Тема выступления : «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».
План выступления:
Что входит в функциональную грамотность.
Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.
Цели чтения.
Проблемы читательской грамотности российских школьников.
Пути их решения
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
-читательская;
-языковая информационная;
-литературная;
-коммуникативная;
-математическая;
-социальная;
-естественнонаучная
Какие есть сложности с функциональной грамотностью?
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA.
Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.
Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.
Читательская грамотность
Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA cредний балл российских учащихся в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.
В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
• Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
• Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
• Обратить особое внимание на чтение мальчиков.
О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР.
Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.
Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.
Работа направлена на формирование основных читательских умений:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
- осмыслить и оценить содержание и форму текста.
К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)
Но мы хотим остановиться на биографии Р.Курбана.
Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Битаман Высокогорского района. Писатель, драматург, общественный деятель, он внес огромный вклад в развитие национальной культуры, в сохранение истории родного края. Вечер открыли дети. Они спели песню, автор которой - Рафис Курбан. Перед вами два текста о жизни и творчестве Р.Курбана. Прочитайте и ответьте на вопросы?
1 текст:
Поэт, писатель, драматург, он черпал энергию у родного края. Воспевал его, делал достоянием каждого.
Родился он 60 лет назад в деревне Малый Битаман. Новый сельский дом культуры, открывшийся прошлым летом, будто ждал творца.
- Секрета здесь никакого нет. Я здесь родился. Сегодня здесь очень много гостей со всей России. Я их хочу познакомить с моей деревней, моим краем, - подчеркнул Рафис Курбан
Гости приехали из Казахстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Марий-Эл, Якутии. Все пришли высказать слова благодарности и почтения выходцу из Высокогорского района.
- Рафис Курбан - выдающийся поэт, писатель. Он мой ученик. Мы оба пишем для детей. Он продолжатель традиций Габдуллы Тукая, Шауката Галиева. Он очень разносторонний. Это человек, который внес огромный вклад в социальную жизнь татарского народа, - подчеркнул поэт, журналист, политический деятель Роберт Миннуллин.
Со сцены звучали поздравления, слова благодарности и признания. Обычно на дни рождения именинники лишь получают подарки. Рафис Курбан отличился. К своему 60-летию он выпустил две книги. Одна из них - о выходцах из бывшего Дубъязского района; 40 библиотек Высокогорского района пополнятся новым изданием. Это еще один весомый вклад в сохранение истории нашего края.
2 текст:
Курбанов Рафис Харисович (Рафис Курбан) родился 1 января 1957 года в деревне Малый Битаман Высокогорского района. После окончания Большебитаманской средней школы учился на отделении журналистики Казанского государственного университета.
Рафис Курбан начал печататься в школьные годы на страницах детских журналов и газет. В 1987 году вышел его первый сборник стихов для детей «Буран кайда йоклый?» («Где спит буран?»). Он автор более 20 книг для детей. В середине 90-х годов, в период работы в Казанском театре кукол, Р. Курбан написал ряд детских пьес. Он известен и взрослому читателю как автор замечательных книг лирико-публицистических стихов «Уян, татар!» («Проснитесь, татары!», 1999) и «Яра» («Рана», 2004). Многие его лирические произведения вдохновили татарских композиторов на создание песен, которые впоследствии стали популярными в народе.
Творческие достижения Р. Курбана отмечены двумя литературными премиями Союза писателей Татарстана им. Ш. Маннура (1993) за книгу «Пузатый» и А. Алиша (2003) за книги «Заяц, победивший страх» и «Книга малышей». 2006 году Р. Курбану присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РТ». С 1990 года - член Союза писателей Татарстана.
Рафис Корбан (Курбанов Рафис Харисович) – автор более тридцати поэтических книг для детей и взрослых, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Возглавлял до 2016 года Союз писателей Республики Татарстан. Известен такими произведениями для детей, как «Сөзгәк болыт» («Бодливая тучка», 1991), «Капкорсак» («Пузатый», 1992), «Алмалы төн» («Книга малышей», 2002).
Задание №1: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильный ответ. (11 слайд)
А. Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Малый Битаман Высокогорского района.
