* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

План выступления

на международной конференции с проектом по дальнейшему развитию детско-юношеского футбола в Российской Федерации под условным названием «Футбольная России»

Вступление

Проблема - массовый спорт в современной жизни РФ и переход от массового спорта к спорту высоких достижений.

Основная часть

Проект решения проблемы массового внедрения футбола как спортивной игры в жизнь россиян, а также предложения по системе отбора детей через сеть соревнований в детско-юношеском футболе.

Заключительная часть

Сравнительный анализ системы отбора и подготовки в зарубежных странах (например, в ФРГ) с предложенным проектом.

Выводы и предложения

Челябинская область как пилотный проект внедрения системы отбора и соревнований с максимальным привлечением детей к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Вступление

Сегодня, в рамках конференции, появилась возможность познакомить участников с итогом многолетней работы тренеров нашего региона в плане подготовки спортивного резерва в самом массовом виде спорта футболе.

Период, на котором основывался анализ этой работы, охватывал как советский так и постсоветский период, поскольку проблемы качественного отбора, многолетней подготовки и перехода к спорту высших достижений идентичны.

К сожалению, и на сегодняшний день в нашем виде спорта нет стройной системы подготовки спортсменов высокой квалификации, а есть варианты из прошлого: например, детско-юношеские соревнования «Кожаный мяч». Также есть какие-то современные попытки внедрения футбола в жизнь учащихся школ - это проекты «мини-футбол в школы», уроки футбола, а в дальнейшем «мини-футбол в вузы» и ряд других, которые то появляются, то затухают, однако (и это хочется подчеркнуть!) не решают тех задач, которые могут вывести футбол на тот уровень, о котором мечтают не только спортсмены, но и большая часть страны.

Это же подтверждает «Концепция подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года», которая принята Правительством Российской Федерации, где конкретизирована одна из проблем это необходимость выявления и подготовки одаренных детей и подростков, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта, а также отсутствие эффективной системы отбора.

В связи с изложенным выше, развитие системы подготовки спортивного резерва, как предлагает эта концепция, может стать прямой и долгосрочной инвестицией в сохранение и повышение конкурентоспособности российского спорта и одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Основная часть

Позвольте сегодня ознакомить вас с одним из возможных вариантов решения этих задач. Для этого представляем Проект развития детско-юношеского футбола в России под рабочим названием «Футбольная Россия».

Он основан на незыблемом постулате: от массовости к мастерству. И в нем присутствует целенаправленное и бережное отношение к каждому потенциально способному ребенку, его дальнейшее продвижение по системе подготовки и сети соревнований. Вот почему в главу угла в данном проекте поставлен вопрос о месте футбола в жизни населения страны. И именно от определения этого места, на наш взгляд, зависит уровень решения озвученных ранее проблем. Об этом же говорится и в утвержденной в 2017 г. общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 г.

Приходится констатировать, что развитие футбола в РФ, увы, ниже, чем в странах Европы и не соответствует требованиям текущего момента.

Итак, цель проекта создание фундамента в виде массового детско-юношеского футбола для решения задач российского футбола разных уровней - это профессиональный футбол и национальные сборные.

Задачи. Для этого необходимо:

1) признать, что футбол в мире является спортом № 1;

2) констатировать, что успешные в футбольном аспекте страны имеют особый статус, особое внимание и влияние в мире;

3) на основании вышеперечисленного, определить, что футбол в РФ является:

1-й вариант - это спорт № 1 или национальный вид спорта;

2-й вариант - приоритетный вид спорта для всех субъектов РФ, а не так как на 2018 год только в 20 из 95 субъектов, что не совсем логично для страны, которой доверили проведение Чемпионата Мира по футболу.

В случае, если футбол в РФ будет признан на государственном уровне, как спорт № 1 или приоритетный вид спорта, то самой главной задачей станет тотальное внедрение игры в жизнь населения РФ: начиная с детей младшего возраста, с охватом всех населенных пунктов страны и независимо от количества населения, с целью выявления одаренных детей через систему соревнований.

