* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Calibri Light'; color: #2E75B5;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Calibri Light'; font-size: 12pt; color: #2E75B5;} .ql-align-right {font-family: 'Times New Roman';} .Основной текст1 {font-family: 'Times New Roman';} .Обычный1 {font-family: 'Times New Roman';} .msoorganizationname {font-family: 'Cambria'; color: #000000;} .ql-align-justify {font-family: 'Times New Roman';} .15 {font-family: 'GothamPro'; color: #242021;} .16 {font-family: 'GothamPro'; color: #242021;} .17 {font-family: 'GothamPro-Bold'; color: #242021; font-weight: bold;} .18 {font-family: 'Calibri'; color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Без интервала1 {font-family: 'Times New Roman'; color: #000000; vertical-align: super;} .Абзац списка1 {font-family: 'DengXian';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПОСРЕДСТВОМ
ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА

С.В.Циховская


Данная практика раскрывает особенности формирования социально развитой, творческой, интеллектуальной личности, развития культурных ценностей и расширения кругозора, формирования активной гражданской позиции посредством организации школьного пресс-центра.

Материалы адресуются администрации учреждений образования и педагогическим работникам с целью распространения эффективного опыта и внедрения в существующую систему гражданского и патриотического воспитания новых форм, средств и методов работы через организацию школьного пресс-центра.

Введение

Одной из составляющих идеологического воспитания является информационная культура личности, которая определяется как качественная, динамичная характеристика жизнедеятельности человека в области передачи, хранения и применения информации, основанная на информационно-коммуникационной компетентности. Она способствует овладению знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении.

Формирование воспитательного медиапространства посредством школьного пресс-центра

В ежегодном послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко к белорусскому народу отмечено, что интеграция образования и науки — веление времени. Таким образом, перед педагогической наукой поставлена задача «активизации формирования патриотического мировоззрения людей, развития интеллектуального и творческого потенциала нации. Идейная основа общества и государства должна быть основательной и прочной!».

Глава государства отметил также, что «очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины».

Таким образом, воспитание патриотически настроенной молодежи является основным ориентиром воспитания в контексте социального заказа общества.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры личности; овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

В Концепции в качестве самостоятельной главы выделено «Идеологическое воспитание», которое рассматривалось ранее как составляющая гражданской культуры личности.

Политическая культура рассматривается в структуре идеологического воспитания как важнейшая составляющая общей культуры личности, которая зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве. Толерантность выступает как составляющая политической культуры.

Еще одной неотъемлемой составляющей идеологического воспитания является информационная культура личности, которая способствует овладению знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в обществе информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Информационная культура предполагает воспитание личной ответственности за распространение информации.

Гражданственность рассматривается как качество личности, ориентированное на достойное, ответственное и социально значимое исполнение социальных ролей. Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности направлено на усвоение обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности.

Нетрадиционные подходы к решению проблемы

Представляю свою 5-летнюю работу, направленную на воспитание социально зрелого и профессионально компетентного, ответственного, открытого инновациям, уважающего высокие нравственные идеалы и традиционные национальные ценности человека.

Педагогика не может существовать без гражданско-патриотического воспитания – это одна из приоритетных образовательных задач и одно из наиболее важных направлений духовно-нравственного воспитания.

Потенциальные возможности как в учебной, так и во внеурочной деятельности для формирования данных направлений компетенций учащихся есть и в нашем учебном заведении и достигаются через различные пути для их успешной реализации.

Газета «Гимназический вестник»

как воспитательное медиапространство

В эпоху информационных технологий считаю одной из наиболее подходящих форм воспитательной работы – создание воспитательного медиапространства в формате пресс-центра.

Рассмотрим подробнее, каким образом эта форма позволяет решать поставленные задачи выше.

С 1 сентября 2017 года работает объединение по интересам “Пресс-центр”, в состав которого входят учащиеся с V по XI классы в количестве 15 человек.

