Для каждого малыша, игра представляет собой одно из ключевых средств обучения и познания окружающего мира, а также важное средство формирования социальных навыков. Особенно важную роль игра играет в жизни детей, проходящих реабилитацию в Социально-реабилитационном центре.
Процесс социализации сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с самого рождения. Как часть общества, человек воспринимает и усваивает правила и образцы поведения, принятые в его культурной среде. Этот процесс начинается с обучения взаимодействию и построения отношений, начиная с семьи и заканчивая более широкими социумами. Чтобы включить детей в эту систему социальных отношений, необходимо:
- развивать их игровую активность;
- ознакомить с общепринятыми нормами и правилами взаимодействия с окружающими (включая моральные аспекты);
- формировать представления о родовой, семейной и гражданской принадлежности, культурных ценностях и патриотизме.
Игра является ключевой формой социализации и развития ребенка, влияя на формирование его будущей личности.
В Социально-реабилитационном центре "Альмус" создана специальная игровая зона для детей дошкольного возраста. Здесь есть разнообразные игры – дидактические, настольные, а также место для сюжетно-ролевых игр. Дети вместе играют, учатся строить отношения, развивают навыки общения и решения конфликтов. Взрослым важно не вмешиваться в детские взаимодействия, за исключением случаев конфликтов. Главная задача – научить детей адекватно реагировать на сложные ситуации и не становиться агрессорами.
Для успешного развития детей в центре созданы все необходимые условия. Для групп разного возраста предусмотрены специальные помещения для игры: холл, игровая комната и учебная комната.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать основные аспекты общения, разнообразные виды деятельности и роли в обществе. Игра становится способом включения в взрослую жизнь и развития самостоятельности. Играя, дети моделируют взрослый мир, приобретая необходимые навыки.
Ключевой момент в организации сюжетных игр в младшей и средней группе центра – это участие взрослого в игре. Воспитатель в этот момент становится игровым партнером, создавая равные условия для включения детей в игру. Важно предоставить детям свободу и равноправие в игре, избегая оценок и нормативов.
Поддержка и участие взрослых в играх помогает детям развивать игровой опыт и навыки. Целью воспитателей является не только разнообразить игровую деятельность, но и прокладывать путь к более сложным игровым сценариям, чтобы дети могли сами инициировать и развивать игры.
Игра занимает центральное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, влияя на их развитие и социализацию. Предоставление возможности детям участвовать в разнообразных играх с партнерами разных возрастов способствует естественной передаче игровых навыков и опыта.
Третий важный аспект в организации сюжетных игр заключается в том, что начиная с самого раннего возраста и на каждом этапе дошкольного периода, необходимо научить ребенка одновременно исследовать смысл игрового действия и объяснять его своим партнерам - будь то взрослые или сверстники.
Для того чтобы привлекать детей к игре и активно участвовать в ней вместе с ними, воспитателю необходимо самому уметь легко развивать сюжет игры в реальном времени, опираясь на тематику, которая интересует детей.
Ключевым фактором для оценки игровой активности детей должны быть их игровые навыки, то есть их способность создавать игровой сюжет и вкладывать в игру условные действия с предметами, играть ролевые диалоги и создавать разнообразные сюжетные события. Почему мы обратили внимание на игровые навыки воспитателя, хотя все знают, что чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать и т. д., воспитатель должен обладать соответствующими навыками? Потому что аналогично и в области игры: воспитатель не может научить детей играть, если сам не владеет "игровой грамотой" и не обладает соответствующей игровой культурой.