?Формирование социальной активности младших школьников в образовательной организации?. Аннотация. В статье автор анализирует проблемы, связанные с формированием социальной активности младших школьников. В начале статьи сделан краткий обзор изученной литературы по заданной теме. Автором обоснована актуальность формирования социальной активности младших школьников. В статье выявлены причины несостоятельности начального образования, в формировании социальной активности начального звена. В основной части статьи описываются примеры социальной активности, анализ выбранной программы. Установлено, что вовлечение детей в социальные акции влияет на формирование определенных качеств: ответственности, дружелюбия, гуманности. Так же социальная активность расширяет их кругозор, выявляет таланты. Результаты исследования данной проблемы позволяют повысить качество реализации основных программ и методов, направленных на формирование социальной активности. Ключевые слова: социализация, социальная активность, младший школьник, воспитание, социальные акции, педагогические условия. "Formation of social activity of junior schoolchildren in an educational organization". Annotation. In the article the author analyzes the problems related to the formation of social activity of junior schoolchildren. At the beginning of the article a brief review of the studied literature on the given topic is made. The author substantiates the urgency of formation of social activity of junior schoolchildren. The article reveals the reasons for the failure of primary education, in the formation of social activity of primary school students. The main part of the article describes examples of social activity, analysis of the selected program. It is established that involving children in social actions influences the formation of certain qualities: responsibility, friendliness, humanity. Also social activity broadens their outlook, reveals talents. The results of the study of this problem allow to improve the quality of implementation of basic programs and methods aimed at the formation of social activity. Key words: socialization, social activity, junior schoolchild, education, social actions, pedagogical conditions. Введение Современный мир предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активным и инициативным, самостоятельным и ответственным, доброжелательным и толерантным, ставя тем самым перед системой образования качественно новые задачи, одна из которых реализация личностно ориентированного развивающего обучения. Младший школьный возраст, являясь достаточно значимым периодом в жизни ребенка, позволяет именно в этот период заложить основы характера и поведения, выявить таланты, обучить самостоятельности и ответственности. Развитие социальной активности учащихся, является неотъемлемой частью современного воспитательного процесса. Школьники начального звена активны и любознательны, социальная активность расширит их кругозор, научит уважению к старшим и к своим одноклассникам. Скрепит класс в коллектив. Выявление талантов ребенка и его развитие, делает процесс образования не только познавательным, но и интересным. Ранее были даны определения социальной активности: (В.З.Коган, С.Л.Комарова, Н.Ф. Басова, А.В. Иванов). Проблема необходимости формирования социальной активности в России возникает во второй половине XIX – начале XX века и обусловлена динамичными политико-экономическими, научно-культурными, социально-психологическими изменениями российского общества. Впервые необходимость формирования социальной активности в отечественной педагогике была обоснована К.Д. Ушинским. Он указывал: содействовать образованию в душе ребенка того, коренного строя, который достоин человека - величайшая задача воспитания и воспитателя. Актуальность проблемы исследования: В свете приоритетов государственной образовательной политики в России предъявляемые требования, к выпускникам образовательной организации, не соответствуют реальным показателям. Доказывая, что, социальная деятельность приобретает особую актуальность. В?современных исследованиях недостаточно изучено как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях такое явление, как социальная активность начального звена. Теоретическая значимость исследования: Для современной педагогической науки имеет большое значение изучения сторон социализации. Поэтому важно выявить и обосновать уровень их значимости для разных возрастов, членов определенного социального окружения. Практическая значимость: Результаты исследования будут способствовать развитию целостной программы и методов по формированию социальной активности младших школьников. Основная часть. Цели и методы. Исследование направленно на обосновании и проверке на практике педагогических условий и практико-ориентированных средств формирования социальной активности школьников. Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых общественно значимые потребности. Субъектом – носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие. Как общественное свойство личности, социальная активность развивается через систему различных связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от отношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.[1] Научная новизна: Стоит отметить, что вопросы социальной активности младших школьников изучены недостаточно, а именно спорным остается вопрос о ее сущности и структуре; не дано полное описание взаимодействия внутренних и внешних факторов в развитии социальной активности, в результате чего в процессе развития слабо учитывается потребности младших школьников. Недостаточно полно раскрыто значение инновационной развивающей среды, условий и отношений для развития социальной активности, что оказывает негативное влияние на процесс и результат ее развития у детей. Результаты исследования. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Социальная активность выступает как побудитель к деятельности, как свойство личности на определенном этапе ее развития. Как результат социально значимой деятельности. В каждом виде деятельности проявляются и совершенствуются различные виды активности: двигательная активность – подвижность в процессе познания действительности; умственная активность – оптимальное усвоение доступного детям социального опыта; эстетическая активность – самостоятельность и творчество в процессе создания детьми выразительных образов в игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности; этическая активность-проявление бережного отношения ко всему, что сделано природой и человеком, доброжелательность в общении с детьми и взрослыми, выражающаяся в сочувствии, сопереживании, сострадании, помощи. Проведя наблюдения, за учащимися, были выявлены результаты которые показали, что большинство учащихся пассивно участвуют в предлагаемой учителем внеучебной деятельности, общественной жизни, их не интересуют дела коллектива, поручения учителя выполняют с неохотой, инициативу не проявляют, общение в классах сведено практически до минимума. Детей чаще можно увидеть за перепиской в телефоне, чем общающихся ?в живую?. Взаимодействие детей сводится к бегу по коридорам, частым выяснениям отношений. Дети уклоняются от простых просьб и поручений учителя, проявляют безответственность, неуважение к одноклассникам и взрослым, нарушают правила поведения. Учитывая наблюдения, за поведением детей был сделан вывод, что уровень социальной активности младших школьников находится преимущественно на низком уровне. Перед началом педагогического эксперимента была проведена беседа с руководителями классов. Учителя согласились, что в классе проблема развития социальной активности весьма актуальна. Дети не только не стремятся к участию в делах школы, но и постоянно устраняются от любых поручений, проявляют пассивность, заняты собой. Учителя констатировали, что во внеурочное время систематической и целенаправленной деятельности по развитию социальной активности не ведется. Каждый из педагогов составил характеристику своего класса. Они отмечают, что дети достаточно любознательны и, есть творческие и артистичные личности. Но, по мнению учителей, особой сплоченности, взаимоуважения и дружбы в классе не замечено. Для получения полного понимания отсутствия социальности у детей были проведены родительские собрания, на них в ходе беседы с родителями учеников, выяснилось, что большинство из них признали, у детей мало живого общения, они много времени проводят в интернете, их слабо интересует учеба. Дополнительные занятия, музыкальную школу, секции дети посещают только под давлением и строгим контролем родителей. Во внеучебное время дети практически не выходят гулять, особенно в зимнее время, очень мало общаются со сверстниками, предпочитают ?сидеть в интернете?. На основании всего услышанного и учитывая данные диагностик, был сделан вывод, что необходимо проведение целенаправленной работы по формированию и развитию социальной активности детей начальной школы. В качестве основного средства формирования социальной активности выбрана внеурочная деятельность, основным методом – проектная деятельность. Программа внеурочной деятельности ?Я – исследователь? предлагает разнообразные задания и задачи, которые требуют от них поиска и использования новой информации. Это помогает развивать у них навыки самостоятельного изучения новых тем и умение применять полученные знания на практике. Она включает в себя различные исследовательские проекты, которые требуют от детей активного взаимодействия для достижения поставленной цели. Кроме того, программа ?