ГБОУ ?Оренбургская кадетская школа-интернат?




Статья 
?Особенности реализации самоподготовки в рамках школы – интерната на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Оренбургская кадетская школа-интернат имени И.И. Неплюева"( стенах ГБОУ ?ОКШИ?)



подготовили
учитель информатики Давыдова ГА
учитель математики Пирожкова М.В.




г. Оренбург 2023


Выполнение домашних заданий является важной частью при организации образовательного процесса, причем значимость самоподготовки растет для учащихся с каждым годом в виду усложнения учебной программы. При подготовке к отчетным мероприятиям (ОГЭ, ЕГЭ) выполнение домашних заданий становится основой успеха, поскольку именно на самоподготовку возлагается освоение дополнительного материала, повторение пройденного материала, получение практических навыков решения экзаменационных задач.
При организации самоподготовки в условиях школы-интерната значимость этого процесса возрастает в разы, так как учащимся предоставляется больше самостоятельности, на них возлагается больше ответственности, контроль становится общим, без личностным. Перед педагогами и воспитателями, организующими и контролирующими самоподготовку, стоят задачи организационного и методического характера:
определение форм проведения самоподготовки
определение форм оказания помощи учащимся
определение форм контролирующих мероприятий
определение коллективных форм познавательной деятельности; 
организация взаимопомощи?
В свете тенденций современного образования, когда формированию личности отводится ведущее место, когда руководятся личностными характеристиками обязательно необходимо выяснить как самоподготовку видят учащиеся.  Перед тем как организовать самоподготовку в стенах ГБОУ ?ОКШИ?, как современную эффективную систему  подготовки домашних заданий, директором организации и руководителями методических объединений в сообществе с социальным педагогом и психологом  были проведены исследования и анкетирования с учащимися, чтобы представленный выше собранный организационно-методический материал эффективно комбинировался с пожеланиями учеников и  строго регламентировался по времени.
Обучающимся была предоставлена анкета, со следующим вопросами, сформулированными по проблематике под контролем школьного психолога:
Вопрос
Варианты ответов

Где Вам удобнее выполнять домашние задания?

в ГБОУ
дома
неважно

Является ли помощь воспитателя в подготовке домашних задний важной?
да/нет

Что мешает при выполнении домашних заданий?
свободная форма

4. Что помогает при выполнении домашних заданий?
свободная форма

5.Что мотивирует при подготовке домашних заданий?
свободная форма

6. Кто влияет на невыполнение домашних заданий 
свободная форма

7. Какой фактор влияет на личную организованность при подготовке домашних заданий?
свободная форма

8. Какой фактор является основным, что мотивирует вас к выполнение домашних заданий.
свободная форма

9. Кто стимулирует вашу заинтересованность в выполнении домашних заданий.
свободная форма

10. Ваши личные пожелания по поводу организации самоподготовки
свободная форма

       
Анкетирование производилось централизованно со всеми воспитанниками учебного заведения (ученики 10 (1 рота) и 11 класса(2 рота)) независимо от педагогов - предметников и воспитателей. Собранный материал анализировался в сжатые сроки и был сведен к следующим статистически графическим изображениям.
          Вопрос №1 Где Вам удобнее выполнять домашние задания?



2 рота.

 Аналитическая справка Многие учащиеся склоняются к эффективной самоподготовки дома, что в рамках интерната проблематично, но это не основная масса, большинство не придает особую важность месту подготовки домашнего задания, то есть поработав над мотивацией можно добиться неплохих результатов.

Вопрос №2 Является ли помощь воспитателя в подготовке домашних задний важной?


 Аналитическая справка Все учащиеся за редким исключением нуждаются в наставнике-воспитатели при подготовке домашнего задания, то есть не готовы к полной самостоятельности.
Вопрос №3 Что мешает при выполнении домашних заданий?
Структура диаграммы получилась достаточно сложной в виду различности причин. В более общем смысле по учащимся 1 и 2 роты можно выделить следующие чаще всего встречающиеся негативные причины: наряды, агитации, усталость, трудности при изучении предмета, недостаточность информированность по предмету, лень, мысли о доме, недостаточность отдыха.
Вопрос № 4 Что помогает при выполнении домашних заданий?
Структура диаграммы получилась достаточно сложной в виду различности причин. Общие причины вывести оказалось достаточно сложно, повзводно результаты выглядят таким образом:
11 взвод (11а): ходить к репетитору; стремление к успеху  в учебе.
12взвод (11б): ходить к репетитору; дополнительный разбор заданий с учителем. 
13 взвод(11в): тишина, покой; выполнение заданий дома.
14 взвод(11г): еженедельное увольнение, разбор заданий по интернету.
15 взвод(11д): желание учиться; настрой на учебу офицером-воспитателем.
16 взвод(11е): помощь товарищей; больше времени на сампо.
21 взвод (10а): ходить к репетитору; доступ в интернет.
22взвод (10б): иметь цель к успешной сдачи экзаменов по предмету; соперничество.
23 взвод(10в): микроклимат во взводе; доступ в интернет.
24 взвод(10г): еженедельное увольнение, помощь и поддержка офицера -воспитателя.
25 взвод(10д): желание иметь хорошую оценку по предмету;
соперничество с товарищами.
26взвод(10е): помощь товарищей; поддержка близких; доступ в интернет.
Вопрос № 5 Что мотивирует при подготовке домашних заданий?
1 рота.



2 рота.

Аналитическая справка Мотивация у учащихся весьма различна, с наибольшим отрывом выделяется такой мотивирующий факторе как интерес. (синем цветом на обеих диаграммах). Несмотря на то, что в учебном заведении обучаются дети старшего школьного возраста, их мотивированность полностью определяется заинтересованностью в изучении предмета, что тяжело достигается в виду сложности учебной программы по ряду предметов.
Вопрос №6 Кто влияет на невыполнение домашних заданий?

1 рота.


2 рота.


Аналитическая справка Большинство анкетируемых возлагает ответственность за невыполнение домашнего задания на себя (оранжевый цветом на обеих диаграммах). Меньшее количество считают, что основная ответственность лежит на окружающих, являющихся помехой, отвлекающим фактором.
Вопрос №7 Какой фактор влияет на личную организованность при подготовке домашних заданий?
Структура диаграммы получилась достаточно сложной в виду различности причин. Общие причины вывести оказалось достаточно сложно, повзводно результаты выглядят таким образом:
11 взвод (11а): не хватает времени иногда; нет желания.
12взвод (11б): нет знаний для решения заданий, спросить не у кого; не хватает времени.
13 взвод(11в): усталость; не хватает времени; мало информации.
14 взвод(11г): не знаю, как решать; много отвлекающих факторов.
15 взвод(11д): усталость; большой объём домашних заданий.
16 взвод(11е): отсутствие помощи; нехватка времени.
21 взвод (10а): мало времени на подготовку; шум в классе.
22взвод (10б): часто отвлекают; шум; жесткость офицера-воспитателя.
23 взвод(10в): нет факторов влияния; шум в классе.
24 взвод(10г): мало время на подготовку; сложность заданий.
25 взвод(10д): не хватает времени иногда; ничего не мешает; не хватает интернета.
звод(10е): наличие перемен на самоподготовки; интернет.

Вопрос № 8 Какой фактор является основным, что мотивирует вас к выполнение домашних заданий.
1 рота.



2 рота.




Аналитическая справка Большинство анкетируемых, считает основным фактором мотивации при выполнении домашних заданий- сдача ЕГЭ (синем цветом на обеих диаграммах), также строгость учителя, возможность лишения увольнений, но это в значительно меньшей степени.
Вопрос №9 Кто стимулирует вашу заинтересованность в выполнении домашних заданий.
 1 рота.


2 рота.


            
Аналитическая справка Анкетируемые назвали следующие стимулирующие факторы:
1.Родители (оранжевый цвет на обеих диаграммах).
2. Учителя и офицеры-воспитатели (синий цвет на обеих диаграммах).
3.Желание сдать ЕГЭ на высокие баллы (желтый цвет на обеих диаграммах)
4. Лишение увольнения (зеленый цвет на обеих диаграммах)
Вопрос № 10 Ваши личные пожелания по поводу организации самоподготовки.
Структура диаграммы получилась достаточно сложной в виду различности причин. Общие причины вывести оказалось достаточно сложно, основные результаты выглядят таким образом: 1. Отпускать домой каждую неделю независимо от успеваемости. 2. Доброжелательное отношение учителя и взводного. 3. Помогать в сложной ситуации. 4. Дополнительные визиты учителей на самоподготовку. 5. Предоставление дополнительных материалов и интернет. 6. Ориентированность домашних заданий на ЕГЭ.7. Организация досуга (компьютерные игры, интернет, спортзал, культпоходы)8. Уменьшить количество домашних заданий по предметам без сдачи ЕГЭ. 9. Планировать время самоподготовки. 10. Убрать отвлекающие факторы по максимуму.
С учетом собранные данных по учащимся и рекомендаций министерства просвещённая России, методических материалов и личного опыта мною были предложены следующие рекомендации по проведению самоподготовок ГБОУ ?ОКШИ? :
1. Строго определенное время подготовки домашних заданий во второй половине дня.
2. Проведение подготовки под руководством воспитателя.
3. Повышение эффективности каждого урока и как следствие этого - сокращение объема домашних заданий.
4. Широкое использование различных форм взаимопомощи и взаимоконтроля.
5. Предоставление учащимся возможности заниматься в учебных кабинетах, школьной библиотеке, пользоваться интернетом для того, чтобы использовать дополнительную литературу, справочники, образовательные сайты и т.п.
Кроме того, руководясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ ?Об образовании в Российской Федерации?, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 ?Об утверждении СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” самоподготовка должна проводится, в рамках следующего: 
Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки; правильное и достаточное освещение; соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки; соответствие учебных парт росту учащихся.
Закрепление рабочего места ученика: его близости или удаленности от   воспитателя в соответствии с его слухом, зрения; выработка правильной осанки во время сидения за партой; проведение физкультминуток и перерывов после часа работы; обучение правильной организации своего рабочего места.
Применение подготовленных наглядных материалов, необходимых учебных принадлежностей, компьютера.
Наличие воспитателя, наставника: постоянное присутствие, помощь, консультации в соответствие правил учителя и уровня учащегося; обязательность ежедневности самоподготовки; выполнение правил самоподготовки, оговоренных в Положении о самоподготовки учебного заведения. 
Режим проведения самоподготовок должен быть выдержан в следующей структуре: 
I?. Организационный этап этап??????????????????????????????????????????????? ???1 мин.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация к учебной деятельности??????? ????                                                                               5 мин.
III. Постановка познавательной цели, определение задач, общий инструктаж?                                                                                            5 мин.
IV.?Самоподготовка?????????????????????????????????????????????????????????????????????2,5 ч
Порядок
1.Математика.
2.Физика.
3.Английский язык
4.Русский язык
5.География, история, биология
6.Др. предметы (химия, информатика, специальные предметы).
Кроме того, офицерами –воспитателям начали внедряются обновленные правила реализации самоподготовки:
Экономное, полное расходование времени.
Обеспечение порядка на каждом рабочем месте.
Наличие всех необходимых принадлежностей на рабочем месте.
Соблюдение каждым учащимся правил запрета и правил разрешения (регламентируются каждым воспитателем индивидуально).
Таким образом, эксперимент по реализации самоподготовки обучающихся в ГБОУ ?ОКШИ? успешно запущен, апробирование разработанных методик продолжается. Первыми результатами можно считать повышение   успеваемость в среднем увеличилась на 15 % , хотя основная эффективность может быть оценена только после сдачи единого госэкзамена.

Список использованной литературы

1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс,?2016. 
2. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс,?2014. 
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) ?Об образовании в Российской Федерации? // ?Собрание законодательства РФ?, 31.12.2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.  https://nauka-pedagogika.com/