Формирование социокультурной компетенции учащихся
на уроках английского языка
Повседневно происходит развитие и формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. С самых первых уроков знакомства с миром иноязычной культуры начинается это явление. Начинают изучение английского языка, вместе с этим, знакомясь с историей, культурой, традициями и обычаями англоговорящих стран.
Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет значимую роль в развитии личности школьника. Даётся возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить с культурными ценностями своей страны, этикетом общения, моральными устоями.
Овладевая социокультурными знаниями и умениями, учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие знания. Это происходит в силу введения новых тем о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, известностей в аудировании, говорении, чтении и письме.
Обучение иностранному языку даёт большие возможности обучить детей быть добрыми, толерантными, уважению других людей, жизни в мире и дружбе со всеми народами. Если ребёнок будет знать, ценить и уважать культуру, обычаи, традиции, язык других стран и народов, если гордо сможет представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, то ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не возникнет даже и мысли. Формирование социокультурной компетенции всецело связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Воспитательная задача является одной из значимых, от результатов решения этой задачи зависит формирование в современном подрастающем человеке чувств: патриотизм, интернационализм.
Поликультурная языковая личность может рассматриваться как личность, владеющая не только родным, но и иностранными языками и родной, и иноязычной культурой. Она формируется в обучении и воспитании, освоении языкового образования. Её характеристики могут включать в себя три аспекта - ценностный, познавательный и поведенческий. Ценностный аспект - этические и моральные нормы поведения, отражающие историю, мировосприятие людей, объединенных культурой и языком. Познавательный аспект: данную личности картину мира, поведенческий – особый набор речевых характеристик и паралингвистических средств общения.
Учитывая все необходимые аспекты, следует последовать требованиям ФГОС. Прежде всего следует соблюдать нормы вежливости (речевой этикет). Использование тематической лексики позволит оттачивать фонетические особенности языка. Этому помогут коммуникативные лексические единицы, используемые в названиях традиционных национальных праздников, национальных традиций, обрядов, обычаев; традиций системы образования, свободного времени и т.д.
Сравнение социокультурного портрета родной страны и страны/стран изучаемого языка в тех же аспектах.
ФГОС особенно акцентирует внимание на развитие разнообразных умений, среди которых выделяется формирование социокультурных умений:
- указать ФИО на английском языке;
- умение ведения анкеты;
- правильное оформление неофициальной месседж (личного электронного письма (записки);
- краткое представление Россию и страну/страны изучаемого языка;
- кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны изучаемого языка (национальные праздники, традиции семейного, дружеского, личного досуга и традициях питания, достопримечательности);
- кратко представлять выдающихся селебрити родной страны и страны/стран изучаемого языка (учёных, писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, спортсменов и т. д.);
- оказывать помощь зарубежным гостям в повседневном общении (объяснить местонахождение объекта, сообщить маршрут, уточнить время работы и т. д.).
Эти умения развиваются на уроках английского языка с использованием различных методов, приемов и технологий. Важным условием формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий. Проектная деятельность, игровые технологии, развивающее обучение, технология критического мышления, а также использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет ресурсы развивают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание.
Важную помощь могут оказать средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы).
Интернет в наше время является виртуальной языковой и социокультурной средой. Он имеет в себе не только данные о культуре какого-либо народа, но и реализует недостаток общения с реальными носителями языка вне языковой среды, используя телекоммуникационные системы. С помощью Интернета учащийся имеет возможность общения с любой точкой мира.
На эффективность формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка существенное влияние оказывает личность учителя, его индивидуальный стиль, опыт, умение строить отношения в классе и за его пределами.
Следуя собственному примеру из опыта работы, делаю один из выводов, что в формировании социокультурной компетенции захватывающим аспектом является обучающая игра.
Для обучающихся игра является увлекательным занятием. И как заметно, она привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она может быть под силу даже слабым ученикам. Даже слабый по языковой подготовке учащийся может стать первым в игре. Проявление находчивости, сообразительности зачастую оказываются порой более важными, чем знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий даёт возможность ребятам преодолеть такое эмфатическое явление как стеснительность, которая мешает свободно употреблять слова чужого языка, и благотворно сказываться на результатах обучения. Но, тем не менее, таким образом усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Учащиеся уже начинают гордиться и хвастаться тем, что « я уже умею говорить с иностранным другом, как он на его языке».