Игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка Оглавление ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc488874203 \h HYPER143 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры6 1.1. Признаки детской агрессивности6 1.2. Причины агрессивности дошкольников10 1.3. Особенности использования игры в коррекции агрессивности дошкольников15 Глава 2. Методический материал по коррекции агрессивности ребенка посредством игры………………………………………………………………..21 2.1.Методические рекомендации воспитателям по коррекции агрессивности дошкольников ………………………..…………………………21 2.2.Цикл упражнений по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста ……………………………………………………………..…………….23 Заключение34 Список литературы ………………35 HYPER15 Введение На сегодняшний день тема изучения проблемы агрессивности детей стало едва ли не самой значимой в отечественной психологии. Проявление агрессивности в дошкольных учреждениях, все больше волнует родителей, воспитателей. У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. Педагогов тревожит факт, что в быту и в повседневной жизни нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессивным проявлениям, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о ?задиристости?, ?драчливости?, ?озлобленности?, ?сквернословии? и т.п., когда наблюдают проявления агрессивности как черты характера. Именно поэтому в последние годы проблема формирования толерантных отношений между членами общества становится государственной проблемой: имеющие место агрессивные побуждения, насилие, безнравственность, отсутствие взаимопонимания между людьми разрушают общество изнутри. Переломить сложившиеся стереотипы поведения у взрослых людей весьма сложно, поэтому появляется необходимость своевременного формирования толерантности у детей, начиная с дошкольного возраста. Причем, в работе с детьми, особенно дошкольного возраста очень важно использовать гибкие формы психотерапевтического воздействия. Для этих целей как нельзя лучше подходит игра, которая дает возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Многие исследования проблемы агрессивности детей дошкольного возраста, подтверждает ее актуальность. Однако, несмотря на широкое исследование в педагогике и психологии, проблема детской агрессивности мало изучена. Особенно это касается дошкольного возраста. Если теоретическое описание проблемы можно считать достаточно удовлетворительным, то системной работы по коррекции агрессивности дошкольников еще недостаточно. На сегодняшний день разработка способов коррекции агрессивности дошкольников, а, главное, его профилактика остаются одной из самых актуальных задач современной науки. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного. Авторы, которые занимаются вопросами коррекции агрессивности, предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей дошкольного возраста. Таким образом, несмотря на проработку теоретических вопросов агрессивности детей, эта проблема, в частности, использование игры в работе по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста, остается на сегодняшний день слабо освещенной в психолого-педагогической литературе, что свидетельствует об актуальности темы исследования. Объект исследования: агрессивность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игра как средство коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучить возможности игры как средства коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Задачи исследования: Изучить признаки детской агрессивности. Проанализировать причины агрессивности дошкольников. Раскрыть особенности использования игры в коррекции агрессивности дошкольника. Разработать рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивности дошкольников. Теоретическую базу исследования составили теоретические положения педагогики и психологии, касающиеся проблемы агрессии и агрессивности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Басс, А. Бандура, К. Роджерс, Г. А. Андреева, О. Ю. Михайлова и др.), проблемы агрессивности детей дошкольного возраста (П. П. Бельский, И. А. Невский, С. Я. Беличева, С. Ф. Сироткин и др.), а также вопросов использования игры непосредственно в психокоррекционных целях (И. В Дубровина, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Л. В. Чернецкая и др.). Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ по профилактике и коррекции агрессивности детей дошкольного возраста средствами игры. Глава 1. Теоретическое аспекты проблемы коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игры 1.1. Признаки детской агрессивности В последнее время мы очень часто слышим понятие ?агрессия?. Для того, чтобы раскрыть смысл данного понятия мы должны рассмотреть его значение. В настоящее время в науке отсутствует однозначная трактовка понятия ?агрессивность?, что вполне объяснимо сложностью и многообразием форм проявления данного феномена. Б. Крэйхи в этой связи отмечает, что в академической сфере не наблюдается единодушия в определении агрессии (10, с.330(. При этом наиболее признанным считается понятие агрессии, предложенное В. Ф. Пирожковым: ?...это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям? (15, с.247(. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Анализ некоторых психолого-педагогических исследований первого десятилетия ХХI в. показал, что агрессивность как проблема исследуется в контексте социальной психологии, в русле коммуникативного взаимодействия, активны также исследования образовательной, воспитательной сред дошкольного учреждения. Появились исследования, в которых типы и компоненты агрессивности как бы ?