Для этого необходимы:

I) система работы с детьми в населенных пунктах РФ;

II) система массовых соревнований и отбора в различных возрастных группах;

III) система соревнований и отбора для сборных команд различного уровня.

Что касается I. Система работы с детьми в населенных пунктах РФ. То предполагается, что

В каждом населенном пункте РФ, где есть, как минимум одно дошкольное учреждение и одна общеобразовательная школа, должен быть специалист или специалисты, в зависимости от численности населенного пункта, по работе с детьми по игре в футбол - это тренер, инструктор, преподаватель физической культуры и другие.

Финансирование.

Финансирование специалистов по работе с детьми там, где нет спортивных школ, спортивных клубов и других спортивных организаций, производится администрацией населенного пункта.

Задачи:

1) создание одноименного с населенным пунктом детского футбольного клуба по упрощенной схеме и без юридического статуса;

Вторая задача - это

2) охват всех детей, желающих заниматься футболом ориентировочно с 1 класса общеобразовательной школы;

3) начальное обучение игре в футбол, подготовка к участию в соревнованиях первого этапа.

Дабы подробно не останавливаться на системе соревнований и системе отбора через комплектование сборных, которые изложены в этом проекте, можно рассмотреть схему этапов соревнований, где каждый имеет свои задачи, предполагаемое финансирование и свои особенности.

Внимание на экран

Слайд Схема

системы соревнований и системы отбора для дальнейшей подготовки юных футболистов

I этап 1-й начальный (любительский)

Соревнования Задачи

возраст

8-9 и 10-11 лет

II этап 2-й начальный (любительский)

Соревнования Задачи

возраст

8-9 и 10-11 лет

III этап 3-й начальный (любительский)

Соревнования Задачи

возраст

8-9 и 10-11 лет

IV этап региональный (специализированный)

Соревнования Задачи

возраст

12,13.14,15 лет

V этап межрегиональный

Соревнования Задачи

возраст

12,13,14,15 лет

VI этап всероссийский

Соревнования Задачи

возраст

14,15,16,17 лет

VII этап российский (предпрофессиональный)

Соревнования Задачи

возраст

18,19.20 лет

Система массовых соревнований в различных возрастных группах.

Первый этап (1-й начальный, любительский).

Соревнования проводятся в возрастных группах (8-9 и 10-11 лет) на упрощенных площадках с соответствующим количеством футболистов на поле, соответствующим мячом и размерами ворот.

Варианты (для небольших населенных пунктов):

а) первенство общеобразовательной школы (открытое);

б) первенство населенного пункта среди общеобразовательных школ;

Задачи:

обязательное

участие всех футбольных клубов, где работают специалисты, в которых проводилась подготовительная тренировочная работа;

выявление лучших детей для первых сборных школ, населенного пункта;

создание первых сборных команд школы, населенного пункта, для соревнований второго этапа.

обязательное проведение соревнований с награждением команд, с поощрением руководителей школы, населенного пункта, и внедрение

м

системы учета результативности работы.

Финансирование.

Полностью финансируется администрацией населенного пункта (администрацей района или муниципалитета).

Особенности.

Минимальные затраты, использование доступных школьных стадионов с учетом территориальных особенностей.

Второй этап (2-й начальный, любительский).

Соревнования в тех же возрастных группах (8-9 и 10-11 лет), те же условия, тот же регламент, но уже среди победителей или сборных
команд 1-ого начального этапа. В больших городах это первенство города среди сборных районов, а в районных центрах среди сборных населенных пунктов района.

Задачи:

комплектование первых сборных команд на базе победителей первого начального этапа каждого возраста;

максимальное выявление и привлечение способных детей второго начального этапа соревнований к третьему начальному этапу.

Финансирование.

Из администраций районов (большие города), из администраций районных центров (малые населенные пункты).

Особенности.

соревнования для районов и районных центров должны проходить максимально привлекательно, с достойной организацией и дальнейшим учетом результатов этих соревнований в показателях работы населенных пунктов;

необходимо учитывать предстоящие соревнования следующего этапа (сроки и подготовка к ним).