Б. Рафис Курбан родился в селе Большой Битаман.
В. На юбилейном вечере выступал И.Юзеев.
Г. Он родился в 1956 году.
Задание №2: (12-13 слайды)
Запишите три причины , по которым Р.Курбан - детский писатель.
Ответы:
У него много сборников для детей.
Он получил премию
А.Алиша
Р.Курбан
работал в Казанском театре кукол
Задание №3: (14 слайд)
Укажите соответствия лирических произведений с их годом издания:
1999
1987
2004
1992
«Где спит буран»
«Проснитесь татары»
«Пузатый»
«Рана»
Задание №4: (15-16 слайды)
Заполните таблицу цифрами:
№
Текст
Годы
1
Рафис Курбан родился в деревне Малый Битаман в …
1957
2
Он работал в Казанском театре кукол
середина 90-х
3
Р. Курбан отмечен двумя литературными премиями Союза писателей Татарстана им. Ш. Маннура за книгу «Пузатый» и А. Алиша…
1993, 2003
4
Возглавлял Союз писателей Республики Татарстан до…
2016
Задание № 5 : (17 слайд)
Отметьте одну неправильную информацию.
А. Гости приехали из Казахстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Марий-Эл, Якутии.
Б. На его стихи создано много песен.
В. Он работал в театре им. Г. Камала.
Г. Р. Курбану присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РТ.
Задание № 6 : (18 слайд)
Определите в каком учебном заведении учился Р.Курбан?
1
Казанский государственный педагогический институт
2
Казанский Авиационный институт
3
Казанский государственный университет
На одну и ту тему можно использовать пять текстов. Например:
Задания для оценки читательской грамотности учащихся 6 классов на основе методологии и инструментария международных исследований PISA
Текст № 1.
Байкал.
Байка́л — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды. Более половины года озеро сковано льдом, период ледостава 15 января — 1 мая, судоходство осуществляется с июня по сентябрь. С 1956 года озеро стало составной частью Иркутского водохранилища, в результате чего уровень воды поднялся на 1.5 м.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, бо́льшая часть видов эндемична*. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км.
Площадь водной поверхности составляет 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии — 2 100 км.
Максимальная глубина озера — 1 637 метров.
Запасы воды в Байкале гигантские — 23615,390 км³ (около 19 % мировых запасов пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды). По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю, однако в Каспийском море вода солёная. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере.
(Статья из учебника географии)
* для справки:
эндемики — это растения или животные, встречающиеся только в определенной географической местности.
Текст № 2.
«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»
(Из письма А.П.Чехова матери Евгении Яковлевне,
сестре Марии и брату Михаилу)
Текст № 3.
Почему Ангара убежала от отца Байкала.
Была у Байкала большая семья: больше 300 сыновей разных имен, больше 30 дочек. А только одна любимица своенравная Ангара. Все они родились в окружающих Байкал высотах и хребтах. Все они вливают свои воды и тем поддерживают отца. Все они у него в повиновении только младшая дочь ослушница.
Резвилась она в водах голомяных*, плескалась в изумрудных волнах, проматывала богатства, которые добывали отец и братья. Но все прощал Байкал своей любимице. Однажды узнала Ангара об Енисее богатыре: ветер ли нашептал, чайки ли рассказали, или поведали странствующие певцы, но поняла красавица, что нет ей жизни без милого. И когда седой старец спал, разорвала Ангара грудью скалы прибрежные и убежала к любимому. Проснулся старик, опечалился, стал кликать - не отзывается, бросился было в погоню, да подвели старые ноги. Схватил он тогда в гневе камень и бросил вслед своенравной беглянке. Так и стоит он поныне под именем Шаманским. Только камень Ангару не удержал, и послал старик за нею сына своего Иркута. Долго плутал Иркут, далеко в горах нашел сестру, но хитрая красавица говорит ему:
- Не будем возвращаться, братец, засмеют нас: меня за то, что убежала, тебя за то, что долго искал, поплыли к Енисею вместе. Я буду ему женой, а ты другом верным.
Так и бежит вечно прочь от отца Байкала Ангара, неся воды своему возлюбленному.
