Формы и методы работы с детьми при подготовке к ЕГЭ по биологии.

(Статью подготовила учитель биологии МАОУ «СОШ№ №1» Терезова Татьяна Васильевна)

Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы,

индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение. Детям необходимо показать важность знаний по биологии, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, правильного взаимодействия с окружающей средой.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

К особенностям подготовки решений заданий с выбором правильного ответа можно отнести разные формы контроля и обучения. В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся:

Биологический диктант - готовясь к биологическим диктантам, учащиеся запоминают основные понятия биологии, это поможет им правильно решить многие задания базового уровня.

Тестовые задания по биологии. Здесь,

обучающимся

предлагается выбрать правильные

ответ

ы

из предложенных вариантов. Это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования, сходная с тем, что

предлагаются во время ЕГЭ

. Решая типовые тестовые задания по разделам биологии, ученик будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях на итоговом экзамене.

Письменная проверочная работа. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.

Различные виды нестандартных заданий - ребусы, кроссворды, головоломки, криптограммы. Их можно использовать на всех уроках в среднем звене, при проведении внеклассных мероприятий, а также в качестве домашних заданий. Кроссворды учащиеся могут составлять сами, а так же решать подготовленные другими учащимися или учителем. Подобные задания, как правило, очень интересны учащимся, они могут помочь повысить познавательную активность, а также способны развить интерес для дальнейшего глубокого изучения темы.

Все задания, которые даю детям, соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям учащихся. А вот с начала 9-ого и 11- ого классов перехожу к детальному повторению. Тесты в формате ЕГЭ использую на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. При подготовке к ЕГЭ использую мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Цифровые образовательные ресурсы позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся, а также совершенствуют и оптимизируют учебный процесс.

Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания с выбором одного правильного ответа или с устного терминологического диктанта. Задания с развёрнутым ответом включены в домашнее задание. Каждый ученик, сдающий экзамен получает свой вариант. Выполнение и разбор таких заданий проводится на консультациях. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий.

Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса: при изложении новых понятий; при закреплении изученного ранее; при организации самостоятельных работ разных видов; при организации обобщающего повторения.

Организовывая процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо использовать «немые» картинки, например:

При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Уметь выделять ключевые слова, сжимать текст, перерабатывать информацию в таблицы, схемы и т.д. Предмет «Биология» отличается сложным понятийным аппаратом. Для усвоения материала необходимо понимание текста. При работе с текстом, во-первых, учимся определять основную мысль; во-вторых, необходимо определить ключевые слова. Ключевые слова помогают определить микротемы и прочитать текст без дополнительной (углубленной) информации. В-третьих, пробуем составить из этих ключевых слов связный текст. В результате, текст будет более понятен и его уже можно пересказать, а чтобы лучше запомнить, можно составить опорный конспект.

Открытый сегмент федеральной интернет базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях. Выполнение заданий такого формата в большей степени способствует выявлению уровня подготовки обучающихся к сдаче экзамена по биологии.