Начинать новое дело всегда не просто, не совсем зная, как приступить к огромному объёму работы. Но с ребятами постепенно мы покоряли азы журналистики: учились брать интервью и при этом быть смелыми и коммуникабельными; учились работать с фотографиями – отбирать и обрабатывать их; освоили профессиональный фотоаппарат; изучили программу Publisher и другие компьютерные программы, которые помогают нам верстать “Гимазический вестник”. И все это на занятиях “Пресс-центра” в рамках объединения по интересам.

Итоговым продуктом занятий является ежемесячный выпуск гимназической газеты “Гимназический вестник”, редактором которого я являюсь.

Создание гимназической газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи между учащимися. Участие ребят в гимназическом пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя,познать мир.

Гимназическая газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей гимназической жизни решает ряд задач.

Задача № 1. Развитие познавательной активности.

Работа пресс-центра напрямую связана с развитием познавательной деятельности, так как юные корреспонденты постоянно работают с различными
источниками информации.

Виды работы в соответствии с поставленной задачей: интервью (при подготовке к интервью необходимо узнать как можно больше об интервьюируемом, владеть информацией о роде деятельности и интересах этого человека, чтобы составить грамотные и корректные вопросы);

мониторинг информационных ресурсов (журналист, работающий в пресс-центре, должен быть в курсе всех актуальных событий, происходящих в гимназии, городе, области, стране, но и этого недостаточно: перед ребятами стоит задача научиться анализировать разные источники информации, разные точки зрения);

опрос/анкета (разработка точных и грамотных вопросов предполагает доскональное знание темы опроса или анкетирования, ведь вопросы должны быть лаконичными и точными, а дальнейшая работа предполагает анализ результатов и формирование выводов по той или иной теме/проблеме).

Задача № 2. Развитие самостоятельности.

Для развития в учащихся самостоятельности важно научить детей
самостоятельно организовывать четкое распределение ролей внутри
команды пресс-центра. У каждого есть свое дело, за результаты которого он несет ответственность перед коллективом.

Виды работы в соответствии с поставленной задачей:
мозговой штурм (ученикам не предлагаются готовые решения поставленных задач, им необходимо самостоятельно искать пути решения и нести ответственность за свои решения. Мозговой штурм эффективен, поскольку в рамках этого вида работы сначала каждый член команды предлагает свой вариант решения той или иной проблемы, затем ребята коллективно выбирают наиболее приемлемый, по их мнению, путь действия. Здесь важен каждый голос и мнение каждого члена команды. Ребята выражают свою точку зрения, учатся слушать и слышать один одного и приходить к общему решению);

заседания (они проходят 4 раза в неделю по графику) (на них ребята самостоятельно анализируют, какие задания удалось выполнить, что не получилось, почему не получилось, находят решения для исправления, ставят перед собой задачи на новую неделю). Постоянный самоанализ команды – важная часть работы.

Задача № 3. Развитие творческих способностей.

Информационное пространство сегодня является наиболее востребованным для самовыражения у юного поколения. Социальные сети открывают большой простор для творческой деятельности.

Гимназический пресс-центр помогает направить творческую энергию учеников в позитивное русло. Виды работы в соответствии с поставленной задачей: создание новых медиапроектов (команда пресс-центра постоянно находится в творческом поиске новых форм и способов подачи информации).

Медиапространство сейчас очень хорошо развито. В нем легко затеряться и стать неактуальным или неинтересным. Важно не только создать что-то творческое, интересное и креативное, но и не повториться, не брать чужое. Создавать свой неповторимый продукт – это постоянная разработка новых идей и новых медиапроектов.

Задача № 4. Формирование гражданской активности.

Сама форма пресс-центра требует от ребят активной гражданской позиции, им необходимо быть неравнодушными и смелыми, уметь выражать свою точку зрения и принимать активное участие не только в жизни гимназии, но и в жизни города, области, республики.

Виды работы в соответствии с поставленной задачей: участие и проведение различных патриотических акций, их информационное освещение (гимназический пресс-центр выполняет важную функцию информирования о благотворительных или патриотических акциях. Также принимает участие в акциях различных уровней).