(По материалам бурятской легенды)
*для справки:
голомя - ровный плоский участок какого-либо предмета или плоской поверхности, открытое место на озере, реке или море, удалённое от берега и не защищённое от ветра.
Текст № 4.
Когда силой чудотворною
Огонь подземный разорвал
Меж горами степь просторную –
Хлынул волнами Байкал…
... Вдруг утес – гора упорная –
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну…
Но напряг он грудь свободную –
С треском рухнула гора –
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..
(Стихотворение М.Ф. Кривошеина)
Текст № 5.
«Алмазные грани Байкала, лето 2020»
Лучший отдых на Байкале летом 2020 - это экскурсионный тур «Алмазные Грани Байкала»! Автоэкскурсии по Байкалу, прогулки на теплоходе по озеру, купание в прохладной, но кристально-чистой воде Священного озера сравнимы с чудесным, сказочным сном, во время которого захватывает дух от необычайной красоты и суровости!
Участники тура поделены на небольшие группы, каждую из которых весь тур сопровождает один гид. Все экскурсии включены в стоимость тура! Проживание без переездов в небольшой благоустроенной гостинице, где Ваши соседи такие же участники тура – единомышленники! Завтраки, ужины и пять обедов, включены в стоимость тура и готовятся в соответствии с расписанием экскурсий. Разнообразное, не повторяющееся, по-сибирски, сытное питание, вкуснейший чай с саган дайля* и чабрецом – приятное дополнение тура. Прибавьте к этому тёплую, дружественную атмосферу общения между туристами и обслуживающим персоналом!
Система "Все включено по-байкальски"! Данную программу мы разработали таким образом, чтобы во время тура Вы только наслаждаться красотой и уникальностью Байкала. В стоимость тура входят все основные экскурсии, трехразовое питание (за исключением обеда в первый и свободный дни), трансфер во время проведения тура, проживание в благоустроенном номере!
(Статья из туристической брошюры)
*для справки:
саган дайля – травяной чай
Задания.
Прочитайте все предложенные тексты и ответьте на вопросы.
Задание 1. Что означают эти цифры? Приведите в соответствие цифры из первой колонки с данными из второй колонки (текст № 1)
1
31722 м2
А
Запасы воды в Байкале
2
1637 м
Б
Длина береговой линии
3
2100 км
В
Максимальная глубина озера
4
23615, 390 км3
Г
Площадь водной поверхности
Поле для ответа:
1
2
3
4
Задание 2. Найдите в тексте 1 прилагательные в превосходной степени и выпишите их вместе с существительными, с которыми они связаны.
Задание 3. Прочитайте утверждения. Верны ли они? Поставьте напротив утверждения в таблице «Да», если оно верное, и «Нет», если неверное.
Утверждения
Да
Нет
Судоходство осуществляется с июня по сентябрь.
Ширина Байкала колеблется от 10 до 50 м.
В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах.
Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал рекой.
Задание 4. Тебе были предложены для чтения пять текстов. Каждый из них был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:
рассказать о последовательно происходящих событиях;
передать свои чувства и размышления;
сообщить информацию.
Ниже в таблице поставь рядом с названием каждого текста номер возможной цели его написания.
Текст
Цель написания
Текст № 1. Байкал
Текст № 2. Из письма А. П. Чехова
Текст № 3.Почему Ангара убежала от отца Байкала
Текст №4. Когда силой чудотворною…
Текст №5. Алмазные грани Байкала, лето 2020
Задание 5. В какой текст можно было бы поместить данную информацию? Обведи правильный ответ. Своё мнение обоснуй.
В Байкал впадает 336 рек и ручьев, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река — Ангара.
Текст № 1.
Байкал
Текст № 2.
Из письма А. П. Чехова
Текст № 3.
Почему Ангара убежала от отца Байкала
Текст № 4.
Когда силой чудотворною…
Текст №5.
Алмазные грани Байкала, лето 2020
Задание 6. Опираясь на полученные из текстов сведения, объясни, почему Байкал называют жемчужиной России. Приведи два аргумента.
Задание 7. С какими географическими объектами сравнивает
А.П. Чехов прибайкальские места? Текст 2.
