«Формирование у детей раннего возраста навыков общения со взрослыми и детьми»

Как-то достаточно давно попалось мне на глаза стихотворение В. Берестова, которое я бы вынесла в эпиграф к своей статье:

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!

У детей раннего возраста существует проблема во взаимодействии друг с другом и со взрослыми – это речевые трудности (отсутствие умения говорить) и коммуникативные (отсутствие опыта во взаимодействии с окружающими). В то же время ранний возраст считается сензитивным периодом в жизни детей. Именно в это время мы видим значительные изменения в усвоении чужого опыта, формировании навыков (в том числе взаимодействия с ровесниками и взрослыми).

Федеральная образовательная программа ориентирует нас на создание условий для получения опыта применения правил социального взаимодействия у детей раннего возраста (п.18.2.1), поддерживание доброжелательных взаимоотношений детей между собой (п. 18.3.1 ФОП ДО)

Соответственно задача взрослых (родителей и педагогов), состоит в том, чтобы сформировать у детей навык общения и умение играть вместе. В своей образовательной деятельности использую разные варианты игр, направленные на формирование навыков общения у детей раннего возраста. С этими и другими вариантами игр знакомлю и родителей.

Итак, в нашей группе существует традиция ежедневного приветствия: все берутся за руки, и проговаривают текст:

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй друг! Здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Этот игровой прием помогает обратить внимание друг на друга и лишний раз взяться за руки.

В течение дня маленькие дети неизбежно ссорятся, обижаются друг на друга, и тогда на помощь мы призываем солнышко-мирилку. В группе изготовлено такое солнышко, с помощью которого дети восстанавливают дружеские взаимоотношения. Дети берут солнышко за руки и произносят следующие слова:

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!

Очень важно помочь детям осознать, что они иногда обижают других, и научить их выходить из состояния ссоры.

Дети раннего возраста подвержены заболеваниям. Не у всех ребят возвращение после длительного отсутствия проходит легко. Я взяла на вооружение такую форму приветствия детьми друг друга: дети и взрослый встают в круг, вновь прибывший ребенок приглашается в центр круга. И все вместе мы проговариваем следующие слова приветствия:

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем.

Все мы (имя ребенка) очень рады

Нам похлопать (имя ребенка) надо.

Нас без (имя ребенка) было мало

(Имя ребенка) очень не хватало.

Маленькие дети еще не в полной мере владеют умением распознать чужую эмоцию. А чтобы ее распознать, хорошо бы самим ее правильно транслировать. Для себя я сделала вывод, что тренировку навыка демонстрации эмоций хорошо совмещать с чтением детских рассказов, стихов, сказок. А при помощи карточек с изображением эмоций и зеркала, дети могут этот процесс визуализировать. В группе подобран разнообразный дидактический материал, направленный на ознакомление с эмоциями. И вариантов использования его – множество.

Еще одна очень добрая, на мой взгляд, традиция прижилась в нашей группе. Это чествование именинников. Для ребят важно осознавать свою значимость, индивидуальность. Поэтому на день рождения каждого ребенка группы мы готовим силами детей миниконцерт, где они поют, танцуют, разыгрывают сценки, играют в подвижные игры (подбор «номеров» зависит от возраста детей группы, их степени адаптированности на данном этапе времени). Именинники во время концерта сидят на импровизированном троне. А в конце события все хором (двух-трех кратно) произносим слово «поздравляем!»

Так же большим подспорьем в деле обеспечения эмоционального комфорта воспитанников, развития движений, ознакомления с окружающим миром является подобранная мною аудиотека современных детских песен: «Помогатор», «У жирафа пятнышки везде», «Мы матрешки», «Виноватая тучка», «Бибика», «Лялечка» и др. Дети с удовольствием выполняют движения под песни, просят включить ту или иную запись. А под последний куплет «Новогоднего паровозика» дети весело и с удовольствием выплескивают напряжение через крик.

Таким образом, использование разнообразных игровых приемов, упражнений, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды способствуют формированию у детей раннего возраста навыков общения, взаимодействия со взрослыми и детьми, позитивной социализации каждого ребенка.