Игра как способ преодоления социализационных барьеров и конфликтов у детей с аутизмом
А.А. Негрибода
Социализация детей - это многообразный, непрерывный в течение жизни процесс усвоения социальных норм и правил поведения, принципов и границ человеческих отношений, взаимодействий, форм коммуникации и общения, видов деятельности. Наиболее сложно и конфликтно протекают процессы социализации у детей с аутизмом (расстройствами аутистического спектра (РАС)). Расстройства аутистического спектра - это группа сложных расстройств развития мозга. Согласно Международной классификации болезней Десятого пересмотра (МКБ-10), разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и принятой в 1990 году в Женеве Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, расстройства аутистического спектра входят в раздел F84 «Общие (первазивные) нарушения психического развития», который включает следующие рубрики: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), и синдром Аспергера (F84.5) и др. [1]. Первазивные нарушения психического развития захватывает все стороны психики - сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную [2, 110].
В последние десятилетия сообщается о неуклонном росте людей с расстройствами аутистического спектра во всем мире. К настоящему времени, по оценкам ВОЗ, 1 ребенок из 160 детей в мире страдает той или иной разновидностью аутизма [3]. Сегодня в России учет аутистов не ведется. Это связано, в первую очередь, с отсутствием детально проработанной методики обследования. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает расстройствами аутистического спектра – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальности. «Число детей с расстройствами аутистического спектра в России в 10 раз выше, чем свидетельствует официальная статистика. По нашим данным, большинство педиатров не владеют методиками раннего распознавания подобных заболеваний. В результате дети остаются без своевременной помощи и становятся инвалидами» - об этом сообщила член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Е. Клочко [4]. «По данным статистического наблюдения, в нашей стране 0,1% детского населения... страдают аутизмом. Последняя цифра 2018 года - всего детей с аутизмом 31 685» - сообщила 2 апреля 2019 г. директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Е. Байбарина на пресс-конференции в ТАСС, посвященной системе непрерывного межведомственного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России [5].
Целью данного исследования является анализ игровой деятельности как способа преодоления социализационных барьеров и конфликтов у детей с аутизмом. Рабочая гипотеза исследования основывается на предположении о том, что игровая деятельность в процессе социализации детей с расстройствами аутистического спектра способствует коммуникативному развитию детей и развивает у них следующие коммуникативные навыки: благоприятное эмоциональное отношение и интерес к взрослым и другим детям, доверие к новым людям, бесконфликтное общение. Сегодня, в российской дефектологии изучением проблем социализации детей с аутизмом, в том числе игры как способа преодоления социализационных барьеров и конфликтов активно занимаются такие исследователи, как Е.Р. Баенская [6], Бессарабова Т.А. [7], Джапарова С.Ш. [8], М.М. Либлинг [9], Малахова Е.Е. [10], Сунагатуллина И.И. [11] и др.
Основными проявлениями расстройств аутистического спектра в процессе социализации детей являются: нарушение развития социального взаимодействия и коммуникации с другими людьми (при испытывании потребности в общении, стремлении иметь друзей, непонимание и незнание, как надо взаимодействовать со сверстниками на почве общих интересов и деятельности, эмоций, как следствие избегание ситуаций общения); боязнь телесного и зрительного контактов, громких звуков; нарушения речевого развития (задержка или полная остановка в развитии разговорной речи); безразличие и отчужденность; ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий; стереотипность в поведении; стремление сохранить постоянные привычные условия жизни; сопротивление каким-либо изменениям; пассивность; барьеры в понимании подтекста и контекста происходящего; низкий уровень познавательной активности; непредсказуемость действий; слабый уровень развития игровых и символических навыков и пр.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка, помогая формированию его личности. Игровая деятельность - это цепочка познавательных игровых действий, способствующая формированию моделей окружающего мира и расширению стереотипов поведения в социально-бытовой среде [7, 371]. Игра учит взаимодействовать с окружающими, узнавать свойства и признаки предметов, развивает речь, исследовательские навыки, внимание, память, символические способности, гибкость мышления, воображение, учит выстраивать логические связи. Играя, ребенок вступает в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким. Игровой метод, т.е. специально организованная игровая деятельность, включающая в себя подвижные игры, игровые задания и игровые композиции, активно используется в работе с аутичными детьми. Целенаправленно подобранные игры развивают мелкую моторику, координацию движения, точность, что стимулирует развитие физических, психомоторных и коммуникативных способностей у детей аутистов. Особенно характерно для аутичных детей стремление извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты, чем объясняется их активный интерес к свойствам предметов: им нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Именно выделение ребенком аутистом отдельных сенсорных свойств предметов, ложится в основу сенсорных игр [11, 93], бесспорно дающих новые возможности и положительный результат для всестороннего развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, преодоление социализационных барьеров и конфликтов у детей с аутизмом, в том числе посредством игровой деятельности, является весьма актуальной проблемой современного общества, требующей углубленного теоретико-методологического и практического исследования процессов восприятия и механизмов взаимодействия детей данной категории с окружающим миром.
Литература
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Электронный справочник МКБ-10. 1990-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb10.su/F84.html (дата обращения 01.12.2020)
Никольская О.С.,
Баенская
Е.Р.
Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39. С. 109-118.
Расстройства аутистического спектра (РАС). Основные факты.
ВОЗ от
7 ноября 2019 г.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders
(дата обращения 20.11.2020)
Число детей с расстройствами аутистического спектра
в России занижено в десять раз.
18.12.2017
.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://medvestnik.ru/content/news/Chislo-detei-s-rasstroistvami-autisticheskogo-spektra-v-Rossii-zanijeno-v-desyat-raz.html
(дата обращения 20.11.2020)
Минздрав: в 2018 году аутизм диагностировали у более 31 тыс. детей. 02.04.2019
[Электр
онный ресурс]. – Режим доступа:
https://tass.ru/obschestvo/6287169
(дата обращения 25
.11.2020)
Баенская
Е.Р.,
Либлинг
М.М.
Психотерапия страхов у детей с аутизмом средствами игры-драматизации // Научны
й поиск. 2017. № 1.1. С. 53-58.
Бессарабова Т.А., Крушинская О.В.
Особенности использования игры в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 15 апреля 2020). Под редакцией М.В. Шакуровой. Воронеж, 2020. 544 с. С. 369-373.
Джапарова С.Ш.
Игры на совместное внимание в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2018. № 3 (13). С. 30-33.
Либлинг
М.М.
Игра в коррекции детского аутизма. Сообщение 2 // Де
фектология. 2017. № 1. С. 9-22;
Либлинг
М.М. Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 28. С. 67-75.
Малахова Е.Е.
Народные игры с сенсорной спецификой в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Академия педагогических идей Новация. 2017. № 5. С. 103-111.
Каримуллина А.И.,
Сунагатуллина
И.И.
Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 93.