* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры.

Несомненно, ежедневная утренняя гимнастика должна быть для всех людей такой же самой привычкой, как умывание по утрам. Но это всего лишь минимум физической подготовки. Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности. Начинать формировать привычки необходимо с детства. Основными качествами, которые характеризуют формирование здорового образа жизни средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств способствует укреплению здоровья.

Физические упражнения могут оказать положительное воздействие в том случае, если при этих занятиях будут соблюдаться определенные правила. Так, чтобы не причинить вреда, занимаясь физическими упражнениями, необходимо следить за состоянием здоровья — если наблюдаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, то упражнения, которые требуют значительного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Также не следует заниматься сразу же после болезни, необходимо выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились.

Организм человека при выполнении физических упражнений реагирует на нагрузку ответными реакциями — активизируется деятельность всех органов и систем, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры весьма полезно для общего укрепления здоровья человека. Улучшается общая физическая подготовленность человека и как результат организм, когда нагрузки переносит легко.

У занимающегося физическими упражнениями чаще хорошее самочувствие, настроение и сон. При регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и таким образом организм находится в хорошей форме в течение длительного времени.

Здоровый образ жизни без занятий физической культурой представить невозможно. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры неотъемлемая часть воспитания у детей ведения правильного образа жизни. Именно регулярные занятия физической культурой формируют правильное отношение к своему телу, способствуют активности в различных областях жизнедеятельности.

Следует понимать, что не все двигательные действия, которые выполняются в быту или процессе работы, являются именно физическими упражнениями. Физические упражнения — это только те движения, которые специально подбираются для воздействия на различные органы и системы организма человека, для развития физических качеств, а также коррекции имеющихся дефектов телосложения. Систематически занимающиеся спортом люди являются более развитыми физически, чем те, кто игнорирует спорт – как правило, спортсмены выше ростом, обладают большим весом и окружностью грудной клетки, выше их мышечная сила и жизненная емкость легких. Научно доказано, что даже у здорового и совсем нестарого человека при «сидячем» образе жизни и отсутствии занятий физкультурой, даже при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание и появляется сердцебиение, в то время как тренированный человек легко справляется и со значительными физическими нагрузками.

Работоспособность сердечной мышцы как главного двигателя кровообращения зависит от силы и развития всей мускулатуры, поэтому развивая мускулатуру тела с помощью физической тренировки укрепляется и сердечная мышца. Люди с неразвитой мускулатурой значительно чаще испытывают проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Главной задачей для дошкольного учреждения является сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Ведь забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

К основным компонентам ЗОЖ относятся:

- рациональный режим;

- систематические физкультурные занятия;

- использование эффективной системы закаливания;

- правильное питание;

- благоприятная обстановка в семье.

В работе детского сада по приобщению детей младшего дошкольного возраста к основам ЗОЖ рассмотрим следующие компоненты:

- режим дня в детском саду;

- систематические физкультурные занятия;

- закаливающие мероприятия;

- взаимодействие детского сада с семьей по приобщению к основам ЗОЖ.

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Режим дня в детском саду составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность, а для этого необходима последовательность.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность. В детском саду она представлена в виде:

- утренней гимнастики;

- непосредственно образовательной деятельности (НОД) по физической культуре;

- гимнастики после дневного сна.

Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Она способствует усилению всех физиологических процессов, укреплению мышц, повышает жизненный тонус организма, формирует организованность, выдержку.

В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей:

- разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе;

- бег в медленном темпе;

- расслабление;

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- расслабление.

НОД по физической культуре проводится в нашем детском саду два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность НОД – 10 минут. Физкультурные занятия с детьми третьего года жизни строятся по общепринятой схеме и условно делятся на три части: вводную, основную, заключительную, что связано с особенностями детского организма. В вводную часть включаются разные виды ходьбы и бега в соответствии с возрастными особенностями детей, например, ходьба обычная, ходьба на носочках, ходьба с остановкой на сигнал. В основную часть входят простейшие построения (свободное, в колонну по одному, в круг), общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры преимущественно с бегом. В заключительной части – ходьба в медленном темпе, подвижная игра малой подвижности.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. В основе подбора комплекса гимнастики лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности. Для детей младшего дошкольного возраста гимнастика после дневного сна начинается с разминочных упражнений в постели. Потом проводятся общеразвивающие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья».

Закаливание – система тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Основной принцип проведения закаливающих процедур – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение проведения процедуры. В детском саду предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди. К закаливающим мероприятиям также относятся ежедневные прогулки.

Взаимодействие детского сада с семьей по приобщению к основам ЗОЖ осуществляется в предоставлении информации в родительском уголке и индивидуальных беседах. Примерные темы индивидуальных бесед, памяток для родителей:

- формирование культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет;

- режим дня и его значение в жизни ребенка;

- создание благоприятной семейной атмосферы;

- закаливание детей младшего дошкольного возраста;

- физическая культура в жизни ребенка.

Реализация основных компонентов ЗОЖ в детском саду позволяет постепенно приобщать детей младшего дошкольного возраста к ведению здорового образа жизни.

физкультурно-

оздоровительной работы по образовательной области «Физическое

развитие», включающие различные виды двигательной деятельности

дошкольников (основные движения, общеразвивающие упражнения,

подвижные игры). В процессе овладения основными движениями перед

ребенком стоят конкретные задачи, последовательное выполнение

которых закладывает фундамент всей двигательной подготовки человека.

Однако следует помнить, что развитие основных движений в каждом

отдельном случае имеет различную вариативность в зависимости от

индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому

использование опубликованных в методических пособиях вариантов

примерного планирования, конспектов физкультурных занятий лишь на

первых порах может помочь педагогу дошкольной организации в процессе

физического воспитания дошкольников. В дальнейшем ему потребуется

постоянное обновление содержания физкультурных занятий с учетом

уровня физической подготовленности, двигательных предпочтений и

интересов детей. Важно, чтобы ребёнок занимался физкультурой с удовольствием. Способствуют этому психологические методы и приёмы.

Инструктор и педагог должны поощрять и хвалить малышей за их успехи, настраивать на позитивный лад, поддерживать психологически, если что-то не удаётся или не получается. Необходимо очаровывать детей различными сюрпризными моментами, разнообразием двигательной активности, музыкального сопровождения.

Литература

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: LINKA-PRESS, 1993.

2.Бурцев Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы. – Ростов н: Феникс, 2013.

3.Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2008.

4.Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. – М.: Здоровье, 1988.

5.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1988.

6.Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

7. С.Ю.Федорова. Планы физкультурных занятий.