Задача № 5. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде — как в реальности, так и в пространстве информации.

Работа в информационном пространстве – это всегда столкновение с другими людьми. У каждого – свои взгляды и интересы. Важно научить ребят адекватно реагировать на различные ситуации, вести диалог, слушать и слышать друг друга.

Виды работы в соответствии с поставленной задачей:
психологические тренинги (развитие поведенческих навыков, стрессоустойчивости, проработка проблемных ситуаций);
мастер-классы (общение с успешными людьми из медиасферы не только дает представление об основах профессии, но и учит их культуре поведения).

Медиапространство — это не только актуальная и понятная для сегодняшних школьников, но и наиболее удобная и универсальная форма воспитательной работы, ведь качественный медиапроект может оказывать положительное воспитательное воздействие на свою целевую аудиторию при помощи создаваемого контента. Ведь в процессе этой работы дети учатся выявлять важные проблемы, ставить коллективные цели, планировать, распределять роли и задачи, анализировать полученный результат. Эта форма работы помогает ученикам воспитывать в себе ответственность и получать опыт взаимодействия со сверстниками.

Коллективная работа над медиапроектом направлена на получение как командного, так и личностного воспитательного результата. Под командным результатом подразумевается формирование коллективных навыков: умения работать в команде, развития групповой ответственности и сотрудничества, формирования коллективных целей и ценностей. Личностные же результаты заключаются в формировании индивидуальных навыков: умения выражать свою точку зрения, анализировать и оценивать свои действия, способности к самоорганизации.

Работа пресс-центра «Гимназический вестник» строится на двух важных принципах. Принцип № 1. Самоуправление.

Проект «Гимназический вестник» – это печатный орган ученического самоуправления государственного учреждения образования «Гимназия №3 г. Могилёва». И работает он по принципу самоуправления для того, чтобы вызвать интерес самих учеников к проекту.

«Гимназический вестник» предоставляет возможность юнкорам объединения по интересам «Пресс-центра» самостоятельно освещать значимые события в гимназии. В этой системе педагог дополнительного образования (руководитель «Пресс-центра») выполняет направляющую функцию: помогает советами, следит за грамотностью (это обязательное условие для публикации), направляет, знакомит с интересными информационными форматами.

Структура самоуправления этого медиапроекта основывается
на направлениях журналистской деятельности: текст, фото, видео.
Педагог несет ответственность за работу юнкоров, работающих вместе с ним над созданием, наполнением, правдивостью излагаемых фактов гимназической газеты.

Принцип № 2. Обучение. В процессе работы юные журналисты могут сталкиваться с различными трудностями. Команда пресс-центра анализирует свои действия и стремится выявить, что вызывает у них затруднения. Обращаемся к опытным профессионалам, работающих в сфере медиа, которые не только помогают разобраться ребятам с проблемными ситуациями, но и делятся своим мастерством, раскрывают секрет успеха и пути его достижения.

Результаты работы

Как я уже отмечала, объединение проработало пять учебных лет. Творческий потенциал обучающихся вырос и довольно успешно.

Итогами работы за это время стали 44 выпусков гимназической газеты “Гимназический выпуск” и 2 спецвыпуска, посвящённых 9 мая и 75-летию Великой Победы, активно печатаемся в городских, областных и республиканских СМИ. На сегодняшний день имеется более 170 статей не только юных корреспондентов, но и руководителя «Пресс-центра», отдельных родителей, учителей гимназии, совместных семейных работ учащихся на официальных сайтах областных газет “Вечерний Могилёв”, «Вестник Могилёва», «Четверг» в рубрике «Год исторической памяти» 2022 года, республиканской газеты для детей и подростков «Зорька», на самих страницах перечисленных газет.

За время работы силами пресс-центра выпущены тематические рубрики:Могилёв – Мой город”, “75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ”, “77 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ”, “Мая зямля Прыдняпроўе”, “Великая Отечественная война: подлинные истории”, “Вывучаем гісторыю і традыцыі беларускага народа”.