встраиваются? в структуру других понятий, например, ассертивности (способность быть уверенным), что позволяет разрабатывать средства не только коррекции агрессивного поведения, но и сопровождения позитивных качеств личности ребенка дошкольного возраста (18, с.59(. Таким образом, в контексте проблемы агрессивности все чаще обращает внимание на себя вопрос детской агрессивности. Практически в каждой группе детского сада можно встретить хотя бы одного агрессивного ребенка. Для таких детей характерны определенные действия: они нападают на других детей, отбирают и ломают игрушки, обзывают и бьют детей. Такой тип детей доставляют много огорчений не только воспитателям, но и родителям: их очень трудно принять такими, какие они есть. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять детей с признаками агрессивности, с целью проведения с ними коррекционной работы. Необходимо отметить, что результаты многих исследований дают очень высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития. Последние исследования показали, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессии, для большинства детей данное поведение является преходящим и ситуационным. Несмотря на это, у некоторых детей агрессия носит чрезвычайно стойкий характер, все перечисленные выше исследования говорят о том, что некоторая часть детей и подростков с проблемами, вызванными ранним агрессивным поведением, со временем все же воздерживаются от проявления агрессии (12, с.245(. По мнению С. Н. Нагимовой, признаками детской агрессивности можно выделить следующие: упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых; драчливость; постоянная или длительная подавленность, раздраженность; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность и нежелание понять других; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка (13, с.11(. А вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение агрессивных детей дошкольного возраста: ?Агрессивный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он ?не успокаивается? до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку? (11, с.105(. Такая категория детей часто не могут сами оценить свое агрессивное поведение. Они совсем не замечают, что вызывают у окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Классифицировать агрессивность детей можно по-разному. Так, например, положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей: Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремленны, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Также их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать свое негативное отношение. Психологом, Е. О. Смирновой, при обследовании агрессивных детей дошкольного возраста были выявлены определеннные индивидуальные различия не только в характере поведения, но и в психологических характеристиках, были выделены три группы агрессивных детей, которые различались по частоте и жесткости агрессивных своих действий; по уровню интеллекта и произвольности; по своему статусу в группе сверстников: Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель у такого ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат. Нормативно-инструментальный тип. Агрессивные действия детей выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров. Целенаправленно-враждебный тип. Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям. В основном такие дети используют прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно (19(. При этом автор четко подчеркивает, что во всех трех группах агрессивных детей дошкольного возраста имеется одно объединяющее свойство – невнимание к другим детям, неумение видеть и понимать другого сверстника. В основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других детей. Другие индивиды выступают для него как внешние обстоятельства, которые мешают достижению его целей, или не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред (19(. Таким образом, агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, связанная с враждебной установкой к другим людям. Агрессивное поведение – внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Среди признаков детской агрессивности можно выделить следующие: упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых, драчливость, постоянная или длительная подавленность, раздраженность, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, жестокое обращение с животными, стремление оскорбить, унизить и т.д. 1.2. Причины агрессивности дошкольников Очень важно, педагогам и психологам, для проведения профилактических мероприятий не только познакомиться с понятием агрессивности, агрессии, ее видами и характером проявления, но и важно понимать причины возникновения агрессивного поведения. Педагогам и родителям не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. На самом деле это порой лишь отчаянная попытка завоевать внимание со стороны взрослых. Действительно, жизнь ребенка в первые годы непосредственно зависит от его родителей, а именно: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребенком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Например, попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок реагирует отрицательными эмоциями. Это проявляется в гневе, ярости, тревоги, страха. Для того, чтобы восстановить психологический комфорт ему необходимо изменить ситуацию в нужном ему направлении, или восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на созданную неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей практически не сформированы. Дети обычно стремятся изменить возникшую ситуацию, иногда – с помощью агрессии. Первые проявления агрессивности у ребенка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьет ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования родителями на действия ребенка очень много. Но есть такие, которые могут привести к тому, что ребенок вырастет чрезмерно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребенка, они не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение ребенка родителями. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность, которая направлена на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребенок. Если подобное поведение ребенка вызывает неодобрение у взрослых, ребенок начинает учиться контролировать свое агрессивное поведение. Развитие внутреннего контроля очень часто идет с помощью процесса идентификации – стремления поступать так, как знакомый человек. Итак, формирование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых. Необходимо отметить, что вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен, и многое еще только предстоит узнать. В психоневрологических генетических исследованиях все шире признается огромная роль наследственных факторов в агрессивности. По – видимому, эти наследственные влияния сильны в открытых типах агрессии особенно с ранним началом, но были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении. Большинству существующих в современной психологии теорий агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами или определенными характерологическими типами (А. А. Реан). Некоторые неэффективные приемы родительского воспитания имеют следствием появление и сохранение агрессивного поведения у детей и подростков. К этим приемам относятся: применение суровых и непоследовательных дисциплинарных мер, недостаточное наставление и слабый контроль за детьми, а также низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей, родительское неприятие (12, с. 245(. Исследователь И. В. Дубровина выделяет две самые распространенные причины агрессивного поведения детей: боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. ?Чем сильнее агрессия, – считает И. В. Дубровина, – тем сильнее стоящий за ней страх…?; пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых (4, с.247(. По мнению профессора Е. И. Рогова, к проявлению агрессивности приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей (частный случай фрустрации) (17, с.34(. Такой же точки зрения придерживаются многие зарубежные исследователи, например, А. Бандура, Л. Берковец, и др.). Американский психолог, Д. Доллард считает, что фрустрация не только провоцирует агрессивное поведение; влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным, и это вызовет не только агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности, но может обусловить и возникновение психических заболеваний. Известный психолог, Д. Зильманн указывает на роль познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роль возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Этот феномен необходимо использовать в коррекционно-профилактической работе. Интересна точка зрения Д. Зильманна, что большинство людей ?научаются? реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией (9, с.51(. В настоящее время существует возможность научить детей приобрести навык неагрессивного реагирования на провокацию путем осознания причин возникновения возбуждения или фрустрации. Основателем теории ?социального научения? является канадский психолог А. Бандура. Согласно его теории, агрессия рассматривается как специфическое поведение, которое усваивается и поддерживается так же, как и многие другие формы социального поведения (1, с.112(. По мнению кандидата психологических наук С. Н. Нагимовой, агрессивность провоцируют определенные факторы: врожденная склонность (враждебность). Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания; аверсионные случаи (жара, боль, теснота). Среди аверсионных случаев на первом месте боль, жара является сильным источником агрессивности. У взрослых чаще агрессию вызывает алкоголь. Теснота, скученность людей также усиливают агрессивное поведение. Потому так часто возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей; возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным провокатором агрессивного поведения. Как часто ребенок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Крайне отрицательно действуют на ребенка оценки взрослых: ?Размазня! Хлюпик! Не можешь за себя постоять!?; массовая культура. Учеными давно установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору ведет к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, вводит насилие в норму социальной жизни. На различных телеканалах и в различных телепередачах большое количество агрессивных эпизодов, зачастую чрезвычайно жестокого характера, без труда доступных для просмотра юным зрителям. То же самое можно сказать о домашнем видео, кинопродукции, комиксах и о компьютерных игра, которые очень популярны в молодежной среде. Кроме того, регулярно сообщаются тревожные данные о среднем количестве часов в неделю, проводимым за компьютером, телевизором детьми. Эти наблюдения приводят к убеждению, что трансляция насилия в средствах массовой информации обусловливает общее увеличение агрессивного поведения в обществе (21, с.73(; агрессивные игры и влияние группы. Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастают в группах. Группы – сильно действующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может это сделать (13, с.12(. Итак, рассмотрев различные подходы отечественных и зарубежных ученых на проблему возникновения агрессивности, мы можем сделать вывод о том, что причина возникновения агрессивного поведения полифакторна. Педагоги и психологи, организуя работу по профилактике агрессивных проявлений в детском возрасте, должны учитывать не только природный фактор, например, наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям, но и микросоциальный фактор, такой как взаимодействие в семье, референтной группе, а также макросоциальный фактор - модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации. 1.3. Особенности использования игры в коррекции агрессивности дошкольников Изучая литературные источники, можно выделить главные особенности использования игры. Так, например, агрессивные дети очень часто не могут объективно оценить свои совершаемые поступки и, как следствие, имеют ограниченный набор реакций на создавшуюся проблемную ситуацию. У ребенка агрессивное поведение является помехой в его взаимоотношениях с окружающими. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них практически не развит контроль над своими эмоциями. Со временем у многих детей агрессивность уступает место общепринятым правилам, которые установлены в коллективе и в обществе, в целом. Но вместе с тем, у отдельной категории детей агрессивность становится устойчивой формой поведения. Само возникновение агрессии предотвратить очень сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар все таки возможно (20, с.159(. Таким образом, как отмечают многие исследователи, в связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и дошкольного, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность (В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская [3]). Проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с такими детьми. Для того, чтобы скорректировать агрессивное поведение у ребенка она должна, во – первых, начинаться с выяснения причин, так как здесь необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Однако большой эффект имеет и групповая коррекция (8, с.128(. Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивности у дошкольника являются: арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации. В рамках курсовой работы остановимся подробнее на специфике использования игры в коррекционной работе с агрессивными детьми. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры [7, с.55]. В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат [16, с.57]. Воспитатель, педагог, руководя игрой, имеет возможность воздействовать на чувства, сознание, волю, на поведение, т. е. на все стороны развития личности ребенка. Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка определяется тем, что через игру ребенок имеет возможность познакомиться с поведением и определенными взаимоотношениями взрослых, которые становятся впоследствии образцом его собственного поведения. Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. В игре ребенок изменяет свою природу, так как он не только осваивает на предметный мир, но и в меру своей активности имеет возможность воздействовать на него. Кроме того, в игре складываются и наиболее эффективно развиваются творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание, в том числе и самооценка, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр. Главная цель применения игры в ходе коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, именно она является ведущим видом деятельности для ребенка - дошкольника. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Целям коррекции, по мнению психиатра Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ [23, с. 82]. Дошкольники наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности. Доктор психологических наук А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии: игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения; выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента; руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры – две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное – возможность импровизации; соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей; игра не комментируется взрослым; направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей [5, с.117]. По мнению многих психологов и исследователей, наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий [22, с. 25]. Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, то есть фаз. Для детской коррекционной группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой коррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий [6, с.63]. 1. Ориентировочный этап На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика ведущего на этом этапе наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка. На этом этапе решаются следующие задачи коррекции агрессивного поведения детей: Выявление особенностей агрессивного поведения, требующих коррекции. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе. На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными. 2. Реконструктивный этап На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция ведущего становится более активной. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего на этом этапе – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Приемы коррекции: интерпретация; отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение, создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия. Таким образом, на этом этапе происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в поведении ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда на этом встречаются проявления агрессии, негативизма, направленных против ведущего. К концу этого этапа гамма противоречивых эмоций ребенка должна смениться чувством безопасности и доверия как к ведущему. 