ФОРСАЙТ (ОТ АНГЛ. FORESIGHT — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ПРЕДВИДЕНИЕ) — ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМАТ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ УЧАСТНИКАМ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО ПОВОДУ ОБРАЗА БУДУЩЕГО, А ТАКЖЕ, ОПРЕДЕЛИВ ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗБУДУЩЕГО, ДОГОВОРИТЬСЯ О ДЕЙСТВИЯХ В ЕГО КОНТЕКСТЕ.
Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Предлагаем вариант методики для проведения форсайт - сессии в образовательных целях.
БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЛЮБОГО ФОРСАЙТ-МЕТОДА ВКЛЮЧАЕТ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);
• будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т.д.);
• планирование (стратегический анализ, определение приоритетов);
• нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастия участников форсайта).
1 ПРЕФОРСАЙТ Аналитическая команда форсайта готовит предварительную аналитику, сканируя основные решения в предметной области, дает анализ источников в собственной предметной сфере.
2 НАБОР Проектирование сессии обязательно включает в себя проектирование состава групп, в ходе которого подбираются наиболее компетентные участники, представляющие различные субъектные позиции в контексте предмета форсайт-сессии.
3. ГЕНЕРАЦИЯ
Методика с точки зрения анализа включает в себя такие наиболее эффективные подходы, как:
• мозговые штурмы;
• проработку сценариев (вовремя работы с картой);
• экспертные панели (которыми, фактически, частично является работа в группах);
• научная фантастика (в генерации карточек участники часто опираются на образы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных «прогнозов»);
• опросы, правда только в рамках модерируемой группы — часть методики. Иногда функцию опроса выполняет верификация результатов форсайт-сессии (карты) с другими группами (проход карты в режиме верификации);
• голосования также являются частью методики
4. ДЕЙСТВИЯ Такие форсайт-методы, как использование общественных панелей и создание «дорожных карт» также являются частью методики
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подготовить предфорсайтные материалы
На флипчарте листы А4 с определениями
1 Наставничество –
это процесс передачи опыта и знаний;
помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, навыков, мышления, сознания
2 Форсайт-сессия – совместный процесс построения видения будущего.
3 Символ наставничества
Распечатать
Шорт-листы для команд с вопросами (количество комплектов равно количеству команд)
1 Функции наставника Что делает наставник// для чего нужен Н// в чем помогает?
2 Каким должен быть наставник?
3 Каковы принципы наставничества?
4 Кто может стать наставником?
На цветных листах (А4 разделить на 2, ориентация альбомная) заготовки ответов по шорт-листам, 5 разных цветов по количеству шорт-листов.
1
Функции наставника: Что делает наставник// для чего нужен Н// в чем помогает?
Оказывает помощь в адаптации (моральная и психологическая поддержка для новичков)
Помогают сохранять позитивный психологический климат
Помогает найти и раскрыть талант и дарования
Определяет направление траектории развития и управляет процессом с учетом индивидуальных личностных качеств
Формирует личные и деловые качества
Развивает самостоятельное мышление
Воспитывает мотивацию и творческую активность
Активизирует заинтересованность в добыче знаний
Привлекает к разработке совместных проектов
(наставник вдохновляет на новое дело, помогает в его реализации)
2
Каким должен быть наставник?
добрый
постоянный
терпеливый (Не гоняться за легким успехом)
настойчивый
целеустремлённый
чуткий
умный
знающий своё дело, профессионал
коммуникабельный
3
Каковы принципы наставничества?
Гуманность
Лояльность
Толерантность
Конфиденциальность
Добросовестность
Ответственность
Общность интересов
Искреннее желание помочь, изменить ситуацию к лучшему
Добровольность (Наставники - это те же добровольцы - волонтеры, как их сегодня называют)
Всё, что они делают, они делают добровольно и это всегда почётно, Что получают взамен - Признание …, повышение собственного достоинства, своего уровня развития в процессе взаимообучения, развитие свои деловых качеств.
4
Кто может стать наставником?
Родственники и соседи
Педагоги
Ветераны
Студенты
Руководители
*** все они взрослые люди, а могут ли быть наставниками
ДЕТИ?
***Да – это одно из направлений в Наставничестве
«Дети учат детей» наставничество в формате обучения детей детьми
5
В каких областях нужны наставники?
Спорт
Кружки
Учёба
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-mezhdisciplinarnogo-meropriyatiya-v-formate-forsaytsessii-3761052.html
Пояснительная записка.
В данной работе мы представляем один из современных методических инструментов работы с аудиторией.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия как для учителей, так и для обучающихся в формате форсайт-сессии.
