Формирование здорового образа жизни детей и подростков на занятиях в организации дополнительного образования
Терешкина Дарья Викторовна,
Педагог - дополнительного образования
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, характеризуется уравновешенностью с окружающей средой, состоянием душевного, нравственного и социального благополучия.
Одним из самых приоритетных направлением деятельности всего общества можно назвать охрану здоровья детей, так как лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляются на основе личностно-развивающих ситуаций и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.
Опыт, в свою очередь приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции. Так же и становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Данную технологию, которую применяют к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить, как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между воспитанием и образованием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Педагогические технологии, в том числе и здоровьесберегающие, должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, в общении с людьми, искусством и природой.
Здоровьесберегающая технология – это:
условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга о состоянии здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности детей данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
2. Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) в норме от 4 до7 видов за занятие. Занятие должно быть разнообразным, иначе возможно утомление воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. С другой стороны частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. В этом случае также повышается рост утомляемости.
3. Ориентировочная норма средней продолжительности различных видов учебной деятельности от 7 до10 минут;
4. Число методов обучения (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.) в норме должно составлять не менее трех видов.
5. Чередование методов обучения в норме должно быть не позже чем через 10-15 минут.
6. Выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки):
1. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.
2. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма от 15 до 20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
3. Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
4. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Демонстрация, прослеживание этих связей, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения. Сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
5. Психологический климат на занятии.
6. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п..
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
1. Количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.
2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
3.Темп и особенности окончания занятия:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
По каким критериям можно оценить результативность применения здоровьесберегающих образовательных технологий?
активная мыслительная деятельность воспитанников;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
мотивация познавательной деятельности;
обеспечение рефлексии и самоконтроля;
наличие самостоятельной работы.
Оценить успешность образовательного процесса по этим критериям учитель может уже непосредственно на занятии путем педагогического наблюдения, а также используя другие формы самоконтроля.
Известно, что успех педагогической деятельности определяется не только профессиональными, но и личностными качествами учителя. Учитывая это и основываясь на жизненных аксиомах, высказанных еще мудрецами древности, можно сформулировать некоторые положения – «секреты» педагога, успешно работающего в парадигме здоровьесбережения.
1. Секрет доброты. Этот секрет состоит в том, что без доброты результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.
2. Секрет успешности. Состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства. Заключается в профессионализме всех педагогов образовательной организации.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.
6. Секрет истинности. Состоит в интуитивном ощущении педагога непротиворечивости того, что делает, соответствии результатов законам природы.
Возможно, приняв для себя эти несложные истины, педагог по-иному расставит приоритеты в своей профессиональной деятельности, в ином ракурсе увидит себя и своих учеников.