* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ФОРСАЙТ (ОТ АНГЛ. FORESIGHT — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ПРЕДВИДЕНИЕ) — ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМАТ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ УЧАСТНИКАМ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО ПОВОДУ ОБРАЗА БУДУЩЕГО, А ТАКЖЕ, ОПРЕДЕЛИВ ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗБУДУЩЕГО, ДОГОВОРИТЬСЯ О ДЕЙСТВИЯХ В ЕГО КОНТЕКСТЕ.

Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Предлагаем вариант методики для проведения форсайт - сессии в образовательных целях.

БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЛЮБОГО ФОРСАЙТ-МЕТОДА ВКЛЮЧАЕТ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);

• будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т.д.);

• планирование (стратегический анализ, определение приоритетов);

нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастия участников форсайта).

1 ПРЕФОРСАЙТ Аналитическая команда форсайта готовит предварительную аналитику, сканируя основные решения в предметной области, дает анализ источников в собственной предметной сфере.

2 НАБОР Проектирование сессии обязательно включает в себя проектирование состава групп, в ходе которого подбираются наиболее компетентные участники, представляющие различные субъектные позиции в контексте предмета форсайт-сессии.

3. ГЕНЕРАЦИЯ

Методика с точки зрения анализа включает в себя такие наиболее эффективные подходы, как:

• мозговые штурмы;

• проработку сценариев (вовремя работы с картой);

• экспертные панели (которыми, фактически, частично является работа в группах);

• научная фантастика (в генерации карточек участники часто опираются на образы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных «прогнозов»);

• опросы, правда только в рамках модерируемой группы — часть методики. Иногда функцию опроса выполняет верификация результатов форсайт-сессии (карты) с другими группами (проход карты в режиме верификации);

• голосования также являются частью методики

4. ДЕЙСТВИЯ Такие форсайт-методы, как использование общественных панелей и создание «дорожных карт» также являются частью методики

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовить предфорсайтные материалы

На флипчарте листы А4 с определениями

1 Наставничество –

это процесс передачи опыта и знаний;

помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, навыков, мышления, сознания

2 Форсайт-сессия – совместный процесс построения видения будущего.

3 Символ наставничества

Распечатать

Шорт-листы для команд с вопросами (количество комплектов равно количеству команд)

1 Функции наставника Что делает наставник// для чего нужен Н// в чем помогает?

2 Каким должен быть наставник?

3 Каковы принципы наставничества?

4 Кто может стать наставником?

На цветных листах (А4 разделить на 2, ориентация альбомная) заготовки ответов по шорт-листам, 5 разных цветов по количеству шорт-листов.

1

Функции наставника: Что делает наставник// для чего нужен Н// в чем помогает?

Оказывает помощь в адаптации (моральная и психологическая поддержка для новичков)

Помогают сохранять позитивный психологический климат

Помогает найти и раскрыть талант и дарования

Определяет направление траектории развития и управляет процессом с учетом индивидуальных личностных качеств

Формирует личные и деловые качества

Развивает самостоятельное мышление

Воспитывает мотивацию и творческую активность

Активизирует заинтересованность в добыче знаний

Привлекает к разработке совместных проектов

(наставник вдохновляет на новое дело, помогает в его реализации)

2

Каким должен быть наставник?

добрый

постоянный

терпеливый (Не гоняться за легким успехом)

настойчивый

целеустремлённый

чуткий

умный

знающий своё дело, профессионал

коммуникабельный

3

Каковы принципы наставничества?

Гуманность

Лояльность

Толерантность

Конфиденциальность

Добросовестность

Ответственность

Общность интересов

Искреннее желание помочь, изменить ситуацию к лучшему

Добровольность (Наставники - это те же добровольцы - волонтеры, как их сегодня называют)

Всё, что они делают, они делают добровольно и это всегда почётно, Что получают взамен - Признание …, повышение собственного достоинства, своего уровня развития в процессе взаимообучения, развитие свои деловых качеств.

4

Кто может стать наставником?

Родственники и соседи

Педагоги

Ветераны

Студенты

Руководители

*** все они взрослые люди, а могут ли быть наставниками

ДЕТИ?

***Да – это одно из направлений в Наставничестве

«Дети учат детей» наставничество в формате обучения детей детьми

5

В каких областях нужны наставники?

Спорт

Кружки

Учёба

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-mezhdisciplinarnogo-meropriyatiya-v-formate-forsaytsessii-3761052.html

Пояснительная записка.

В данной работе мы представляем один из современных методических инструментов работы с аудиторией.

Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия как для учителей, так и для обучающихся в формате форсайт-сессии.