Третий этап (3-й начальный, любительский).

Соревнований проходят в тех же возрастных группах (8,9,10,11 лет), те же условия, тот же регламент, но среди сборных команд городов, районных центров (т.е. первенство области, региона).

Задачи.

максимальное участие сборных районов, городов (возможно в виде финальной спартакиады

или в 2 этапа

);

выявление всех способных футболистов данного района, их регистрация, полный учет с целью последующего привлечения в сборные региона;

комплектование предварительных сборных команд региона.

Финансирование.

Соревнования полностью финансируются региональными спортивными организациями.

Особенности:

полностью

исключаются любые взносы за участие;

начисляются зачетные баллы или бонусы результативным населенным пунктам, где будут учитываться не только места, но и

количество переданных

спортсменах в сборные команды с последующим их учетом для выделения средств на развитие, улучшение и поддержку данных населенных пунктов;

передача способных и перспективных детей в спортивные школы, футбольные центры, спортивные интернаты региона.

Четвертый этап (отборочный региональный) специализированный.

Соревнования проводятся для детей с 12 до 15 лет, т.е. по четырем возрастам (12,13,14,15 лет) или по двум спаренным (12-13 лет и 14-15 лет).

Участвуют уже существующие ДЮСШ, футбольные клубы, футбольные центры региона, которые культивируют футбол и в которые попали способные дети первых трех начальных этапов. Соревнования проводятся уже на стандартных футбольных полях, стандартным мячом и соответствующим возрасту игровым временем.

Задачи:

обязательное

участие сборных городов, районных центров, спортивных школ, футбольных клубов

, культивирующих футбол

в этих соревнованиях;

дальнейшее определение перспективных детей для сборных

региона в

данных возрастных группах;

создание сборных региона на базе лучших спортивных школ, футбольных центров, спортивных интернатов для участия в межрегиональных соревнованиях.

Финансирование.

Полное или совместное финансирование региональными спортивными организациями, администрациями городов, федерацией данной региона.

Особенности:

необходимо учитывать в проведении этих

соревнований особенности региона

;

привлечение лучших специалистов для проведе

ния данных соревнований (тренеры

, судьи, спортивные базы);

учитывать сроки участия сборных команд в межрегиональных соревнованиях;

эти соревнования должны оставаться постоянными и самыми важными для региона;

необходима система поощрения результатов этих соревнований с учетом результата, количества переданных перспективных детей в сборные региона.

Или как

в

ариант

– точечные, годовые доплаты тренерам за подготовку конкретного спортсмена от региональных организаций.

Пятый этап (межрегиональный).

Проводится среди сборных команд регионов, городов федерального значения по тем же возрастным группам (12, 13, 14, 15, 16 лет), с теми же условиями, как проводился четвертый этап, с последующим выходом на российские финальные соревнования.

Задачи:

создание

межрегиональных

сборных по каждому возрасту с полноценным подготовительным тренировочным процессом, привлечением квалифицированных специалистов для подготовки к

Всероссийским

соревнованиям, с

последующим выявлением

особо

одаренных спортсменов;

развитие сети региональных

и межрегиональных

футбольных центров, спортивных интернатов.

Финансирование.

Совместное: региональными спортивными организациями с межрегиональными федерациями футбола.

Особенности:

в

самых футбольных

регионах можно формировать несколько сборных команд одного возраста;

привлекать к этим соревнованиям другие команды за счет внебюджетных средств;

организация и ответственность за проведение соревнований должна быть возложена на межрегиональные федерации футбола.

Шестой этап (российский).

Отдельные соревнования для сборных команд межрегиональных объединений, городов федерального значения. Предполагаемый возраст для участия в данных соревнованиях – 14, 15,16,17 лет.

Задачи:

более

строгий

отбор кандидатов в сборные межрегиональных объединений и

в

юношески

е

сборны

е

страны;

увеличение количества соревнований для данного возраста;

привлечение максимального количества

квалифицированных специалистов и

тренеров для отбора в юношеские сборные страны;

выявление лучших межрегиональных объединений с последующим увеличением финансирования регионов данного межрегионального объединения министерством спорта РФ и РФС.

Финансирование.

Министерство спорта РФ и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, РФС (основные соревнования), межрегиональные федерации футбола (подготовка к этим соревнованиям)

Особенности:

сроки проведения не должны совпадать с российскими финальными соревнованиями пятого этапа;

привлечение лучших тренеров из регионов РФ для межрегиональных соревнований.

Седьмой этап (предпрофессиональный) - пример «Переправа» в СССР. Соревнования для сборных межрегиональных объединений, городов федерального значения, среди молодежи, предположительно, 18,19,20 лет.

Задачи:

обеспечить качественный переход от юношеского футбола во взрослый;

дать дополнительную возможность раскрыться «второй волне» перспективных детей;

дальнейший контроль

над способной молодежью

и пополнение ими профессиональных команд второго и первого дивизиона и молодежных команд страны.

Финансирование.

Министерство спорта РФ и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, РФС (проведение соревновании) и межрегиональные федерации (подготовка к соревнованиям).

Особенности.

Обязательное и ответственное участие всех сборных команд межрегиональных объединений.

Необходимые условия для реализации данного проекта

Принятие доработанного проекта на государственном уровне.

Расчет необходимых затрат для реализации проекта в РФ.

Основное финансирование из государственных структур.

Постоянный контроль и учет соревновательной деятельности.

Заинтересованность в конечном результате всех участников процесса реализации проекта.

Решение вопросов

по

улучшени

ю

материально-технической базы для занятий футболом по ходу реализации данного проекта.

Систематическое обучение и обеспечение современными методиками всех участников процесса в зависимости от этапа.

Разработка системы поощрения

и заинтересованности

(это очень важно) для

всех участников процесса, и на основании этой системы

,

планирование предоставления дополнительных грантов, улучшающих материальную базу.

И заключительное условие - это

Массовое

привлечение

всех доступных для игры в футбол спортивных объектов, в том числе вновь построенных объектов к Чемпионату

м

ира-2018.

Планируемые результаты при реализации данного проекта.

Максимальное привлечение детей к реализации данного проекта с первого и до последнего этапа.

Внедрение так называемого

«дворового футбола»

в школьные организованные рамки.

Оптимизация и конкретизация расходов на проведение соревнований и повышение

их эффективности

.

Стабильность и предсказуемость системы соревнований на всех этапах.

На первый план выводится не результат соревнований, а выявление талантов.

Рост ответственности федеральных и муниципальных органов за развитие детско-юношеского футбола в стране.

Оптимизация количества соревнований и приведение их к физиологическим нормам.

Максимальное привлечение детей и многоэтапный отбор позволит сделать РФ футбольной страной или одной из ведущих

в данном виде спорта

.

Заключительная часть

Когда данный проект был готов, мы обратились к опыту немецкого футбола. Их система подготовки была революционным образом реформирована после неудовлетворительных результатов сборной Германии второй половины 90 и начала 2000-х годов.

Главной идеей нового подхода стали - цитата: «ни один талант не должен остаться незамеченным».

Использовались подходы к подготовке юных футболистов и к соревнованиям, которые, в сущности, предлагаем и мы - это создание сборных районов на I этапе, сборных округов на II этапе и сборных земель на III этапе.

Сборные земель в Германии аккумулируют у себя лучших юных футболистов от 12 до 16 лет через центры подготовки - и таких центров на 16 земель в ФРГ 366!!! Для них отобраны 387 футбольных полей и 1300 квалифицированных лицензированных тренеров, которых курируют 21 федерация футбола этих земель.

Далее в Германии следует спортивная подготовка по 3 направлениям:

Любительский клуб

с

тренер

ами

-любител

ями

, которые дают путевку в сборные земель

;

Центры поддержки

юных футболистов, их, как было

уже

сказано, 366

- это 366

сборных

.

