Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, имеющий в основе системно-деятельностный подход к реализации обучения и воспитания младших школьников, предполагает воспитание и развитие у них таких качеств личности, которые необходимы для жизни в изменчивом обществе стремительного научно-технического прогресса, при этом свободно ориентироваться в информационном поле, конструктивно общаться и сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи. Данные образовательные и воспитательные цели возможно достичь, если учащиеся смогут овладеть читательской культурой.
Работа с информацией является неотъемлемой частью всех предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС, и поэтому развитие читательской культуры является необходимым условием для полноценного освоения учебной программы обучающимися. Но эти условия в начальной школе обеспечиваются пока не в полной мере. К сожалению, учителя начальных классов уделяют недостаточно внимания развитию читательской культуры, предоставляя им готовые знания и не уделяя достаточно времени поисковой деятельности, самостоятельному чтению и обсуждению прочитанного. В связи с чем, возникает противоречие между требованиями ФГОС и образовательных программ и уровнем сформированности читательской культуры младших школьников, которое можно решить с помощью использования различных видов чтения.
Анализ исследований и публикаций. Проблеме формирования читательской культуры детей младшего школьного возраста, уделяли внимание такие ученые, как Т.Г. Галактионова, В.Н. Зборовская, Ю.П. Мелентьева, С.Н. Плотников, Н.В. Пономарева, Н.А. Рубакин, Ю.Н. Столяров, С.А. Трубников, О.С. Чубарьян.
В работах таких педагогов-исследователей, как Л.А. Гаппоева, Е.В. Откидач, Н.Н. Светловская, О.В. Чиндилова, И.В. Шулер и др., процесс формирования читательской культуры рассматривается в взаимосвязи с использованием различных видов чтения.
Цель статьи: описать особенности формирования читательской культуры младших школьников, средствами использования различных видов текста, на уроках «Литературное чтение».
Изложение основного материала. Процесс формирования читательской культуры является важным условием гармоничного и целостного развития личности младшего школьника, что зависит от овладения им знаниями, навыками и умениями эстетически и грамотного чтения. Читательская культура представляет собой многогранный критерий, который проявляется в литературной, эстетической и социальной сфере обучающихся. По мнению М.А. Полищук, читательская культура включает в себя:
– процесс выработки у обучающихся ценностного отношения к книге;
– умение выбирать и исследовать интересующую книгу;
– способность эмоционально реагировать на прочитанное;
– возможность воспринимать художественный текст эстетически;
– нахождение в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию [3, с. 61].
Таким образом, читательская культура занимает важное место в процессе обучения, воспитания и развития младших школьником.
Рассмотрим процесс формирования читательской культуры с помощью использования различных видов чтения, таких как: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее.
Поисковое чтение – это вид чтения, которое заключается в просмотре текста с целью поиска определенной информации (слова, факта, даты и пр.). Данный вид чтения используется в процессе работы со словарями, с оглавлением теста, учебника, с алфавитным указателем.
Следующий вид чтения, способствующий эффективному формированию читательской культуры – просмотровое чтения, целью которого является получение общего представления о содержании текста. Начинать обучение просмотровому чтению рекомендуется при знакомстве с учебником. Также, просмотровое чтение формируется и при знакомстве со словарем.
В процессе ознакомительного чтения, младшие школьники знакомятся с содержанием текста, выясняют, какие вопросы ставятся и как они в последствии будут решены. Ознакомительное чтения используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное и несущественное.
Овладение примами изучающего чтения, как утверждает Т.Г. Галактионова, способствует формированию важнейших коммуникативных и общеучебных умений, прежде всего, умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает осмысление его содержание, осознание сути раскрываемых понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражаются в данном тексте [1, с. 84].
Согласно Р.Ф. Перцовской, с целью формирования читательской культуры младших школьников, при работе с различными видами текста, важно, чтобы активная мыслительная работа включала в себя следующие характеристики:
– умение выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
– умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;
– умении выделять (подчеркивать) главное, существенное, непонятное [2, с. 12].
Также необходимо помнить о структуре чтения, в которой, как и в любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: ориентировка, планирование, реализация, контроль. Следовательно, процесс формирования читательской культуры включает в себя четыре этапа: общая ориентировка в тексте, обеспечивающая коммуникативно-познавательную потребность (установку на понимание); планирование чтения: определение его цели и вида; анализ текста с целью его понимания; контроль (самоконтроль) за процессом и результатом деятельности.
Таким образом, различные виды чтения, которые имеют определенные цели, призваны формировать вдумчивого и владеющего общеучебными умениями читателя, способного анализировать, рассуждать и работать с текстовой информацией. Данные качества и формируют читательскую культуру младших школьников.
Выводы. Процесс формирования читательской культуры младших школьников средствами использования различных видов чтения, а именно: поискового, просмотрового, ознакомительного и изучающего, будет проходить эффективно, если:
– при выборе вида чтения будут учитываться возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников;
– будет четко определена цель использования определенного вида чтения;
– в процессе знакомства с новым видом чтения, у младшего школьника будет присутствовать мотивация к самостоятельной работе над текстом;
– будет учитываться структура чтения, т.е. текст должен быть ориентирован, иметь определенный план, должны быть определены цели понимания, присутствовать этап рефлексии.
Литературное чтение является важным этапом вхождение младшего школьника в мир литературы, при этом, формируется читательскую культуру обучающегося. Педагогу необходимо помнить, что чтение обучающихся надо направлять, прививать интерес, воспитывать личность младшего школьника.
Резюме. Статья отражает проблему формирования читательской культуры младших школьников посредством использования различных видов чтения. Рассмотрено понятие «читательская культура». Описана методика работы с различными видами текста, способствующая эффективному формированию читательской культуры.
Ключевые слова: поисковое чтение, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, младший школьник, читательская культура.
Abstract. The article reflects the problem of the formation of the reading culture of primary school pupils through the use of various types of reading. Considers the concept of «reader's culture». The method of working with different types of text, contributing to the effective formation of reading culture.
Keywords: search reading, viewing reading, introductory reading, learning reading, schoolchild, the culture of reading.
Литература.
Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого / Т. Г. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2007. – 124 с.
Перцовская, Р. Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий / Р. Ф. Перцовская // Вестник библиотек Москвы. – 2008. – № 4. – С. 12-16.
Полищук
,
М.
А. Культура чтения младших школьников
/
М. А. Полищук //
Библиотековедение.
–
2010.
–
№1.
–
С. 61-65.