КГА ПОУ «Ачинский техникум нефти и газа имени Е.А.Демьяненко»
г.Ачинск, Красноярский край
преподаватель Тарханова С.Ю.
Фундамент личности и творческий потенциал обучающихся
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
(В. Ключевский)
Аннотация: Как сделать урок интересным?», так как «учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен». задача состоит в том, чтобы сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. При этом руководствуюсь словами В.А.Сухомлинского, что «урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, … показатель его кругозора, эрудиции».
Ключевые слова: Урок, учебный труд, педагогическая культура, кругозор, личность, потенциал.
Я занимаюсь разработкой и подбором материала по теме «Как сделать урок интересным?», так как «учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен». Поэтому в своей деятельности придерживаюсь технологии на основе системы эффективных уроков (А. А. Окунев). Эта технология решает задачи создания и поддержки высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности обучающихся, экономного и рационального расходования времени урока, использования разнообразных методов и средств обучения, поддержки высокого положительного уровня межличностных отношений учителя и ученика. По А.А.Окуневу, в каждом уроке должна быть изюминка, интрига, хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий, а основная задача учителя – воспитать веру ребёнка в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности учеников.
Если говорить о методиках, то мне более близки методики и В.В.Гузеева, и Р.Г. Хазанкина. И все-таки я убеждена, что каждый строит свою собственную систему на фундаменте своей личности и творческий потенциал возникает на уроке только благодаря совместной деятельности, общению и взаимодействию.
Моя задача состоит в том, чтобы сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. При этом руководствуюсь словами В.А.Сухомлинского, что «урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, … показатель его кругозора, эрудиции». Я, готовясь к уроку, вырабатываю правила организации среды общения и обучения, выбираю методологические подходы к содержанию урока в зависимости от уровня класса, от учебной ситуации. Ведь компьютер не может заменить человеческого общения, какой бы интересной ни была программа. Поэтому в моей педагогической деятельности на первом плане личность учителя-человека, и только потом – компьютерные программы, в которой используются анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. При этом компьютер эффективно позволяет выполнить видеоряд и вывести его на большой экран с помощью мультимедийного проектора. С помощью сканера я вношу в компьютер любые фрагменты текстов, таблицы, рисунки. Параллельно идет формирование банка контрольных заданий с разным уровнем сложности с использованием тестового конструктора. На уровне творческого применения знаний я организую самостоятельное проектирование учебных задач, например, создание анимации по конкретной теме изучаемого раздела, а также использую пакеты прикладных программ, например, «PowerPoint». Таким образом, современные компьютерные образовательные технологии позволяют мне эффективно и творчески проводить учебные занятия. Стараюсь, чтобы мои ученики отчетливо осознавали, что компьютер необходим для облегчения процесса мышления, выполнения рутинных шаблонных действий и освобождения от них людей, что не следует соревноваться с компьютером там, где он заведомо сильнее – в скорости и точности. А вот, чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что сегодня недоступно машине: самостоятельно создавать пространственные образы и оперировать ими, заниматься рефлексией, то есть мыслить.
Любую деятельность характеризируют результаты, поэтому немаловажную роль в образовании играет объективная и конкретная оценка качества проведения учебных занятий. В настоящее время в нашей школе внедряется система экономической грамотности в образовании, которая, базируясь на принципах качества Э.Деминга, предусматривающих постоянное улучшение деятельности, позволяет сделать процесс обучения непрерывным, развивающимся по спирали, что способствует повышению качества обучения. При такой системе качества я нахожусь в постоянном поиске путей совершенствования учебного процесса, контроля учебной деятельности.
Проведение мониторинга знаний ребят позволяет выявить уровни обученности на разных этапах процесса обучения. В начале изучения предмета провожу входной контроль с целью определения начальных знаний, результаты которого позволяют обозначить имеющиеся проблемы и наметить корректирующие действия и выстроить индивидуальную траекторию с целью достижения определенных результатов. Необходим выходной контроль. Такая система работы позволяет достичь значительных успехов.
Одним из направлений моей образовательной деятельности является непрерывное повышение собственной квалификации и профессионального роста, выражающегося в ведении интенсивной научно-исследовательской работы. Я – неоднократный участник различных научно-практических конференций по актуальным проблемам современной педагогики.
Время, в которое сейчас мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит стать невостребованным, значит быть не готовым к решению сложных, масштабных задач современного общества.
Вокруг нас огромный мир, в котором мы живем, и в жизни столько прекрасного и интересного, которое может открыть для себя человек, и в этом главная роль отводится Учителю. Каким я вижу современного учителя? Это, в первую очередь, эрудированный, грамотный, образованный, интеллигентный человек. Это профессионал, исследователь – экспериментатор, который способен передать ученикам свою культуру мышления и деятельности. Кроме того, это и артист, и художник, и психолог. Учитель – он всегда ученик. Настоящий учитель сегодня это не только человек, который передает знания, формирует навыки, умения, но и личность, которая является примером для обучаемых. Учитель сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то в первую очередь говорим о классном руководители. Именно к нему обращаются дети со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешать конфликты с родителями и учителями, ему доверяются юношеские тайны.
Когда академику Д.Лихачеву задали вопрос: «Какие тенденции в нашем обществе Вас особенно волнуют?» Он ответил: «Ожесточение и падение культуры. И выход из такого положения заключается в образовании с воспитательным уклоном. Надо делать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения».
«Ученик – это, не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который нужно зажечь». И именно личность учителя может сформировать личность.
Если ученик живёт интересной жизнью в стенах учебного заведения, если он максимально реализует себя в различных видах деятельности (туристической, спортивной, общественной, досуговой), если в аудиториях и вне их создан благоприятный психологический климат и ученик не чувствует себя одиноким и невостребованным, то его вряд ли можно будет встретить в «злачных» и сомнительных местах. Зная возможности и интересы своих учеников, я стараюсь организовать их досуг таким образом, чтобы он был разнообразным и значимым для ребят, направленным на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда. Это осуществляется через музейные вечера, экскурсии, кино и посещение театра, участие в общих мероприятиях школы.
В моем видении, каждый ребёнок – личность. Он неповторим, поэтому я уважаю его мысли, чувства, считаюсь с его правами. При этом хочу быть интересной моим ученикам, что важно и необходимо для них, и значимо для меня.
В своей педагогической деятельности не жду результатов своей работы сразу и сейчас, но стараюсь не свернуть с пути достижения цели – научить своих воспитанников в любой ситуации оставаться людьми в самом высоком смысле этого слова.
Успешная работа сегодня не дает успокоенности в том, что завтра она не будет еще более насыщенной, ибо завтра – новое испытание, другие ученики, и ещё более сложные задачи.
Список литературы
Прушенова С.А. “Автоматика для студентов I курса”.
Учебное пособие. - Москва, 2019
;
Прушенова С.А., Костеева Ф.А. “Использование Excel в статистике”. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2015;
“Формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования” (Материалы научно – практической конференции, 08 апреля 2012 г., г. Казань);
“Формирование профессиональной компетентности в условиях повышения конкурентоспособности будущего специалиста”: материалы и доклады международной научно-практич
еской конференции (26 марта 2023
г., г. Улан-Удэ).
Урок “Несложные системы автоматики» – фестиваль “Открытый урок 2004-2005”, Издательский Дом “1сентября”, г. Москва.