И третье направление

Группы под

готовки профессиональных клубов, а

они обязательны для команд

I

и

II

дивизионов

Бундеслиги

.

Для сравнения: у нас в России, на любительском этапе подготовки, есть преимущество в том, что тренеры не любители и не по совместительству, как в Германии, а в ДЮСШ и с профессиональной квалификацией.

Однако на последующих этапах у нас обнаруживается полное отставание.

Во-первых, это незавершенные проекты РФС по региональным и межрегиональным центрам подготовки.

Во-вторых, это упразднение соревнований среди молодежи от 18 до 21 года по примеру «Переправы» в советский период, а также упразднение сети спортивных футбольных интернатов.

Продолжая говорить о преимуществах подготовки в Германии, нельзя не сказать о материально-

техническо

м

обеспечени

и

.

В Германии, э

то

уже

упомянутые 387 отобранных футбольных полей

, это 1300

лицензированных

тренеров, это ежегодное 10-ти миллионное финансирование только одного направления

по

подготовке - центров поддержки юных футболистов.

И, конечно, уместно напомнить результаты этих вложений в Германии.

(Внимание на экран)

Слайд

Результаты участия юношеских и молодежных сборных Германии за период с 2008 г. по 2016 г.

2008 г. - Победители первенства Европы

среди

юнош

ей

до 19 лет

;

2009 г. - Победители в первенстве Европы

юноши

до 17 лет

;

2009 и

2014

г.

г. -

Победители молодежного первенства Европы

юноши

до 19 лет

.

За этот же период сборные Германии становились 10 раз призерами соревнований юношеского и молодежного первенств Мира и Европы, а в 2016 г. заняли 2 место в Олимпиаде, где костяком обязаны играть молодежь до 21 года.

Выводы и предложения

Так можно ли решить обозначенные проблемы? Данный проект был подготовлен еще в 2016 г. и разослан в организации, которые должны изучать опыт, принимать во внимание предложения и их реализовывать. Но, на 2018 г. пришел ответ только из Министерства спорта РФ, где указывается, что они являются исполнительным органом, а разработками и внедрением таких программ должны заниматься соответствующие структуры Российского футбольного союза. Но, у РФС были срочные задачи со сборными, с подготовкой и проведением Чемпионата Мира в России.

Поэтому, сейчас, вся надежда на реализацию уже упомянутой концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г.

В одном из разделов под названием «этапы реализации концепции» - планируется разработка и внедрение пилотных проектов, региональных программ подготовки спортивного резерва.

А может, нам не ждать, а смоделировать этот проект в Челябинской области?! Мы готовы отредактировать его под условия и возможности нашего региона, наладить систему выявления талантов, их сохранение в предполагаемом региональном футбольном центре или интернате. Кроме того, определить структуру дальнейшей поддержки через систему соревнований внутри нашей области и не распыляться всеми спортивными школами, клубами в российских соревнованиях, как происходит на сегодня. А уже в российских соревнованиях от Челябинской области должны играть наиболее талантливые футболисты в составе сборных всех возрастов, с лучшими квалифицированными тренерами и под полным контролем Министерства спорта Челябинской области, Челябинской областной федерацией футбола, представителей ФК «Челябинск».

Тогда не случится то, что случилось за последние 10 лет - когда, по приблизительным, подсчетам Челябинская область потеряла более 50-ти лучших своих юных футболистов, начиная с детей 1996 г.р. и по 2006, которые по разным причинам уехали в другие школы страны и зарубежные клубы.

У нас остается надежда, что они проявят себя в ведущих клубах РФ и юношеских сборных, хотя дивидендов для Челябинского спорта, спортивных школ и тренеров, которые их готовили, на сегодняшний день, пока нет.

И, заканчивая свое выступление, хочу привести слова председателя правления «Объединения отечественных тренеров» после успешного проведения Чемпионата Мира и достойного участия сборной России на этом форуме: «Футбол, пусть на время, поднялся на уровень национальной идеи, объединил страну и заставил биться в одном ритме сердца всех россиян…».