Не будем отрицать возможность проведения такой встречи на свежем воздухе, в парковой зоне, так сказать «Выход из стандартного формата», что может повысить интерес к мероприятию, активизировать креативное мышление и творческую деятельность участников.

Описанная методика с успехом апробирована и используется при реализации…, имеет положительные отзывы.

Основная часть.

Технологическая карта мероприятия.

Форма мероприятия: форсайт-сессия.

Цель: совместными усилиями составить шорт-лист

Задачи:

Формирование мировоззрения

Развитие эрудиции, знаний терминологии, сплоченности участников, развитию

soft

-компетенций, таких как критическое мышление, коммуникации (навыки межличностного общения, эмоциона

льный интеллект

), креативное мышление и творческий подход, а также развитию бизнес-компетенций (навыки проектной деятельности, организация работы в малых группах и др.).

Осознание участниками нравственной ценности и будущей причастности к развитию

движения наставничества

.

Создание условий для активной, содержательной,

системной деятельности

по становлению и личностному развитию в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Обеспечение мероприятия:

Методическое:

деятельно-игровая технология, мозговой штурм,

компетентностно

-ориентированная технология,

информационно-коммуникативная технология,

проблемно-поисковый метод,

синергетический подход.

Дидактическое:

демонстрационный материал (видеоролики, презентации, эмблемы, музыкальное сопровождение и т.д.),

раздаточный материал (шорт-листы),

инвентарь (

флипчарт

, доска, магниты),

канцелярские принадлежности.

Информационно-компьютерное:

аудитория (конференц-зал),

ПК + мультимедиа система,

Описание технологии мероприятия:

Форсайт - инновационный инструмент моделирования будущего, технология работы с индивидуальной и коллективной осознанностью в зоне целеполагания (исследование, прогнозирование и визуализация будущего, а так же определение стратегий его достижения).

Данная технология является проактивной, дает возможность заглянуть в будущее и заранее, предпринять шаги, чтобы быть готовым, когда оно наступит: «Либо мы становимся художниками собственной жизни, либо нас выдавливают на палитру, словно из тюбика краску…»

Задача форсайта – не предсказать будущее, а совместными усилиями и с учетом факторов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет.

Стратегии развития личности неразрывно связаны с особенностями восприятия психологического времени. Жизненный путь человека во многом зависит от временной установки субъекта, его временной ориентации, отношения к прошлому, настоящему и будущему. Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Она формируется на протяжении всего детства, и, почти всегда, стихийно.

Терминология форсайта:

тренд – то же, что и тенденция, важное, заметное направление в развитии чего-либо;

технология – это отдельное технологическое решение, значимое для зарождения или развития нового тренда;

формат – тип отношений между людьми, технология социального взаимодействия;

дорожная карта будущего - визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

Технология форсайт-сессии носит сугубо прикладной характер. Тренды не являются предметом обсуждений, а используются в качестве базовой информации, которая учитывается для построения локальных моделей развития.

Продолжительность форсайт-сессии — 4 академических часа.

Навигация по форсайт сессии:

Подготовить

предфорсайтные

материалы

Создать удобную площадку для коммуникации.

Подготовка дидактического раздаточного материала и канцелярских принадлежностей (бумага А3, цветные

стикеры

,

стикеры

«

смайлы

», маркеры, фломастеры, мелки, ножницы, цветная бумага).

Приветствуем участников.

Форсайт-сессия начинается с установочной речи модератора, постепенно погружающего участников в проблематику мероприятия

.

Участники мероприятия разделяются на три группы, работа в которых ведется параллельно. Участники групп проходят одни и те же этапы, приходя к результатам, которые имеют и много общего и интересные различия. Это позволит сформировать многомерную, объемную картину обсуждаемой области.

Каждой группе выдаются шорт-листы, участники его заполняют, по истечении времени шорт-листы озвучивают результат, модератор делает выводы.

Шорт-листы команд помощник=волонтер прикрепляет магнитами на доску (дорожную карту) в первый столбик.

Команды получают второе (3,4,5) задание.

Участники определяют свое место на Дорожной карте будущего, приклеивая «смайлик».

В доброжелательной и дружественной обстановке модератор подводит итоги. Проводит рефлексию.

Карта наставничества не является догмой, она может быть трансформирована участниками в целеориентированную «дорожную карту» — визуальный образ совместного будущего, включающий прогноз развития наставничества, события, а также точки принятия решений и запуска конкретных проектов.

Заключение.

Форсайт — это, прежде всего, инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Для проведения Форсайт-сессии мы используем собственные авторские сценарии, максимально адаптируя их под цель для получения наилучшего результата. В ходе форсайт-сессии участниками создается продукт «Дорожная карта будущего», происходит осмысление траектории развития наставничества….