Я – исследователь? стимулирует любопытство и интерес к учению. Дети узнают, что они могут сами открывать новые знания и использовать их для решения различных задач. Это помогает им развивать коммуникативные навыки, знакомиться на практике с самоуправлением и развивать уверенность в себе. Пообщавшись с детьми и узнав их лучше, сделан вывод, что занятия проектной деятельностью были бы более эффективны, если бы темы проектов были личностно ориентированы и учитывали интересы каждого из учеников класса. Многие дети уже имели представление о том, что такое проект. Они встречались с ними на уроках окружающего мира, русского языка и математики. По обобщенному мнению учеников, работа над проектами не вызывала у них большого интереса. Часто работа над проектом задавалась на дом, и выполняли ее родители. Из курса ?Я исследователь? дети подробнее узнали: что такое проекты, и каковы их виды. Дети познакомились с понятиями: ?проблема?, ?тема проекта?, ?цель проекта?, ?гипотеза?, ?наблюдение?, ?эксперимент?, ?опыт?, ?источник информации?. Младшие школьники учились планировать и оформлять свою работу, представлять проект, практиковались в правильном составлении списка литературы и так далее. Исходя из индивидуальных предпочтений детей, было разработано и реализовано несколько проектов, рассмотрим на примере одного: ?Наш класс. Мы разные, но мы одна команда!? Для успешной проектной деятельности было необходимо соблюдение определенных педагогических условий. Первое условие – игровой характер занятий. Младшие школьники лучше усваивают информацию и развиваются, когда осуществляют деятельность через игру. В проектной деятельности можно использовать различные игровые формы, ролевые игры, конкурсы, чтобы привлечь детей к активному участию. Участники проекта должны быть активно вовлечены в его реализацию, выстраивать план действий, принимать решения и активно выполнять свои обязанности. Необходимо проводить анализ проделанной работы совместно с детьми, чтобы выявить слабые и сильные стороны проекта, сделать вывод. Второе условие – организация коллективного творчества. Это необходимо для того, чтобы дети учились распределять обязанности между собой, решать проблемы совместно, советовались друг с другом. Важным моментом стала постановка задач, которые можно реализовать на практике, то есть имеют связь с реальной жизнью. Третье условие – формирование атмосферы доверия. Это необходимо для того, чтобы ученики не боялись задавать интересующие вопросы и высказывать свое мнение. Оказание поддержки участникам проекта со стороны педагога в решении проблем. Как показала практика, ученики достигают лучших результатов, если преподаватель не критикует учеников, поддерживает и направляет. Реализация в ходе опытно-экспериментальной работы указанных выше педагогических условий обеспечила успешное выполнение работы по формированию социальной активности младших школьников. Работа над проектами предполагает несколько этапов. Каждый из них имеет свои характеристики и задачи. 1. Мотивационный этап: определение основной идеи или проблемы проекта; анализ этой идеи и предложение собственных решений; выработка интереса к проекту и его значимости. 2. Подготовительно-планирующий этап: определение темы, целей и задач проекта; планирование действий, необходимых для достижения поставленных целей, выяснение критериев оценки результатов и качества работы. 3. Информативно-операционный этап: сбор информации по выбранной теме; проведение исследований и экспериментов; постепенное выполнение проектных задач. 4. Оценочно-рефлексивный этап: презентация готовых проектов и обсуждение их с товарищами и учителем; самооценка выполненной работы; анализ и оценка готовых проектов. Такая последовательность этапов позволяет детям развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, оценки и рефлексии своих действий. Кроме того, она способствует развитию коммуникационных навыков, умения работать в группе и решать проблемы. ?Наш класс. Мы разные, но мы одна команда!?. Цель проекта: улучшение коммуникации и развитие сотрудничества между учениками. В ходе работы над проектом решены следующие задачи: создание благоприятной образовательной среды для участников проекта; развитие взаимопомощи и ответственности у учеников; создание и положительной репутации класса в школе. По типу проект: информационно-творческий, групповой, среднесрочный (3 недели). Работа над проектом шла в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведен классный час, на который были приглашении несколько родителей и завуч по воспитательной работе. Классный час провели в форме беседы, на которой родители делились своими воспоминаниями о своих школьных годах, одноклассниках и первых учителях, показывали сохранившиеся фотографии (заранее была подготовлена презентация), рассказывали об экскурсиях, походах, выездах ?