глэмпинг в индустрии гостеприимства
введение
Гостиничный бизнес развивается каждый год. Каждый год возрастает не только качество обслуживания гостей, но и варианты данного обслуживания. Международные гостиничные корпорации создают новые гостиничные сети различных ценовых категорий, а кто-то создает отличный от всего способ размещения гостей.
В последние несколько лет в мире сформировалась тенденция, предлагающая любителям активного отдыха творческую альтернативу простому отдыху на природе. Она называется «глэмпинг». Жители крупных городов жалуются на высокий уровень стресса, загрязнение окружающей среды, большое количество людей и огромный поток информации. Именно поэтому одним из трендов в последние годы становится экологический туризм. Привыкшим к городским условиям жителям порой тяжело отправляться в походы, но теперь можно отправиться отдыхать на природу в новый вид кемпинга – глэмпинг.
Туристам больше не нужен стандартный, универсальный отдых. Они желают исследовать мир на своих условиях, погрузиться в местную культуру и не просто наблюдать за природой, но и непосредственно жить в ней. Глэмпинг, представляющий собой сочетание гламура и кемпинга – это способ по-настоящему окунуться в самые впечатляющие места по всему миру. Это место, где потрясающая природа сочетается с современной роскошью. Это способ познакомиться с нетронутыми и совершенно уникальными уголками мира, не жертвуя при этом удобствами.
Это гораздо больше, чем просто красивая палатка. Именно подобным вариантом размещения воспользовались индустрия гостеприимства. Многие гостиницы стали развиваться в области глэмпинга, предлагая гостям иной, отличающийся от стандартного размещения в номере вариант проживания. Глэмпинг стал не очередным трендом, быстро теряющим спрос, а наоборот, продолжает увеличивать свою популярность.
1.1 Глэмпинг: основное понятие и история развития
Глэмпинг – это современная разновидность кемпинга с комфортабельными палатками (иногда вместо них бывают деревянные домики) и всеми условиями для проживания. Это новейший способ отдохнуть на природе, не жертвуя роскошью, а также тот самый побег от постоянного шквала работы и социальных излишеств, о котором мечтает практически каждый.
Глэмпинги часто предлагают высочайший уровень индивидуального обслуживания, ориентированного на полный и абсолютный комфорт гостей. Удобства, которые предлагают глэмпинги, намного превосходят все, что могут испытать туристы в обычных лагерях.
Само слово «глэмпинг» впервые появилось в Великобритании в 2005 году, и позднее было включено в Оксфордский словарь английского языка –
в 2016 году. Слово новое, но концепция, которую несет в себе «глэмпинг» –роскошное проживание в палатках (или в других походных условиях), – нет. Само слово образовано от двух английских – glamorous («гламурный») и camping («лагерь»), то есть буквально слово «глэмпинг» означает «гламурный лагерь».
Согласно Кембриджскому словарю, кемпинг – это «пребывание на отдыхе в палатке». Такой формат предполагает, что туристы своими силами организовывают себе спальные места, питание и досуг. Это требует основательной подготовки: нужно запастись едой, водой, спичками, фонариками, посудой, аптечкой, складной мебелью, а также непромокаемой и теплой одеждой, ведь зачастую спать приходится под открытым небом в непредсказуемую погоду. Тем временем в глэмпинге заботу об этом берут на себя специальные люди, именно поэтому такой отдых стоит дороже. Он подходит тем, кто хочет расслабиться на природе, а не проверять свои навыки выживания в диких условиях.
Чаще всего подобные удобные палатки делали для артистов на музыкальных фестивалях или гостей, купивших дорогие билеты: не все хотели жить в аскетичных условиях, спать в спальниках и умываться водой из бутылки. В 2016 году появился первый глэмпинг в России: он располагался в Московской области на живописном берегу Оки.
Однако, исторические предпосылки глэмпинга, его появление и развитие было не в XXI веке, а в далеком средневековье.
В XVI веке шотландский граф Атолл подготовил роскошный отдых в Хайлэнде для короля Якова V и его матери. Здесь герцог разбил роскошные палатки и наполнил их всей провизией из собственного домашнего дворца.
Вероятно, самым экстравагантным примером палаточного проживания в истории стало «Поле золотого сукна» – это дипломатический саммит 1520 года между Франциском I Французским и Генрихом VIII Английским на севере Франции. Было возведено около 2800 палаток и шатров, а из фонтанов лилось красное вино.
Примерно в то же время у османов появились роскошные дворцовые шатры, которые перевозились из одной военной миссии в другую.
Изысканная отделка как внутри, так и снаружи шатров османских султанов делала их внушительными жилищами, достойными правителя.
Прототипы глэмпингов появились задолго до XIX века. Когда еще не было ни дорог, ни автомобилей и путь от одних земель до других занимал несколько дней или даже недель, представители высших сословий передвигались с большим количеством слуг и багажа.
В качестве примера историки приводят Мансу Мусу, верховного правителя средневековой империи Мали и самого богатого человека в истории, и его знаменитое паломничество в Мекку в 1324 году. Императора сопровождала свита из 60 тыс. человек, которая заботилась о его комфорте, в том числе правителю готовили свежую рыбу и мясо, даже когда остановки были в пустыне. Роскошь была показной – так Манса пытался впечатлить правителей тех стран, через которые проезжал, заявляя о богатстве и щедрости своего государства.
Спустя примерно 400 лет, в 1920-х годах, африканское сафари стало «must do» среди состоятельных американцев и англичан. Но состоятельные путешественники, даже ищущие приключений, не были готовы жертвовать комфортом и роскошью. От электрогенераторов до раскладных ванн и ящиков шампанского – путешественники могли позволить себе любую бытовую роскошь во время приключений.
Другие считают, что интерес к глэмпингу возник в 1990-х годах, когда сафари-лагеря стали все более популярными в Африке и на побережье Таиланда. В 2011 году CNN сообщила, что глэмпинг стал популярен также в США, Европе и Австралии. Благодаря минимизации воздействия на окружающую среду, связанного с постоянным распаковыванием палаток и неаккуратным выбрасыванием мусора, глэмпинг также считается экологически чистым.
Глэмпинг с годами становится все более популярным. Одна из причин заключается в том, что это более экологичный способ путешествовать – люди, как правило, выбирают глэмпинг в своей стране, поэтому их углеродный след меньше, чем если бы они летели на самолете. Еще одна причина – это, конечно, социальные сети. Благодаря тому, что все больше людей ведут блоги, влоги и пишут о своих поездках и путешествиях, различные виды путешествий становятся все более популярными.
Потенциальное влияние на популярность глэмпинга в 2020 году оказала пандемия COVID-19. В связи с запретом на поездки между различными странами, дополнительными проблемами, связанными с тестированием, заполнением анкет для определения местонахождения пассажиров и т.д., большинство людей за последние 1,5 года предпочли внутренний туризм – в особенности глэмпинг, поскольку он позволяет отстраниться от общества и предоставляет возможности для отдыха на природе.
Движение глэмпинга растет и не собирается замедляться. По всему миру можно найти невероятные места, каждое из которых обладает своими уникальными преимуществами. Можно проснуться в юрте на вершине горы, уединиться под пологом леса в домике на дереве или полюбоваться панорамными видами в эко-домике. Растущая популярность глэмпинга привела даже к появлению сайта GlampingHub.com, на котором подробно описаны варианты глэмпинга по всему миру.
Множество мировых гостиничных брендов воспользовались спросом на глэмпинг. Например, Kampgrounds of America. По словам генерального директора компании Джима Роджерса, это даже способствует росту числа заказов в компании Kampgrounds of America, где число проживающих в недавно построенных домиках увеличилось на 15% в 2022, несмотря на то, что бизнес кемпингов KOA сократился.
Таким образом, можно сказать, что глэмпинг является гламурным вариантов кемпинга, привычным экологическим туристам. На данный момент глэмпинг имеет огромную популярность и пользуется высоким спросом.
1.2 Главные отличия глэмпинга и кемпинга
Кемпинг – это отдых на природе, предполагающий ночевку в собственной или взятой в аренду палатке или другом временном укрытии. Это может быть отдых, исследование или часть отпуска. Как правило, он проводится в природных условиях, таких как леса, горы, пустыни, пляжи и национальные парки.
Основатель глэмпинг-проекта «Экопойнт» Ольга Бледнова в интервью для «Лента.ру» отмечала, что глэмпинг в России предполагает комфортный отдых в самых диких и красивых местах. Для нее глэмпинг является симбиозом свободы, которую можно взять от кемпинга, и комфорта – от отеля. Это может быть и уютный тет-а-тет в лесу, и тихая романтика на берегу озера или же активный отдых в горах с компанией друзей.
В глэмпингах в горах гости могут насладиться живописными видами и свежим воздухом, на севере – познакомиться с суровой природой (при этом всегда будет где согреться и провести время с комфортом), на море – искупаться и позагорать. После дня, проведенного на природе, в походах или на воде, всегда получится принять горячий душ и поспать в удобной постели на свежем белье.
Отдых с проживанием в глэмпинге не требует от туристов долгих сборов, тяжелых рюкзаков и сумок со снаряжением и спальниками.
В таблице ниже представлены базовые отличия глэмпинга от кэмпинга.
Таблица 1 – Базовые отличия глэмпинга от кэмпинга.
Глэмпинг
Кэмпинг
Предлагает больше роскоши и комфорта
Базовые удобства - не так удобны, как в глэмпинге
Обеспечивает более надежную защиту и безопасность
Не настолько безопасен
Подходит для всех погодных условий
Может быть не удобным вариантом для некоторых погодный условий
Включает в себя электричество, ванную комнату, проточную воду, изысканные блюда, полноразмерные кровати, интернет и т.д.
Включает основные варианты укрытия, легко приготовляемую еду, спальные мешки и т.д.
Более дорогой вариант проживания
Менее дешевый вариант проживания
Рассмотрим подробнее, какие удобства обычно предлагают глэмпинги:
красивый вид из окна (на горы, реку, озеро или лес);
горячая вода;
туалет и душ
–
не всегда прямо в домике, но обязательно на территории городка;
удобная кровать с современным матрасом, набор постельного белья;
несколько полотенец;
электричество в каждом домике или шатре, розетки, фонари на территории для вечернего освещения.
В некоторых глэмпингах гостям предлагают стабильную мобильную связь (на природе она может ловить не везде) и Wi-Fi. В числе развлекательных мероприятий бывают мастер-классы и занятия йогой. Также гости некоторых глэмпингов могут посещать бани, сауны, ходить на массаж и СПА-процедуры. Для передвижения можно арендовать квадроцикл, велосипед, сап, лодку или катамаран, а до магазинов и ближайших населенных пунктов администрация глэмпинга может организовать трансфер.
Отдых в глэмпинге подойдет людям, которые любят проводить время за городом, но не знают, как ставить палатку и обеспечить себе комфортные условия на природе. Или же просто хотят отдохнуть в красивом диком месте, не заморачиваясь с подготовкой.
В приложении 1 представлены детальные отличия кемпинга от глэмпинга.
Рассмотрим плюсы и минусы глэмпинга.
Плюсы глэмпинга:
Удобство. У каждого современного
глэмпинга
есть свой сайт, где можно изучить все варианты размещения и выбрать подходящий
–
с условиями, наиболее приближенными
к
отельн
ым или, наоборот, к палаточным.
Внесезонность
. В большинстве
глэмпингов
можно остановиться в любое время года
–
зимой домики и шатры отапливаются, однако уточнять, с какой степенью интенсивности, нужно на этапе планирования отдыха.
Досуг. Большинство проектов предлагают разные варианты развлечений на открытом воздухе: катание на
квадроциклах
, посещение зоофермы, мастер-класс по управлению яхтой и другие.
Новые знакомства.
Глэмпинги
объединяют людей со схожими предпочтениями в отдыхе и любовью к природе. Уже этого достаточно, чтобы завязать знакомство с соседями.
Wi-Fi
. Переживать о том, что на природе
гость будет
без связи, не приходится.
Минусы глэмпинга:
Дороговизна. В плане цены глэмпинг проигрывает кемпингу: уйти с палатками и рюкзаками в лес на несколько дней гораздо выгоднее, чем отдыхать в диких условиях с горячим душем. В Подмосковье одна ночь в глэмпинге на двоих обходится в среднем в 9 тыс. руб.
Удаленность от города.
Глэмпинги
, как правило, находятся в нескольких десятках или даже сотнях километров от города, и на общественном транспорте туда не добраться.
Еда с собой. Во многих
глэмпингах
нет ресторанов и кафе, но есть общая зона для приготовления барбекю или мангалы у каждого домика. Проверить это и позаботиться о еде лучше заранее.
Меньше возможностей для сближения с природой. Цивилизация и комфорт мешают увидеть природу такой, какая она есть. Не говоря уже о соблазне провести все время в домике
[4]
.
В конце параграфа можно сделать вывод, что глэмпинг отличается от кемпинга своей комфортабельностью и дороговизной. Любителям кемпинга необходимо самостоятельно собирать палатку, спать в специальных мешках, готовить самые простые блюда в собственной кухонной утвари. Жителям глэмпинга не приходится задумываться о подобном.