Не будем отрицать возможность проведения такой встречи на свежем воздухе, в парковой зоне, так сказать «Выход из стандартного формата», что может повысить интерес к мероприятию, активизировать креативное мышление и творческую деятельность участников.
Описанная методика с успехом апробирована и используется при реализации…, имеет положительные отзывы.
Основная часть.
Технологическая карта мероприятия.
Форма мероприятия: форсайт-сессия.
Цель: совместными усилиями составить шорт-лист
Задачи:
Формирование мировоззрения
Развитие эрудиции, знаний терминологии, сплоченности участников, развитию
soft
-компетенций, таких как критическое мышление, коммуникации (навыки межличностного общения, эмоциона
льный интеллект
), креативное мышление и творческий подход, а также развитию бизнес-компетенций (навыки проектной деятельности, организация работы в малых группах и др.).
Осознание участниками нравственной ценности и будущей причастности к развитию
движения наставничества
.
Создание условий для активной, содержательной,
системной деятельности
по становлению и личностному развитию в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Обеспечение мероприятия:
Методическое:
деятельно-игровая технология, мозговой штурм,
компетентностно
-ориентированная технология,
информационно-коммуникативная технология,
проблемно-поисковый метод,
синергетический подход.
Дидактическое:
демонстрационный материал (видеоролики, презентации, эмблемы, музыкальное сопровождение и т.д.),
раздаточный материал (шорт-листы),
инвентарь (
флипчарт
, доска, магниты),
канцелярские принадлежности.
Информационно-компьютерное:
аудитория (конференц-зал),
ПК + мультимедиа система,
Описание технологии мероприятия:
Форсайт - инновационный инструмент моделирования будущего, технология работы с индивидуальной и коллективной осознанностью в зоне целеполагания (исследование, прогнозирование и визуализация будущего, а так же определение стратегий его достижения).
Данная технология является проактивной, дает возможность заглянуть в будущее и заранее, предпринять шаги, чтобы быть готовым, когда оно наступит: «Либо мы становимся художниками собственной жизни, либо нас выдавливают на палитру, словно из тюбика краску…»
Задача форсайта – не предсказать будущее, а совместными усилиями и с учетом факторов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет.
Стратегии развития личности неразрывно связаны с особенностями восприятия психологического времени. Жизненный путь человека во многом зависит от временной установки субъекта, его временной ориентации, отношения к прошлому, настоящему и будущему. Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Она формируется на протяжении всего детства, и, почти всегда, стихийно.
Терминология форсайта:
тренд – то же, что и тенденция, важное, заметное направление в развитии чего-либо;
технология – это отдельное технологическое решение, значимое для зарождения или развития нового тренда;
формат – тип отношений между людьми, технология социального взаимодействия;
дорожная карта будущего - визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
Технология форсайт-сессии носит сугубо прикладной характер. Тренды не являются предметом обсуждений, а используются в качестве базовой информации, которая учитывается для построения локальных моделей развития.
Продолжительность форсайт-сессии — 4 академических часа.
Навигация по форсайт сессии:
Подготовить
предфорсайтные
материалы
Создать удобную площадку для коммуникации.
Подготовка дидактического раздаточного материала и канцелярских принадлежностей (бумага А3, цветные
стикеры
,
стикеры
«
смайлы
», маркеры, фломастеры, мелки, ножницы, цветная бумага).
Приветствуем участников.
Форсайт-сессия начинается с установочной речи модератора, постепенно погружающего участников в проблематику мероприятия
.
Участники мероприятия разделяются на три группы, работа в которых ведется параллельно. Участники групп проходят одни и те же этапы, приходя к результатам, которые имеют и много общего и интересные различия. Это позволит сформировать многомерную, объемную картину обсуждаемой области.
Каждой группе выдаются шорт-листы, участники его заполняют, по истечении времени шорт-листы озвучивают результат, модератор делает выводы.
Шорт-листы команд помощник=волонтер прикрепляет магнитами на доску (дорожную карту) в первый столбик.
Команды получают второе (3,4,5) задание.
Участники определяют свое место на Дорожной карте будущего, приклеивая «смайлик».
В доброжелательной и дружественной обстановке модератор подводит итоги. Проводит рефлексию.
Карта наставничества не является догмой, она может быть трансформирована участниками в целеориентированную «дорожную карту» — визуальный образ совместного будущего, включающий прогноз развития наставничества, события, а также точки принятия решений и запуска конкретных проектов.
Заключение.
Форсайт — это, прежде всего, инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Для проведения Форсайт-сессии мы используем собственные авторские сценарии, максимально адаптируя их под цель для получения наилучшего результата. В ходе форсайт-сессии участниками создается продукт «Дорожная карта будущего», происходит осмысление траектории развития наставничества….