3. Закрепляющий этап На третьем этапе у детей закрепляется способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача педагога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого этапа является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в поведении ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение. Делая вывод, можно сказать, что современная психолого-педагогическая помощь ребенку, проявляющему агрессивное поведение, способствует благоприятному развитию его личности. Для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста можно использовать различные средства, при этом одним из наиболее эффективных средств развития и психологического воздействия в работе с детьми является игра и в силу того, что она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, она дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение. Глава 2. Методический материал по коррекции поведения агрессивного ребенка старшего дошкольного возраста посредством игры 2.1.Методические рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивности дошкольников Одним из эффективных средств коррекции?агрессивности, детей?дошкольного возраста, является игровая деятельность. Игра занимает главное место в жизни ребенка -дошкольника. В отечественной психологии и?педагогике?игра рассматривается как деятельность, которая имеет важнейшее значение для развития дошкольника; в ней развиваются представления об окружающем мире и отношениях между людьми, навыки сотрудничества (Вегнер Л. А., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Усова А. П., Эльконин Д. Б. и др.). В игре ребенок может?проявлять себя как личность, выражает свои эмоции,?проявляет?отношение к окружающему миру и учится воспринимать отношение окружающих к себе. Игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка. Игры очень подходят для коррекции агрессивного поведения дошкольников, они дают им возможность учиться социальным нормам и правилам. При использовании игры в качестве средства коррекции?агрессивности необходимо помнить о том, что агрессивное поведение ребенка – дошкольника складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для?проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают?агрессивные действия, но не всегда приводят к?агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. Степень выраженности компонентов в каждом отдельном случае может варьироваться. Таким образом, уровень?агрессивности?детей может меняться в зависимости от ситуации и принимать устойчивые формы. При разработке содержания игр, способствующих преодолению?агрессивности у детей дошкольного возраста, необходимо придерживаться следующих принципов: - реализация в работе с ребенком зоны ближайшего развития, что позволит добиться максимального развивающего эффекта, - учет индивидуально-психических особенностей ребенка в процессе подбора содержания игровой деятельности и его реализации в группе детей, - создание благоприятного микроклимата социальной среды, что позволит детям чувствовать себя максимально комфортно и отработать?поведенческие навыки, а затем перенести их в повседневную жизнь, - осуществление единства диагностики и коррекции позволит отслеживать промежуточные результаты и своевременно вносить изменения в содержание и организацию работы с детьми, что в свою очередь даст наибольший коррекционный эффект, - деятельностный подход к коррекционной работе позволит быть максимально приближенным к специфике детской психики и добиться закрепления приобретаемых знаний и умений. Таким образом, используя игру с целью коррекции?агрессивности детей дошкольного возраста, следует подбирать комплекс игр таким образом, чтобы: - в комплекс были включены игры, направленные на отреагирование детьми чувства злости, гнева,?агрессии в приемлемых формах; - в процессе игровой деятельности должно происходить обучение детей навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля своего эмоционального состояния; - подбирать сюжеты игр необходимо так, чтобы они способствовали развитию у детей эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям; - игры должны быть направлены на формирование у детей навыков общения и развитие умения взаимодействовать друг с другом и со взрослыми . В процессе осуществления процесса коррекции?агрессивного поведения?посредством игровой деятельности, важно создавать положительный эмоциональный фон в процессе игры?дошкольников, и опираться на актуальные для данной группы детей и индивидуальные?проявления агрессивного поведения у детей, чтобы не провоцировать немотивированные и бесконтрольные?агрессивные реакции. 2.2.Цикл упражнений по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста Психологи, работающие с детской агрессивностью, используют такие игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки для отреагирования ребенком негативных эмоций. В литературе предлагаются разнообразные игры, например, ?Падающая башня? (Н. Кряжева), ?Высвобождение гнева? (К. Рудестам) и др. При этом коррекционную работу по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры следует проводить в трех направлениях: Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. В соответствии с данными направлениями сформированы 3 блока игр для сопровождения детей с агрессивным поведением. Блок 1 ?