Достижения проекта

Большое количество мероприятий, гражданско-патриотической направленности и не только в гимназии, участие в различных творческих и социально-значимых программах и проектах от городского до международного уровней оперативно освещались юными корреспондентами в первую очередь на сайте гимназии, на бумажном носителе в фойе первого этажа для ознакомления родителями, на страницах гимназической периодической печати – газета “Гимназический вестник”, на официальном сайтах вышеперечисленных газет, в соцсетиВКонтакте” “Точка опоры” (КДН г.Могилёва) и в группе гимназии “НасТРОЕние”.

Потенциальные возможности как в учебной, так и во внеурочной деятельности для формирования гражданских и патриотических чувств у учащихся в нашем учебном заведении достигаются через различные пути для их успешной реализации.

Так на официальном сайте гимназии https://mogilevgymn3.znaj.by/ в разделе «Ресурсный инновационный центр по гражданско-патриотическому воспитанию» «Досуговая деятельность как основа реализации гражданско-патриотического воспитания» размещены многочисленные работы учащихся, которые были приурочены к мероприятиям, посвященным теме Великой Отечественной войны, работе Молодежного парламента при Могилевском городском Совете депутатов, Дню Защитника Отечества, Дню Конституции Республики Беларусь, Международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей, волонтёрского отряда гимназии и т.д.

Из собственного опыта работы могу утверждать, что особую роль в процессе формирования досуга и патриотических чувств играет социальное партнерство, представляющее собой систему взаимодействия учреждения образования с различными социальными институтами, общественными, государственными и иными субъектами, направленную на решение образовательных задач.

Социальное партнерство – это участие, например, в социально значимых акциях и проектах, в городских, областных, республиканских, международных конкурсах, благотворительной деятельности (совместно с детским домом, Белорусским обществом Красного Креста, ОО «БРПО», ОО «БРСМ») и т. д.

В ноябре 2020 нас на основе отбора лучших гимназических газет мы получили приглашение на смену «Пресс-перспектива» в УО НДОЦ «Зубрёнок».

По условиям смены приглашались учащиеся, достигшие высоких показателей в учебной и общественной деятельности, а также учащиеся, занимающиеся журналистской деятельностью, выпускающие детские газеты и журналы.

От гимназии были делегированы лучшие фотокорреспонденты и корреспонденты от «Пресс-центра» в составе пяти учащихся нашего учебного заведения.

По итогам смены команда пресс-центра «Гимназический вестник» 8-9 классов награждена дипломом за победу в номинации «Лучшее интервью» конкурса газет и журналов XYI республиканского фестиваля детских СМИ «Свежий ветер» (руководитель Циховская С.В.). https://vecherniy-mogilev.by/press-perspektiva-i-svezhij-veter/ от 17.11.20. В октябре 2022 года четверо юнкоров 8-ых классов побывали на XYIІІ республиканском фестивале детских СМИ «Свежий ветер» (руководитель Циховская С.В.), которые приобрели опыт в данном направлении. В октябре 2021 года и в феврале 2023 набирались опыта на смене «Бесконфликтный диалог, или азбука медиатора».

Помимо занятий в объединении некоторые юнкоры из его состава ежегодно участвуют в различных конкурсах: в городском конкурсе юных поэтов “Спроба пяра” и их стихотворения собственного сочинения удостоены дипломами 1,2,3 степеней, в республиканском творческом литературном конкурсе «Свет Православия» – дипломы І (2), ІІ (7), ІІІ (7) степеней, в городских фотоконкурсах «В фокусе – Могилёв!» и «Мама=Любовь» – дипломы 1 и 2 степеней. В городском интернет-конкурсе литературных работ «Пасхальная радость» при Могилёвском отделении Союза писателей Беларуси, Могилёвской епархии Белорусской Православной церкви, Могилёвском государственном университете имени А.А.Кулешова награждён дипломом участника 1 человек.

С 2020 по 2022 годы сотрудничали с Международным инновационным центром «Perspektivaplus» в Чехии. За период сотрудничества награждены дипломами І степени – 1 юнкор-гимназист, ІІ степени – 1, ІІІ степени – 4, лауреат – 2. Трое (3) юнкоров получили свидетельства о публикации детских литературных произведений, которые включены в методический электронный журнал «Культура, образование, литература» 20 и 22 (веб адрес журнала в сети интернет http://perspektiva-plus.pro/index.php/sbornik-kultura-prosveshchenie-literatura).

В мае 2021 Могилёвский Совет депутатов и управление образования Могилёвского городского исполнительного комитета инициировали проведение патриотического проекта «Великая Отечественная война: подлинные истории». Итогом проекта стала публикация книги «Великая Отечественная война: подлинные истории» часть 1. Заинтересованные люди города, педагоги, учащиеся и родители готовили материалы о своих предках.

От могилёвской гимназии № 3 в данном проекте приняли участие восемь гимназистов и два учителя:

Нагорный Андрей, учащийся 8 «Б», с работой «Великая Отечественная война в семье Курченко» (учитель Циховская С.В.), в книге стр. 273-276 о своих прабабушке Курченко (Демидовой) Прасковье Павловне и прадедушке Курченко Еремее Николаевиче;

Костылева Валерия, учащаяся 6 «В», с работой «Прадзед, якім ганаруся” (учитель Циховская С.В.), в книге стр. 112-113 о прадедушках Гринфельд Эдуарде Карловиче и Гринфельд Эрвине Карловиче;

Акулова Александра, учащаяся 6 «А», с работой «Летчик не может быть раненным, он либо жив, либо погиб» (учитель Циховская С.В.), в книге стр.10-11 о прадедушке Акулове Василии Илларионовиче;

Езерская Юлия, учащаяся 6 «А», - «В каждой семье навсегда остался этот кусок боли” (учитель Циховская С.В.), в книге стр. 127 о прадедушке Демешкевиче Иване Сергеевиче и прабабушке Демешкевич Вере Сергеевне, а также о прадедушках Езерском Петре Ивановиче и Езерском Григории Ивановиче (в книге стр. 151-152);

Мандрусова Полина, учащаяся 7 «Б», - «Приходилось собирать гнилую картошку и есть…» (учитель Циховская С.В.), в книге стр. 163 о прабабушке Есиповской Еве Павловне;

Измер Екатерина, учащаяся 6 «Г», с работой «Тут за цябе жыццё аддалі, чалавек», в книге стр. 129 о своей двоюродной бабушке Демьянович Раисе Егоровне;

Луговцов Даниил, учащийся 10 «А», - «Мы жили на зло войне» (учитель Луговцова О.В.),

Луговцова Олеся Валерьевна, учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия №3 г. Могилева», – «Дробышевский Анатолий Михайлович», в книге стр. 139-141.

В апреле 2022 года вышла часть 2 одноимённой книги, в которую вошли две работы учащейся-юнкора 8 «Б» класса Костюкович Василины про своих двух бабушек. Первая работа – «Были связными партизанской бригады «Чекист» про бабушку Костюкович (Шерр) Розу Абрамовну, в книге стр.224-225, (учитель Циховская С.В.), вторая – «Малолетняя узница» про бабушку Костюкович (Мицкевич) Светлану Александровну, которой сегодня 83 года, в книге стр.225-226, (учитель Циховская С.В.).

Также в книгу вошли документальные данные учителя белорусского языка и литературы Циховской С.В. ГУО «Гимназия №3 г. Могилева» о приёмном дедушке Верешня Петре Фёдоровиче, в книге стр.74-75, который попал в начале войны под оккупацию гитлеровцев под Минском.

Данным проектом-книгой активизировалась работа по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания подрастающего поколения, по увековечиванию вклада предков жителей родного города в победу над немецко-фашистскими в период Великой Отечественной войны, по сохранению воспоминаний очевидцев событий тех лет.

В книге-сборнике часть І представлены 596 биографических данных и воспоминания очевидцев войны 1941-1945 годов, 1263 документа и фотографий из семейных архивов жителей города Могилёва, также воспоминания людей разного возраста, пола, социального статуса, национального и религиозного положения, рождённых в разных уголках СССР, объединены уважением к предкам и гордостью за них, желанием их детей, внуков, правнуков сохранить память о дорогих им людях.

