жизни подростка? по фильму ?Талая вода?, ?Привязанность к семье? по фильму ?Старший сын?. По фильму ?Уличный кот по кличке Боб? история учит нас тому, что поддержка близкого может сыграть решающую роль в борьбе за право на лучшую жизнь, что неважно как низко пал человек, он все равно сможет подняться. Внеурочная деятельность по предмету ?Изобразительное искусство?. В школе стало традицией защищать свои проекты на общешкольной конференции. В этом году мы создали просветительский проект ?Наука, живопись, скульптура, музыка, мода – женского рода?, где учащиеся предоставили свои доклады о великих женщинах мира (приложение №1). Многие из великих женщин, описанных в проекте, имели свою семью, которая поддерживала их в своих начинаниях, оказывала помощь в трудных ситуациях, а самое главное – любила своих детей, родителей и, конечно, своих женщин. Почему эти женщины стали великими? Да потому, что семьи этих женщин имели свои семейные ценности, а женщина в своей семье являлась и является ее оплотом! А это очень большая и самая верная поддержка для семьи. Приложение №1 В заключении хочется сказать, что Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Постепенно у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается ?образ собственного дома? с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство ?родительского дома?) ложится в основу любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье. То есть с формирования ценностей семьи начинается формирование гражданской идентичности современных школьников. Весь уклад школьной жизни направлен на достижение этой цели. 4
Формирование семейных ценностей средствами внеурочной деятельности