Задание 8. Прочитай утверждения. Верны ли они? Поставь напротив утверждения отметку в графе «Да», если утверждение верно, и в графе «Нет», если оно ошибочно.
Утверждение
Да
Нет
Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия (текст 1)
Байкал и Ангару называют братом и сестрой (текст 3)
Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту, потому что дома белые, совсем как в Ялте (текст 2)
В тексте 4 говорится о происхождении озера Байкал и реки Ангары
Задание 9. Что предлагает экскурсионный тур по Байкалу туристам? (текст 5) Выбери правильные ответы:
автоэкскурсии
по Байкалу;
лазание по горам;
прогулки на теплоходе по озеру;
ныряния под воду;
купание в воде Священного озера.
Ключи:
Задание
Ответ. Критерии оценивания.
Баллы
Задание 1
1 Г; 2 В; 3 Б; 4 А
В ответе дано верное соотнесение данных
1 балла
В ответе есть неверное соотнесение
0 баллов
Задание 2
Глубочайшее озеро, крупнейший резервуар, крупнейших озер
Верно найдено три словосочетания
2 балла
Верно найдено 1-2 словосочетания
1 балл
Словосочетания не найдены или определены неверно
0 баллов
Задание 3
Да, Нет, Да, Нет.
В ответе даны верные утверждения
1 балла
В ответе есть неверные утверждения
0 баллов
Задание 4
3,2,1,2,3
Верно указаны все цифры
2 балла
Есть 1-2 недочета
1 балл
Более 2 недочетов
0 баллов
Задание 5
Текст 5. Так как предложенный отрывок содержит точную информацию, написан в научном стиле, в нем нет изобразительно-выразительных средств, отсутствует оценочная лексика и т.д.
Верно определен текст, дано обоснование ответа
2 балла
Верно определен текст, но обоснование отсутствует
1 балл
Ответа нет или текст определен неверно
0 баллов
Задание 6
Отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны; по объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр; берега живописные и т.д.
Приведено 2 аргумента
1 балл
Аргументы не приведены или приведены неверные суждения
0 баллов
Задание 7
Аю-Даг, Тохтабель, Крым, Ялта, Швейцария.
Приведены 2-3 географических объекта
1балл
Приведено менее 2 объектов
0 баллов
Задание 8
Да, Нет, Нет, Да.
В ответе даны верные утверждения
1 балла
В ответе есть неверные утверждения
0 баллов
Задание 9
1,3,5
Дан верный ответ
1 балл
Ответ не дан или указаны не все цифры
0 баллов
№
задания
Компетентностная
область оценки
Уровень сложности
Формат ответа
1.
Умение находить и извлекать информацию
Средний
Краткий ответ
2.
Умение находить и извлекать информацию
Средний
Краткий ответ
3.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию
Средний
Краткий ответ
4.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию
Средний
Краткий ответ
5.
Осмысление информации
Высокий
Краткий ответ
6.
Умение находить и извлекать информацию
Высокий
Развернутый ответ
7.
Умение находить и извлекать информацию
Средний
Краткий ответ
8.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию
Средний
Краткий ответ
9.
Умение находить и извлекать информацию
Средний
Выбор ответа
Пользуясь планом, проанализируйте и оцените выполненную работу.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого
Возможное количество баллов
1
2
1
2
2
1
1
1
1
12
Набранный балл
Максимальный балл за выполнение работы – 12.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
5
4
3
2
Количество баллов
11-12
9-10
7-8
0-6
Задания для диагностики читательской грамотностиучащихся 7-8 классов
Старейший театр Казани
11 февраля 2019 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В.И. Качалова состоялось торжественное открытие театрального музея. Долгожданное событие стало настоящим праздником – двухвековая история Качаловского вмещает в себя известные в России имена и множество нетривиальных фактов.
Первые зрители приходили не в здание на улице Баумана, где сейчас располагается театр. Представления проходили в небольшом доме купца Мергасова на улице Воскресенской (ныне ул. Кремлевская). Именно с этого момента, осенью 1791 года театр в Казани начинает существовать как феномен общественной и культурной жизни.
