Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
?Детский  сад № 109 ?Колокольчик? г. Волжский, Волгоградской области?







?Игра в шахматы – эффективное средство интеллектуального 
развития дошкольника?










Подготовила воспитатель: Гриненко И.В.






Волжский, 2024 г.
?Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер?. 
(В.В.Путин в послании участникам 
Чемпионата мира по шахматам)

Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
дифференцированное восприятие (способность в целостном предмете видеть детали или выделение фигуры из общего фона);
аналитическое мышление (способность увидеть связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; 
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Исследования, проведенные российскими психологами (Л.А. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др.), свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старшего возраста. 
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но  действенное и мощное?средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Неоценимая роль шахмат в формирование внутреннего плана действий – способность действовать в уме.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.  
Развитие интеллекта ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Обучение дошкольников игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка.
Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Совершенствованию в?шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Глубина и красота этой игры неисчерпаемы, и потому она может стать спутником ребёнка на всю жизнь. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать?шахматы среди?воспитанников старшего?дошкольного возраста.
Ведение занятий в?шахматном кружке в ДОУ позволяет?реализовать?многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.?
Содержание обучения включает? обучение принципам шахматной игры, освоение правил игры в?шахматы, а так же знакомство детей с?шахматной нотацией, творчеством выдающихся?шахматистов.
Основные задачи: 
Познавательные: 
знакомство с историей шахмат;
обучение правилам игры;
освоение теоретических знаний о шахматной игре.
Развивающие:
развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и других познавательных процессов;
умение сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
введение в мир логической красоты и образного мышления.
Воспитывающие:
бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
формирование навыков самодисциплины;
воспитание волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Отличительная особенность данной программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта. 
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом личностных способностей. 
Во-вторых, учитываются знания каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка, с включением сюда физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается, не только ребенок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребенка.
Начальный курс по обучению игре в?шахматы?максимально прост и доступен. Большое значение при изучении?шахматного?курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире?шахмат.?Дошкольники?знакомятся с историей возникновения?шахматной игры,?шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый?интерес у детей: загадки, стихи, сказки, дидактические игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на?шахматной доске.
Дети с удовольствием просматривают познавательные?шахматные мультфильмы, такие как ?Фиксики. Шахматы?, ?Мудрые сказки тетушки Совы?, ?Ежик шахматист? и т.д, где?шахматные?фигуры и пешки оживают и с ними происходят приключения.
Играют в игры на?развитие?логического мышления??Шахматный мешочек?,??Что изменилось?,??Правильно, неправильно?,??Найди сходство и разницу?,??Узнай по описанию?, "Шахматная лесенка", ?Узнай фигуру", "Собери?шахматную доску"
Лепят шахматные фигуры из пластилина.
Решают шахматные задачи: ?Перехитри часовых?, ?Один в поле воин?, ?Кратчайший путь? и т.д.
Форма занятий определяется особенностями детей, а также содержанием разделов изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала показом позиций на доске;
- игра, дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры.
Режим и продолжительность занятий.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Занятия по дополнительной программе образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, по подгруппам, 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, длительность – 30 минут.
В конце проводятся шахматные турниры, к которому привлекаются родители.
Заранее дети знакомятся с правилами проведения турнира, чтобы все участники относились ответственно и осознанно к предъявляемым к ним требованиям;
Подготовить дипломы, бейджики, карточки с именами участников турнира;
Приглашается жюри?(родители), назначается ответственный за награждение участников;
готовится музыкальное сопровождение турнира, столы для проведения мероприятия.
Важным достижением?работы?можно считать возросший у детей и их родителей?интерес к шахматной?игре и желание научиться играть в эту?развивающую, дисциплинирующую игру. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более?развито логическое мышление, умение?работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.
Совершенствованию в?шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Научить играть в?шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать?интерес к мудрой игре.?Шахматы?– это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.