Гендерные различия детей

Гендерные различия – ( англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью.

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.

Первое, что слышат родители о своём новорождённом ребёнке – это его или её пол. Да и первый вопрос, который задают люди, узнав о прибавлении семейства, касается именно пола младенца.

Чем отличаются дети разного пола при рождении и дальше?

«Средний» новорождённый мальчик на 2% длиннее и на 5% тяжелее «средней» новорождённой девочки. Девочки зато рождаются в среднем более «созревшими» и продолжают развиваться более быстрым темпом по сравнению с мальчиками. Так, скелет новорождённой девочки опережает в своём развитии скелет новорождённого мальчика в среднем на четыре недели, а затем девочки взбираются на каждую новую ступеньку развития (садятся, встают на ноги, начинают ходить и говорить, обучаются пользоваться горшком/туалетом...) чуточку раньше, чем мальчики. , конечно это в среднем

Девочки обычно превосходят мальчиков в так называемом «ритмическом поведении»: сосанию, улыбках... Мальчики, как правило, обгоняют девочек по физической активности, в частности, брыкаются больше и сильнее. Кроме того, мальчики демонстрируют большую мускульную силу, в частности, приподнимают голову выше и держат её дольше, чем девочки.

К концу первого года жизни мальчики ведут себя в среднем более «по-детски» активно, а девочки производят впечатление чуточку более спокойных и «более взрослых». Однако, поскольку уровень активности измеряется пока что исключительно с помощью наблюдений, то не исключено, что эта разница несколько искусственная. Дело в том, что небольшое различие в физическом развитии и поведении, имеющая место с рождения, влияет на то, как сами взрослые ведут себя с детьми, что, в свою очередь, приводит к увеличению изначальной разницы.

Работает это так. Поскольку девочки рождаются уже более развитыми и продолжают развиваться быстрее, они привлекают к себе большее внимание со стороны родителей и провоцируют их на разнообразные формы взаимодействия и, тем самым, их развитие стимулируется. По простому говоря, взрослым интересно и приятно общаться с девочками и развивать их в том же духе. С мальчиками же хлопот больше, и общение поэтому получается довольно одностороннее – помочь, утихомирить и... наконец-то дождаться, когда их можно оставить в покое, тем самым меньше стимулировать их коммуникативное развитие, зато давать развивать самостоятельность. Конечно, это всего лишь только схема, и на индивидуальном уровне всё может быть очень по-разному, но общая идея именно такая.

Мозг девочек запрограммирован так, что реагирует на людей и лица, а мозг мальчика - на объекты и их форму. Изучение поведения детей в возрасте от нескольких часов до нескольких месяцев позволяет сделать однозначный вывод: мальчики любят вещи, девочки - людей. Поддающиеся научному определению, измеряемые отличия между полами дают возможность зарегистрировать, как воспринимается один и тот же мир в зависимости от склонностей, предопределенных разным устройством мозга. Младенцев-девочек привлекают лица, и контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в два-три раза дольше, чем у мальчиков; младенцы-мальчики в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается . Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

-быстрее схватывают новый материал;

-легче усваивают правила;

-любят задания на повторение;

-чаще используют ближнее зрение;

-воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;

-лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

-труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

-им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

-лучше выполняют задания на сообразительность;

-не терпят однообразия;

-лучше выполняют задания при ярком свете;

-новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”)

А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже.

Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу .

“В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы”

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания .

Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.

Взрослым необходимо учитывать особенности гендерного различия в процессе воспитания своих детей.

Педагог-психолог Алимова М.Р.