Авторами являются Беляева Галина Николаевна и Гурин Максим Николаевич.

Беляева Г.Н. – заместитель директора ГУО “Средняя школа №34 г.Могилёва”, учитель-методист, автор-составитель электронных средств обучения, практических пособий, награждена медалью “За трудовые заслуги”, нагрудным знаком Министерства образования республики Беларусь “Отличник образования”, делегат Третьего, Пятого, Шестого Всебелорусского собрания от Могилёвской области, депутат Могилёвского городского Совета депутатов ХХYII, ХХYIII созывов и другое.

Гурин М.Н. – депутат Могилёвского городского Совета депутатов ХХYIII созыва, с 2019 года – председатель Могилёвского городского Совета депутатов.

С работами гимназистов можно также ознакомиться на официальном сайте гимназии на главной странице сайта на баннере «Великая Отечественная война: подлинные истории» https://mogilevgymn3.znaj.by/services/news и на официальном сайте областной газеты «Вечерний Могилёв» в рубрике «История» https://vecherniy-mogilev.by/my-zhili-nazlo-vojne/ от 13.04.2021;

https://vecherniy-mogilev.by/prihodilos-sobirat-gniluju-kartoshku-i-est/ от 04.05.2020;

https://vecherniy-mogilev.by/tut-zhyccjo-addali-za-cyabe-chalavek/ от 10.05.2020;

https://vecherniy-mogilev.by/pradzed-yakim-ganarusya/ от 16.12.2021;

https://vecherniy-mogilev.by/mne-est-kem-gorditsya/ от 05.03.2021;

https://vecherniy-mogilev.by/letchik-ne-mozhet-byt-ranennym-on-libo-zhiv-libo-pogib/ от 13.05.2021;

https://vecherniy-mogilev.by/v-kazhdoj-seme-navsegda-ostalsya-etot-kusok-boli/ от 30.06.2021.

Таким образом, можно сделать выводы, что если сегодня мы перестанем понимать значимость воспоминаний, которые донесли до нас прошлые поколения, перестанем искать и исследовать неизвестные страницы историй Великой Отечественной войны, то потеряем ценные, ещё не изученные материалы. А ведь именно семейная, близкая история помогает лучше понять глобальные исторические процессы, формирует национальную память, гордость за наших предков-победителей как в семьях, так и у современной молодёжи и подрастающего поколения.

«Великая Отечественная война: подлинные истории» — Зорька. Газета для детей и подростков (zorika.by);

Семейная история помогает понять… Вечерний Могилёв (vecherniy-mogilev.by).

31.03.2022 совместно с юнкоровцами приняла участие в педагогическом совете гимназии, где выступила с докладом «Инновационная деятельность: итоги, проблемы, перспективы», юнкоровцы провели с учителями практическое занятие.

На сегодняшний день работа в этом направлении продолжается.

Юные корреспонденты также приняли активное участие в сборе материалов для юбилейного сборника, посвященного 230 – летию гимназии «Страницы истории и современность» (фото).

Руководитель объединения по интересам в моём лице имеет многочисленные благодарности, публикации и сертификаты участника, дипломы различных конкурсов Беларуси, России, Чехии, Эстонии в номинации «Патриотическое воспитание».

Из определения понятий патриотизм и гражданственность можно сделать вывод, что они взаимосвязаны через любовь к Родине, сохранение и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её; уважение обычаев культуры своей и других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними, что и отображается в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в объединении по интересам «Пресс-

Список литературы:

Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа:

www.adu.by/wp-

content

/

uploads

/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа:

www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc

.

Методический портал [Электронный ресурс] // Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. - Режим доступа:

http://method.nchtdm.by

.

Циховская Светлана Вячеславовна,

учитель белорусского языка и литературы высшей категории,

педагог дополнительного образования ГУО “Гимназия №3 г. Могилёва”, Беларусь,

svetlana_tsikhovskaya@mail.ru