на картошку?, забавных случаях из школьной жизни. Дети с большим воодушевлением слушали эти истории. Учитель рассказала о самых активных, дружных и креативных классах школы за последние 20 лет. Дети были очень удивлены, когда узнали, что в их классе есть родитель который то же учился в этой школе и у них было очень много вопросов, а как было раньше, какие были учебники, какую домашнюю работу задавали и как ставили оценки, были ли у них двоечники и ?драчуны? Им было предложено поучаствовать в проекте на тему: ?Наш класс. Мы разные, но мы одна команда!?. Продуктом проекта, по общему решению, стали альбом и стенгазета о жизни класса. На следующем этапе дети получили индивидуальное задание подробно рассказать о себе: о своих интересах, увлечениях; подготовить иллюстрации (фотографии) к своему рассказу, принести фотографии из школьной жизни класса из семейного альбома. На втором занятии ребята представили свои работы. Как выяснилось, у детей оказалось много общих интересов. Для учеников это стало открытием. Дети любят похожие блюда, мультфильмы, развлекательные программы, посещали одинаковые музеи, спектакли, выставки. Кто-то держит домашних животных. Все работы были собраны в один большой классный альбом. На следующей неделе дети были разделены на пять групп по дням недели. Каждой из групп предстояло поработать новостными корреспондентами в течение 1 дня. Им предстояло фотографировать и записывать все самое интересное в жизни класса. Каждая группа составила свой план и распределила обязанности среди участников. Классный руководитель проследил, чтобы распределение было равномерным, и каждый ученик принял участие в работе. Фотографий набралось много. На последнем этапе ученики занимались отбором самых интересных фотографий и оформлением классного альбома и стенгазеты о жизни класса. Для достижения поставленных целей ученики проделали объемную работу и отнеслись к ней очень ответственно. Дети учились работать в группе, помогали друг другу, собирали и анализировали информацию. Школьники проявили активность не только в поиске информации, но и в оформлении и представлении своей работы. Ученики раскрыли свои творческие способности, проявили креативность, но главное, работа над проектом объединила детей. Они посмотрели друг на друга по-новому, начали активно взаимодействовать, общаться, отложив телефоны. Проявилась ответственность при выполнении общего дела. Результат проекта – оформление классного уголка принес ученикам много радости. После завершения работы ученики, охотно делились впечатлениями, обсуждали работы друг друга. Было решено обновлять фотографии в стенгазете ежемесячно. По словам детей, они не знали, что работать над проектом может быть так интересно. Данный проект достиг намеченных целей – улучшились коммуникация и сотрудничество между учениками. В ходе работы над проектом были применены все три педагогические условия. Организовано коллективное творческое дело. Вокруг детей сформировалась атмосфера доверия. Учащиеся могли свободно высказывать свои мысли и идеи, делиться эмоциями. Отсутствовала критика со стороны учителя. Школьники сами определяли, каким способом будут работать над созданием стенгазеты и альбома и что туда поместить. А игровой характер занятий (поиграть в фотокорреспондентов) активно вовлекла учеников в реализацию проекта. Дети проявили ответственность и самостоятельность в выстраивании плана действий, принятии решений и активно выполняли свои обязанности. Таким образом, познавая тот или иной трек, дети учатся определенным навыкам, узнают информацию, развивая тот или иной свой талант. Разнообразие и разносторонность данной программы помогает педагогу спланировать и реализовывать внеурочную деятельность согласно проявленным интересам детей. Создавать условия для развития комфортной среды социальной активности. Выводы и заключение Результаты исследования подтверждают наше предположение о том, что социальная активность может быть реализована в различных формах, не только как индивидуальная, но и как коллективная, групповая, организационная, направленная на реализации возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. На примере одного проекта мы доказали, что социальную активность можно и нужно развивать. Значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Существуют и проблемы, мешающие полноценному социальному развитию, такие как загруженность школьников, отсутствие мотивации педагогов на увеличение часов внеурочных занятий, нехватка специального оборудования и технологий. Поэтому перед руководством образовательного учреждения стоит ряд задач, решение которых приведет к максимальному соответствию воспитанников к предъявляемым требованиям современного мира.
"Формирование социальной активности младших школьников в образовательной организации"