* {font-family: Times New Roman; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #2F5597;} h2 {font-size: 16pt; color: #2F5597;} h3 {font-size: 14pt; color: #2F5597;} h4 {color: #2F5597; font-style: italic;} h5 {color: #2F5597;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #262626; font-style: italic;} h9 {color: #262626;} .footnote reference {vertical-align: super;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Title {font-size: 28pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .HTML Preformatted {font-family: 'SimSun'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #2F5597;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #2F5597;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #2F5597;} .Заголовок 4 Знак {color: #2F5597; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #2F5597;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #262626; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #262626;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #2F5597; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #2F5597; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #2F5597; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #2F5597; font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Обычный (веб) Char {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Загребельная А.И.

город Челябинск, Россия

Научный руководитель:Батенова Ю.В.(к.псх.н., доцент кафедры ПиПД)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Аннотация. Статья раскрывает роль театрализованной игры в развитии звуковой культуры речи у старших дошкольников. Хорошая речь важна для полноценного развития ребенка, облегчая выражение мыслей и общение. Звуковая культура включает произношение, интонацию, мимику и жесты. Современные методы воспитания используют театрализацию как эффективное средство для улучшения речи, стимулируя интеллект, волю и формируя правильную интонацию.

Ключевые слова: театрализованная игра, звуковая культура речи, развитие речи, интонация, выразительность.

Zagrebelnaya A.I.

Chelyabinsk, Russia

Scientific supervisor: Batenova Yu.V. (Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of PiPD)

FORMATION OF PHONETIC SPEECH CULTURE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH DRAMATIC PLAY

Annotation. The article discusses the role of dramatic play in developing the phonetic speech culture of senior preschool children. Good speech is essential for their holistic development, facilitating clear expression of thoughts and improving social interactions. Phonetic culture encompasses pronunciation, intonation, facial expressions, and gestures. Contemporary educational methods utilize theater activities effectively to enhance speech skills, stimulating intellect, willpower, and shaping proper intonation.

Keywords: dramatic play, phonetic speech culture, spech development, intonation, expressiveness.

Хорошая речь выступает важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая и правильная речь ребенка позволяет ему легче выражать свои мысли и дает более широкие возможности в познании окружающей действительности, делая отношения со сверстниками и взрослым содержательнее и полноценнее. Одним из аспектов хорошей речи является развитая звуковая культура.

Звуковая культура речи является достаточно широким понятием, включающим в себя:

произносительные качества речи, такие как звукопроизношение, дикция и т. д.;

элементы звуковой выразительности речи, например интонация и темп;

двигательные средства выразительности, такие как мимика и жесты;

элементы культуры речевого общения, такие как общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора.

Таким образом, работа по формированию звуковой культуры речи должна быть направлена на формирование речевого слуха детей и его основных компонентов, формирование произносительной стороны речи, развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка и формирование интонационной выразительности речи.

Современному этапу развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, а в качестве подхода выступает деятельностный подход к личности ребенка [2]. Театрализованная деятельность представляет собой творческую деятельность, связанную с моделированием образов и отношений, посредством различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

В связи с чем, мы можем предположить, что самым коротким путем решения проблемы развития всех сторон речи старшего дошкольника является театрализованная деятельность, в которой наиболее полно и ярко реализован принцип обучения через игровую деятельность. Использование в работе этого эффективного и не навязчивого педагогического средства позволяет решать многие актуальные педагогические и психологические проблемы. Как отмечают Алексеева М.М., Яшина В.И., будучи наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная игра учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, а также развивает и активизирует речь [1].

Театрализованные игры способствуют созданию большого простора для творческих проявлений ребёнка, оказывают благоприятное влияние на общее развитие дошкольника. Кроме того, ряд специально созданных упражнений положительно влияют на формирование правильной речи. К числу таких упражнений, в частности, относятся таких как: артикуляционная разминка, дыхательная гимнастика и т.д.

Мигунова Е.В. придерживается мнения, что театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников различных умений и навыков, а также оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка. За счет увеличения словарного запаса происходит стимулирование активной речи, а также совершенствование артикуляционного аппарата и развитие звуковой культуры речи. Играя свою роль, ребенок использует выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, а также старается говорить четко и понятно для окружающих [4].

Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников связано с совершенствованием дифференциации звуков и предусматривает такие три вида работы, как дифференциация изолированных звуков, дифференциация звуков в словах и дифференциация звуков в речи. Содержание театральных игр тесно связано со всеми данными видами работы. Они способствуют активизации разных сторон речи детей, в частности словарного запаса, грамматического строя, диалогической и монологической речи, и звуковой стороны речи [5].

При работе с театрализованными играми в старших и подготовительных группах большое внимание уделяется работе по развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки). В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, продолжается работа над выразительностью и эмоциональностью реплик персонажей, что способствует активизации словаря ребенка и совершенствованию звуковой культуры речи. Исполняемая роль диктует необходимость ясно, четко и понятно говорить. Кроме того, заучивание реплик персонажей способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности [5].

Однако, использование театрализованной деятельности в целях развития речи в целом и совершенствования звуковой стороны речи, в частности, становится возможным при выполнении следующих условий:

единства социально-эмоционального и познавательного развития;

наполнение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;

постепенности и последовательности ознакомления детей с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

использования интересных и эффективных методов и приемов работы;

совместного участия в процессе детей и взрослых (в т.ч родителей).

Кроме того, большое значение имеет отбор произведений. Изучая данный вопрос, Бородич А.М. [3] пришла к выводу, что при подготовке к театрализованной игре необходимо правильно выбрать произведение, сообразно возрасту, оценив его со стороны воспитательного значения для детей, а также с точки зрения того, насколько детям будет интересно работать с этим произведением.

Список литературы

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с. 

Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006. –126 с.

Титова, Т.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр / Т.В. Титова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2016. – № 1 (16). – С. 57-61.