* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С СИСТЕМОЙ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ

Трафимова Елена Александровна учитель-логопед ГБДОУ №50

Петроградского района г.Санкт-Петербург

Аннотация:

Содержание статьи связано с изучением проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системой патологии речи. В работе подчеркивается, что эта проблема остается недостаточно исследованной и описанной в научных источниках, несмотря на ее значимость. Правильное овладение речью является важным фактором в развитии личности ребенка, что делает понимание слоговой структуры слова ключевым в овладении грамотой и успешным обучением в школе. Также отмечается, что неверная речь может затруднять взаимодействие ребенка с окружающими и оказывать влияние на его характер. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности

Ключевые слова:

Нарушение слоговой структуры, речевая патология, развитие речи, логопедическое обследование, фонетико-фонематическое недоразвитие, этиология, патогенез, комплексная слоговая структура, моторная алалия.

Исследования и описания проблем, связанных с нарушением и исправлением слоговой структуры слов у детей с патологической речью, все еще недостаточны в научной литературе, хотя они очень важны. Подходы к исправлению этого нарушения противоречивы и не всеобъемлющи, несмотря на их актуальность. Овладение правильной речью является важным фактором для развития личности ребенка, и понимание слоговой структуры слова играет ключевую роль в овладении грамотностью и успешным обучением в школе. Включение слова в фразу или самостоятельную речь позволяет выявить его слоговую структуру, что является необходимым условием для успешного обучения ребенка.

В детском саду и в семье приоритетной задачей в обучении детей родному языку является формирование речи, которая была бы грамматически правильной, обладала богатой лексикой и имела ясное произношение. Умение говорить такой речью позволяет детям эффективно общаться и готовиться к школьному образованию. Ребенок, способный ясно и четко выражать свои мысли и желания, легко находит общий язык с другими детьми и успешно согласовывает игровые моменты. Однако, непонятная и нечеткая речь ребенка мешает ему взаимодействовать с окружающими и может оказывать влияние на его характер.

Особой формой речевой патологии, которая встречается у детей дошкольного возраста, является нарушение слоговой структуры слов. Этот недостаток в развитии речи характеризуется сложностями в произношении слов с сложной слоговой структурой, таких как изменение порядка слогов в слове, пропуск или добавление новых слогов или звуков. Логопеды обычно выявляют эту проблему при обследовании детей с общим недоразвитием речи, но она также может быть присутствовать у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием.

При изучении литературы недостаточно уделяется внимание вопросам этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи. Отмечается широкий спектр таких нарушений, начиная от трудностей в произношении слов с сложной слоговой структурой в условиях свободной речи, и до грубых нарушений, когда ребенок не может повторить правильно двух- или трехсложные слова, даже используя визуальные подсказки. Все дети с моторной алалией испытывают это нарушение фонетической стороны речи, но оно не является основным симптомом синдрома, а скорее является дополнительным нарушением в области лексики.

В течение многих лет российские ученые проявляют интерес к исследованию проблем развития структуры слова у детей дошкольного возраста и созданию методик для его развития. Г.В. Бабина, Р.Е. Левин, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Н.С. Четверушкина и другие исследователи обнаружили, что дети, испытывающие нарушения в структуре слова в раннем возрасте, отстают в развитии речи и произносят первые слова некорректно. Многочисленные авторы особо выделяют важную роль факторов, таких как восприятие звуков и звуковых единиц, артикуляционные способности, развитие моторики и пространственного мышления, в освоении структуры слова.

Для специалистов в сфере логопедии, исправление нарушений слоговой структуры слов представляет себя значительный вызов. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении продолжительного времени. Каждый раз, когда они сталкиваются с новыми словами, содержащими слоговые и морфологические структуры, например, "мотоциклист" и "парикмахерская", проблема становится очевидной. В школьном возрасте у детей часто появляется стремление избегать использования сложных для произнесения слов, чтобы скрыть свои проблемы от окружающих. Поэтому в работе по исправлению речи у детей огромное внимание уделяется формированию неречевых процессов на начальных этапах.

В школьном возрасте дисграфия становится явным проявлением проблемы, которую невозможно было устранить в дошкольном возрасте - проблемы с фонологическим развитием. Затруднения в синтезе и анализе слов, а также фонематическая дислексия вызывают появление негативных эмоций и проблем психического характера. Этот факт подтверждается опытом логопедов. Предварительное обследование проводится для определения правильного подхода и методов коррекционной работы с ребенком. Однако, к сожалению, в работе с детьми часто игнорируется развитие слоговой структуры слов, придавая наибольшее внимание исправлению произношения звуков.

При проведении обследования речевых проблем у детей следует учитывать их возраст и уровень развития речи. Логопедическое обследование должно включать анализ слоговой структуры слова, с приданием особого внимания произношению звуков и преодолению трудностей в их артикуляции. Однако иногда, при оценке речевых проблем, уделяется больше внимания звукам, а не слогам, что противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому для достижения правильного баланса между произношением звуков и овладением слоговой структурой слова, необходимо учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и тип его речевой проблемы, будь то полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия или ринолалия.

Формирование фонетической системы речи может происходить разными способами. Некоторым детям может быть сложно произносить отдельные звуки, но при этом они все равно сохраняют структуру слова, состоящую из слогов. У других детей наблюдается затруднение как с произношением звуков, так и с развитием слоговой структуры слов. Фонетическая система речи этих детей зависит от их словарного запаса. При развитии словарного запаса наблюдается положительный эффект на фонетическую систему.

Со временем, когда слова становятся более сложными по слоговой структуре и звуковому составу, возрастают требования к фонетической системе. Постепенно, при тренировке и установлении все более высоких стандартов, развитие словарного запаса способствует улучшению фонетической системы. Отмечается особая разница в уровнях развития лексико-грамматической и фонематической составляющих речи у таких детей. Развитие умения слышать и произносить слова включает исправление нарушений в структуре слогов. Этот процесс состоит из двух этапов: подготовительного и коррекционного.

На подготовительном этапе используется комбинация невербального и вербального материала, чтобы помочь ребенку лучше понять ритмическую структуру слов на его родном языке. Коррекционный этап включает работу с вербальным материалом для непосредственного исправления дефектов в структуре слогов, соответствующих потребностям каждого отдельного логопеда. Для того, чтобы ребенку стало удобно использовать новое слово самостоятельно, взрослому требуется повторить его от 70 до 90 раз. Исходя из этого, можно предположить, что дети с задержкой речевого развития на начальном этапе обучения нуждаются в еще большем количестве повторений слов. Поэтому коррекционная работа по слоговой структуре слов должна проводиться в течение длительного времени, систематически и с учетом постепенного увеличения сложности заданий. Кроме того, важно учитывать, что дети наиболее активно учатся через игру, поэтому занятия должны быть организованы в игровой форме, с использованием наглядных материалов.

Список литературы

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.

2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2007. -160 с.

3. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. – Москва: АПН РСФСР, 1961. – 59- 70с.

6. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – Москва: Гном Пресс, 2006. – 92 с.