На представления мог прийти любой горожанин, причем ставили на сцене не только драму, но и оперу. Театр носил название Баратаевский, в честь своего основателя казанского губернатора князя Баратаева. Просуществовал этот театр до 1796 года, пока представления не прекратились общероссийским трауром - умерла Екатерина II.
Павел 1 стал не только зрителем Казанского театра, но и повлиял на его судьбу. В 1798 году император прибыл в Казань. По такому случаю в городе был организован пышный бал с показом театрального представления. О предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью афиш, но только рукописных. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам разносились сторожем. Спектакль был представлен крепостной труппой помещика Павла Петровича Есипова, который, по свидетельству современников, был «ушибленный театром». После представления Есипов спросил позволения у императора показывать спектакли в Казани. Павел 1 согласился с условием, что для этого будет построено театральное здание. И уже в 1802 году недалеко от современной площади Свободы было построено деревянное здание театра.
Известно, что Есипов установил высокие цены на билеты и в 1814 году разорился. В 1815 году из-за крупного пожара здание театра сгорело.
Из газеты «Казанские губернские ведомости» 1850 года мы узнаем, что в Казани был построен каменный театр, а площадь перед театром впоследствии стала именоваться «Театральной» (ныне площадь Свободы). Театр стал одним из самых больших в Российской империи. Зрительный зал вмещал до 1150 зрителей. Сцена была устроена по образцу Императорских столичных театров, с раздвижным полом. Провалами и подъемом кулис.
С 1852 года художественную часть театра возглавил знаменитый тогда на всю страну антрепренер Николай Милославский-Фридебург, сыгравший здесь свои коронные роли, в том числе Гамлета, Чацкого, Кречирского, Жадова. С этого момента начинается период истории, который краеведы называют «золотым».
Почему театр называется Качаловским? В Казань Качалов приезжает, чтобы закончить учебу в Казанском университете и одновременно работать в труппе Михаила Бородая. Сначала играл небольшие роли, но пользовался большой популярностью у местных гимназисток.
Уже в 1900 году Василия Качалова пригласили в Московский художественный театр (МХТ), там он стал одним из ведущих артистов, одним из первых получил звание Народного артиста СССР.
В 1948 году после смерти Качалова постановлением Совета министров СССР было решено присвоить имя артиста Казанскому Большому драматическому театру. В 2005 году в фойе-атриуме театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову.
Когда театр стал большим? В 1919 году в здании Казанского городского театра случился пожар. Тушить было нечем, в городе был поврежден водопровод. Драматическая труппа в этой ситуации была вынуждена переехать в здание Большого театра на улице Большой проломной (ныне улица Баумана). Уже столетие драматическая труппа театра работает в этом здании.
Первоначально здание было построено в 1833 году по проекту П.Г. Пятницкого для купца Синякова. Окончательный свой облик театр приобрел после многократных перестроек к 1914 году. Название «Большой» здание получило из-за своих размеров.
Сегодня Театральный музей Казанского БДТ – это крупнейший театральный музей Татарстана. Его коллекция насчитывает более 20 тысяч единиц хранения на площади почти 400 кв. метров.
Прочитайте текст и выполните задания
Задание 1.
Определите стиль текста, выберите и запишите правильный ответ.
А) научный Б) художественный В) публицистический
Задание 2.
В тексте 13 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, что в конце 19 века театр стал одним из самых больших в Российской империи. Выберите правильный ответ:
а) в 6-ом
б) во 12-ом
в) в 11-ом
Задание 3.
В тексте вам встретились слова «премьера», «антрепренёр», «атриум» и «реконструкция». Ниже даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между словом и его определением. Запишите нужные слова на месте пропусков.
_______________________ -
в
осстановление
. ______________________- первый показ
3. _______________________- владелец частного театра
4. __________________- центральное, хорошо освещенное пространство фойе
Задание 4.
Прочитайте данные ниже предложения. Что в них нужно исправить? Подчеркните ошибки и запишите ниже исправленные предложения. «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам они разносились курьером».
Задание 5.
Кому мог быть интересен этот текст? Напишите свой вариант.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики», - утверждал Иоганн Вольфганг Гёте.
Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре. Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами.