МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №76 ИМЕНИ А.Н.КОВАЧЕВИЧА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Учитель Яныхбаш А.А.
ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ВРЕМЕНИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
«Ничего не откладывай на завтра - вот секрет того, кто знает цену времени,» - писал французский писатель, учёный, правовед, педагог, публицист и политический деятель Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ.
Время является неотъемлемой частью жизни. Многие писатели и поэты обращались к теме «времени» в своих произведениях. Как никогда актуальными являются произведения современных авторов, которые мы рассматриваем и анализируем в своей статье.
Время имеет определенные составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Человек находится в круговороте событий, которые меняются каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Время нельзя вернуть, прожитые моменты нельзя исправить, но каждый человек вправе распоряжаться временем так, как он считает лучшим для себя.
Время можно измерить не только в часах, минутах, секундах и столетиях. Художественная литература полна примеров, когда время берется за какой-либо другой хронологический измеритель. Например, знаменитый американский писатель К. Воннегут говорит: «...когда я был гораздо моложе – две жены тому назад, 250 тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад» [1, с. 56]. Оказывается, время можно измерять в чем угодно: числом жен, количеством выпитого спиртного. Таким образом, введение новых временных измерений в художественной литературе позволяет автору создать особенную структуру событий и действий.
Когда мы читаем художественные произведения, то каждый раз убеждаемся в том, насколько односторонним является наше представление о времени. Из учебника в учебник, из словаря в словарь передается определение времени как «категории, выражающей порядок следования явлений друг за другом…» [3, с. 94].
Начиная с древних времен, мыслители самых различных философских направлений выдвигали всевозможные концепции времени. Привлекает не только содержание философских исследований, но и то, что существуют различные точки зрения на проблему времени. Если спросить любого человека, понимает ли он, что такое время, то большинство ответит положительно. Но если задать следующий вопрос «что такое время?», многие затруднятся ответить.
У Шанского, мы читаем: "Время – образовано от основы vert-, что и вертеть (др.-инд. vartama – путь, колея); первоначальное значение – "нечто вращающееся" или нечто возвращающееся в прежнее положение".
Действительно, время можно сравнить с чем-то вращающимся, идущим, бегущим, как стрелки часов, которые никогда не стоят на месте. Секунды создают минуты, минуты - часы, часы – дни и так до бесконечности.
В философии время является необратимым течением, которое протекает только в одном направлении — из прошлого в настоящее и в будущее.
Время в поэзии рассмотрено в стихотворениях Дж. Мильтона «К времени» и У. Уитворда «Время и смерть». У Мильтона стремительность движения времени сменяется медлительностью отдельных отрезков времени. В его изображении объединены различные образы, которые дополняют и создают его содержание. Время как жизнь, которой свойственно постоянно меняться. У Уитворда же особенности восприятия времени англичанами второй половины XIX века. Время и жизнь в образе песчинок жизни, отдельные крупицы, которые неумолимое время не замечает.
У каждого писателя, поэта, режиссера существует своя идея, свой собственный сюжет, который каждый рассматривает со своей точки зрения. Идея литературного произведения трактуется как главная мысль, обобщающее смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Идея в литературе – это мысль, заключённая в произведении. Формируется художественная идея как сложный творческий процесс, на который влияет личный опыт и мировоззрение писателя. То, как он понимает жизнь [2].
Урсула Джонс в своем рассказе «Time-sweepers» рассматривает время как товар, который люди собирают, пакуют в большие контейнеры, раздают, продают. Его несут в Ливерпульские доки, грузят на корабль и посылают в Индию. Время чистят, сортируют и оценивают. Чистильщики в нем являются теми, кто совершает оборот времени, как товара. То время, которое люди просто прожигают за каким-то совершенно ненужным занятием передается и добавляется тем, кому его катастрофически не хватает. Например, мужчине, который не успевает в роддом застать рождение своего ребенка. Или же богатому старичку, который все еще хочет быть рядом с молодой женой.
Основная мысль рассказа, в том, что время слишком ценно, чтобы растрачивать его впустую. Автор считает, что: «время, проведенное с удовольствием, никогда не тратится». Каждому человеку отведен определенный срок жизни. Время, которое человек сам решает, как ему провести. У всех разные ценности и приоритеты, но все стремятся к долгой и наполненной жизни. Яркие, незабываемые, значимые моменты – вот что ценно, вот к чему идет каждый человек.
Сам образ чистильщиков времени является неоднозначным, но этим он и привлекает читателя. Если говорить именно о собирании времени, то это можно проследить, лишь в произведении Урсулы Джонс. Мужчины-чистильщики одеты в комбинезон, женщины же, носят старомодные твидовые юбки, но и у тех и у других на голове шарфы. Чистильщики времени всегда там, где время теряется или тратится впустую. Их нельзя увидеть, хотя, если вы находитесь на железнодорожном вокзале и вам что-то удалось уловить боковым зрением, это, вероятно, и будет чистильщик, убирающийся вокруг скамьи, на которой вы сидите.
Похожими собирателями можно назвать дементоров, которых в своих книгах о Гарри Поттере описала Джоан Роулинг. Отличие в том, что дементоры выдуманные существа из мира Гарри Поттера. Они слепые, питаются хорошими воспоминаниями людей, оставляя только самые тоскливые и ужасные. Носят капюшоны. Лиц у дементоров нет, но есть рот, через который осуществляется самое худшее — поцелуй дементора, или высасывание души. Здесь не идет речи о времени, но образы дементоров как поглотителей являются смежными с образами чистильщиков.
Когда мы говорим о ценностях, то наше воображение чаще всего изображает деньги, драгоценности, дома и машины, реже – людей и хорошее отношение. И часто мы забываем о том, что есть ценность, которая не обесценится никогда - время. Хоть люди и говорят «время – деньги», но неизмеримо ценнее их время: жизнь каждого человека. Жизнь – самое ценное, что у нас есть на земле, она состоит из секунд, минут, часов. Они не стоят на месте. Их неслышный бег становится заметным, когда, оглянувшись назад, мы с удивлением обнаруживаем, как быстро пролетели годы.
В своем произведении «Провал во времени» Рэй Брэдбери говорит, что надо быть ласковей к самому себе, бережней, не торопиться вырасти, пробежать, на ходу сказать родителям незначительную фразу, а жить каждым моментом жизни. Чем знать - кто ты, лучше это ощутить. Чем знать, чего ты хочешь, лучше это ощутить. Годы проходят, но возвратить их не под силу никому. Бессмертие мы можем наблюдать только в книгах и фильмах.
Казалось бы, эта идея нам чужда, так как в нашем мире такого не встретишь. Человек рождается, проживает то время, которое ему отведено. Бессмертия не существует. Всему свойственно рождаться и умирать. Наверное, во всем можно найти свои минусы и плюсы. Но каждый должен понимать, что время это бесценная вещь. Его нельзя купить, нельзя пополнить, нельзя украсть.
М. Горький «Старуха Изергиль». Произведения Максима Горького затрагивают все самые актуальные проблемы жизни, поэтому не раз использовались нами в качестве аргументов к разным темам. Говоря о проблеме времени и его быстротечности, нельзя не вспомнить рассказ «Старуха Изергиль». Главная героиня рассказа – старуха по имени Изергиль, с которой рассказчик встретился в Бессарабии. Она прожила яркую и увлекательную жизнь. Вся ее молодость — любовные страсти. Сначала старуха рассказывает о жизни у моря с матерью, потом о своих возлюбленных, первый из которых появился у нее в пятнадцать лет. Это был рыбак, скоро наскучивший ей, потом гуцул. Жила старуха и в турецком гареме, откуда сбежала с юным сыном хозяина гарема. Встречалась она и с поляком, и с паном, любившим подвиги, и со шляхтичем. И хотя все эти люди оставили свой след в судьбе Изергиль, по ее мнению, она не была никогда ничьей рабой. В любовных приключениях быстро прошла вся молодость, от нее остались только воспоминания, а на момент повествования мы видим героиню седой старухой, в чьем образе, больше похожем на тень, есть что-то птичье, что роднит ее с Ларрой. Сама старуха считает, что прожила достойную жизнь, но ни автор, ни читатель с ней не соглашаются. На примере ее образа писатель показывает, что время необходимо расходовать с пользой, потому что оно проходит слишком быстро и нужно успеть оставить о себе добрую память. Героиня рассказывает красочные истории о своей жизни, но ни один из эпизодов никогда больше не повторится, поэтому ошибки, совершенные в прошлом, уже никогда не исправить.
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Часто человек считает, что он властен над временем и его течением и может подчинить их себе. Однако, прочитав рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», читатель убеждается, что это ошибочное мнение. Течение времени не подчиняется никому и ничему, оно не считается ни с планами, ни с целями, ни с желаниями человека. Главный герой рассказа – господин без имени. Он богат, занимает высокое положение в обществе, поэтому автор называет его просто господином. Ему пятьдесят восемь лет. Чтобы к этому возрасту заработать свое состояние, герою пришлось много работать, долгие годы идти к поставленной цели, забывая порой о жене и дочери. Казалось, он не живет, а существует. Вся его жизнь подчинена была накопительству. И когда, казалось, господин достиг того, чего так жаждал, решил наконец отдохнуть. С женой и дочерью он отправился в путешествие на два года по Европе, Африке и Азии. Во время путешествия он пользуется всем самым лучшим: старик плывет на лучшем теплоходе, останавливается в лучших гостиницах, его обслуживают лучшие официанты, горничные, лакеи. Благодаря своему богатству везде он желанный гость. Однако жизнь нельзя запланировать, время нельзя вернуть вспять, чтобы исправить ошибки или выбрать другой путь. Приехав на Кипр, господин умирает, так и не успев насладиться радостями жизни и понять простую истину: время, подаренное судьбой, не нужно откладывать на завтра, оно не хранится, как запасы продуктов в кладовке, а безвозвратно уходит.
Время не зависит от человека. Выбор состоит лишь в том, как свое время провести. Принести пользу нашему миру, оставить ли что-то хорошее после себя. Над этим стоит задуматься. В этом человеку помощниками являются книги, кинофильмы, в которых целый мир со своей уникальной историей. Читать, мыслить, анализировать. Современные авторы очень точно описывают именно период жизни, в котором мы живем здесь и сейчас. Мы можем понять, что время при правильном использовании может открыть перед нами новые возможности, поможет полнее почувствовать ценность жизни, посмотреть на многие вещи другими глазами. Выбор стоит за человеком.
Список литературы:
1. Воннегут К. Колыбель для кошки. Кишинев: Литература артистикэ, 1981. — 710 с.
2. Cергей Лихачев «Что такое идея литературного произведения» [Электронный ресурс] / Сергей Лихачев. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2012/09/27/732
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 838 с.