Уходи, злость!? Работа с гневом Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. При этом вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут ?осесть? внутри человек, что ведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего накала страстей необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется взрослыми. Мы предлагаем следующие игры для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Игра ?Волшебные подушки? Цель:?отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности. Возраст:?4–7 лет. Оборудование:?простая подушка, ?подушка злости?, ?подушка добра?. Описание игры ?Подушка злости?, на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по ?подушке злости? расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по ?подушке злости? надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева. ?Подушка злости? Кулачки (молотки) стучат,Злость прогнать они хотят,Чтобы злость не обижалаНи меня и ни ребят! Затем ребенку предлагается ?подушка добра?. На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия. ?Подушка добра? Ах, ты, моя душечка,Добрая подушечка,Мои ладошки успокой,Я люблю играть с тобой! Игра ?Мешочек гнева? Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности. Возраст:?4–7 лет. Оборудование:??мешочек гнева?. Описание игры Психолог (или педагог) показывает ребенку ?мешочек гнева?, читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в ?мешочек гнева? накопленное недовольство, обиду, гнев. ?Мешочек гнева? Гнев в мешочек прокричу,Иногда и порычу.Гнев так быстро исчезает,И обида тоже тает.Ловко завяжу мешокИ скажу себе я: ?Ох!? Игра ?Волшебные коврики? Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности. Возраст:?4–7 лет. Оборудование:??коврик злости?, ?коврик радости?. Описание игры ?Коврик злости?, на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на ?коврике злости?, можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувствогнева. ?Коврик злости? Коврик злости – вот потеха!Ну а если не до смеха?Топну ножкой: раз-два-три…Улетела злость – смотри! Затем ребенку предлагается ?коврик радости?, на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие. ?Коврик радости? Коврик радости, привет!Даришь ты сердечку свет.На тебе могу лежать,На тебе могу мечтать,Отдыхать, летать, кружить.Я хочу с тобой дружить! В процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников. Блок 2 ?Какой я??. Обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции. В данном блоке мы предлагаем игру для обучения агрессивных детей распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем ?Мы – актеры? Цель:?развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов. Возраст:?4–7 лет. Оборудование:?иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика, Шарика). Описание игры Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя. Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры. На следующих занятиях детям предлагается стать актерами. Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры. После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить эту игру, где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения. ?Задавака? Познакомьтесь с задавакой:Иногда он весельчак,Иногда сердит иль грустен,Не узнать его никак.Иногда пуглив он очень,А спокоен чаще ночью.Иногда он удивляка,Вот так мальчик-задавака! ?Снеговик? 1. Я люблю, друзья, морозы,Снегопадам очень рад,И сейчас я приглашаюПоиграть со мной ребят. 2. Вы слепили меня ловко,Ну, а где же нос-морковка?Очень я, друзья, смущенИ, признаюсь, удивлен. 3. Что? Сломать меня хотят?Я разбойникам не рад.Грозно топну, рассержусь,Снежной тучей закружусь! 4. В марте я всегда грущу,Расставаться не хочу.Солнце будет припекать,А я – таять, исчезать.Сейчас я крепкий снежный ком,Но стану лужицей потом. 5. Вот как славно поиграли!Всем улыбку я дарю,?За театр эмоций яркихВсех детей благодарю! ?Гномики? 1. Этот гномик – весельчак,Улыбается он так?(показ взрослого).Гномик просит всех детей:Улыбнитесь поскорей! 2. Этот гном, друзья, сердит,У него здесь хмурый вид.Гномик-гномик, не сердись,Лучше с нами подружись. 3. Этот гномик испугался,Глазки округлил и сжался.?Ой!? – пугливый гном сказалИ от нас он убежал. 4. Этот гном – печальный гном:Потерял дорожку в дом.Гномик, слезки вытирай,Лучше с нами поиграй! ?Шарики? 1. Веселый шарик вверх летит,Он улыбается, кружит.С тобою, шарик, полетим,И в танце вместе закружим. 2. Дружочек-шарик, что с тобой,Ты почему сказал нам: ?Ой!??Ты испугался вдруг ежа?Ползет он к нам сюда, шурша. 3. На ежика наш шар сердит,У шарика серьезный вид,Пыхтит и хмурит брови он,Шар не на шутку возмущен. 4. Вот успокоился наш шар,Ведь ежик мимо пробежал.Вверх шарик быстро полетел,На нас спокойно посмотрел. Блок 3 ?Школа дружбы и доброты?. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, которая представляет собой способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать ?жертве?, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Мы предлагаем следующие игры для обучения агрессивных детей умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку. Игра ?Кто подарил добрые слова?? Цель:?гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку. Возраст:?4–7 лет. Описание игры Дети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами: Здесь игра сейчас начнется,Дождь из добрых слов прольется.Отгадай, кто подходил,Добрые слова дарил. Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, ?Петя, ты заботливый, умный и добрый?. Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим. Игра ?Взрослые и дети? Цель:?развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом. Возраст:?5–7 лет. Описание игры Группа делится на две подгруппы: первая – ?дети?, вторая – ?взрослые?. ?Дети? садятся на стулья, поставленные по кругу. ?Взрослые? встают за спиной сидящих ?детей?. Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется ?волшебный? массаж рук, и сопроводить действия словами: Я поглажу свои руки,Будьте, рученьки, добрей,Чтоб ласкать и нежно гладитьМоих маленьких детей. После этого ?взрослые? начинают нежно поглаживать плечи, руки ?детей?. Через несколько секунд ?взрослые? меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные ?дети? определяют: а) какой ?взрослый? самый ласковый и нежный; б) с чьими руками можно сравнить руки ?взрослого?: мамы, папы, дедушки, бабушки. Затем ?дети? и ?взрослые? меняются ролями. Игра ?Школа дружбы? Цель:?осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми. Возраст:?5–7 лет. Описание игры Дети встают в круг. Все они – ученики в ?Школе дружбы?. Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог): Будь внимателен, смотри:На картинке – член семьи.Что ты можешь предпринять,Чтоб надежным другом стать? Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом. Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада. Отметим, что все описанные выше игры могут быть использованы в работе с детьми как психологами, так и воспитателями детских садов и родителями дошкольников. При проведении коррекционно-развивающих занятий особое внимание следует обратить на релаксационные упражнения, добиваться от детей правильного их исполнения. При этом самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию ?в мирных целях?. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы. В заключение следует подчеркнуть, что для устойчивого результата работы с агрессивным ребенком необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким. Заключение Изучив теоретический и методический материал по проблеме коррекции агрессивности детей дошкольного возраста средствами игры были сформулированы следующие выводы: Понятие агрессивность рассматривается как относительно устойчивая черта личности, связанная с враждебной установкой к другим людям. Агрессивное поведение – это действие, которое выражается внешне и направленное против другого человека. Среди признаков детской агрессивности можно выделить следующие: упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых, драчливость, постоянная или длительная подавленность, раздраженность, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, жестокое обращение с животными, стремление оскорбить, унизить и т.д. Причина возникновения агрессии полифакторна. Педагоги и психологи, проводя профилактику агрессивных проявлений в детской среде, должны учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации). Современная психолого-педагогическая помощь дошкольнику, проявляющему агрессивность, способствует благоприятному развитию его личности. Для коррекции агрессивности дошкольников можно использовать различные средства, при этом одним из наиболее эффективных средств развития и психологического воздействия в работе с детьми является игра. Так как она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение. Список литературы Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с. Беневольская Т. Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 1. – С. 49-60. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании. Монография. – М.: Перо, 2015. – 192 с. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2006. – 592 с. Захаров А. И.?Как предупредить отклонение в поведении ребенка. – М.: Педагогика, 1996. – 294 с. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 191 с. Карабанова О. А. Понятие ?социальная ситуация развития? в современной психологии // Методология и история психологии. – 2007. – № 4. – С. 10-15. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с. Коваленко И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 2. – С. 51-52. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 890 с. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. – М.: Академия, 2001. – 160 с. Маркова С. В. Агрессивно поведение подростков как актуально направление исследований специальной психологии // Психология XXI века: материалы V Межд. научно-практ. конф. молодых ученых. Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2009 г. – СПб., 2009. – С. 244-247. Нагимова С.Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С.10-12. От рождения до школы: основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 349 с. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. – М.: Ось-89, 2001. – 360 с. Попов Г. Н., Шевелёва Н. В. Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 1 (142). – С. 56-59. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – кн.1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с. Рудакова И. А. Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы агрессии и агрессивности детей старшего дошкольного возраста // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 1 (10). – С. 58-73. Смирнова Е. О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. – 2009. – № 2. Суббота И. Ю., Иванова В. А. Снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 8(86). – С. 158-161. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. – № 4. – С. 72-74. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Р-н/Д: Феникс, 2005. – 128 с. Эмоциональные?нарушения и их коррекция / под ред. В. В. Лебединского, О. В. Никольской – М.: Просвещение, 1988. – 156 с. 2
Игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка