Известно давно, что игра занимает важное место в жизни ребенка, захватывая его маленький мир и влияя на все его мысли и чувства. Как учителя и родители знают, дети, увлеченные игрой, с трудом переключаются на другие виды деятельности. Однако значение игры не ограничивается лишь тем, что она является приоритетной занятием для ребенка; она также имеет важное значение для всестороннего развития растущей личности. Во время игры дети передают свои впечатления о мире вокруг, переживают жизненные ситуации и выражают свои чувства и эмоции, что способствует их более глубокому и точному пониманию самих себя.
Игровая деятельность имеет много общего с творческим процессом, и это позволяет установить связь между ними, что способствует более глубокому переживанию детьми различных ситуаций и обогащению их творческих способностей.
В обучении детей дошкольного возраста игровые методы и приемы занимают важное место, поскольку они не только привлекают интерес детей к содержанию обучения, но и обеспечивают связь между образовательными материалами и игровой деятельностью, которая характерна для малышей. Среди таких методов можно выделить дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры и эпизодические игровые приемы, такие как загадки и упражнения-имитации, которые можно использовать между выполнением различных заданий. Важно отметить, что именно в младших группах эти методы имеют особое значение.
Игры могут составлять значительную часть занятий в младшей группе. Они также могут быть использованы в образовательных целях и в повседневной жизни детей.
Существует множество различных подходов к использованию игры в дошкольном возрасте. Благодаря таким великим педагогам, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, ЕЛ. Водовозова, было доказано, что дети легко обучаются через игру. Также в разработке проблемы использования игры в дошкольном образовании большой вклад внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Е.И. Радина, З.М. Богуславская, Г.Г. Григорьева и другие исследователи.
Результаты исследования, проведенного З.М. Богуславской, посвященного анализу особенностей учебной деятельности детей дошкольного возраста, показывают, что у детей до пяти лет проявление интереса и активного отношения к учебному материалу происходит наиболее легко, если этот материал включен в игровую, практическую или творческую деятельность. В таких случаях возникают мотивы, связанные с "конкретными действиями". Особенно эффективными оказались игровые мотивы, превосходящие по действенности мотивы других практических творческих занятий.
Использование игровых приемов и упражнений вызывает яркий эмоциональный отклик у детей и позволяет привлечь их внимание, делая процесс запоминания и осмысления более интересным и интенсивным. Педагогические усилия при обучении детей становятся менее напряженными, благодаря большому эмоциональному подъему [4, с. 157]. Изучение игровой деятельности подчеркивает ее индивидуальный и личностный характер, отсутствие принуждения, что позволяет говорить о "учении с увлечением". В этом случае структура игры становится подобной структуре учебной деятельности, а процесс обучения превращается в целевую коммуникацию [2, с. 78].
В системе образования дошкольников большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, которое играет ключевую роль в формировании всесторонней личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности развиваются у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности и умение творчески выражать красоту через доступные средства.
Изучение процесса изображения показывает, что для создания рисунка, аппликации или поделки из пластилина необходимо наличие четких представлений о том, что именно должно быть изображено, а также умение передать эти представления в графической форме на поверхности листа или в созданной работе. Это требует развития двигательных навыков руки и технической ловкости.
Использование игровых методов обучения помогает развить мелкую моторику рук и технические навыки у детей [6, с. 200]. Большинство детей второй младшей группы имеют трудности с умением держать инструмент (карандаш, кисть) и выполнять рациональные движения рук при рисовании, что приводит к неуверенности, неточности и напряжению в работе руки, а также быстрому утомлению. Недостаточное владение инструментами и материалами, а также ограниченное знание различных способов рисования и их выразительных возможностей затрудняют детей в решении творческих задач и передаче своих идей на рисунке. Поэтому важным условием для развития творческого потенциала и решения изобразительных задач является овладение технической (графической) стороной рисования, как подчеркивают Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и Е. А. Флерина.
Особенности использования игровых методов в изобразительной деятельности детей зависят в большей степени от целей, которые ставит перед собой руководство этой деятельностью, а также от сочетания учебных и творческих задач. В методике обучения дошкольников условно выделяются три типа занятий в зависимости от ведущих задач: занятия, на которых детям сообщают новые знания и знакомят их с методами изображения; занятия, направленные на упражнение и закрепление полученных знаний и навыков; творческие занятия, где дети включаются в поисковую деятельность. Важное значение также имеет место игровых методов в структуре занятия, которое четко разделяется на три части:
- Первая часть - направлена на формирование замысла и создание эскизов рисунка.
- Вторая часть - посвящена процессу реализации замысла и созданию основного изображения.
- Третья часть - связана с анализом и оценкой детских работ.
Каждая из этих частей предполагает решение определенных задач, что влияет на выбор и применение игровых методов.
Во-первых, игровые методы используются для мотивации детей на занятии, постановки перед ними целей и задач, стимулирования их действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) и, наконец, анализа полученных результатов (графических, силуэтных или пластических образов).
Во-вторых, хотя подход к руководству деятельностью детей на занятии остается целостным, методика может варьироваться в зависимости от ряда факторов:
- Типа и вида занятия (например, изображение по памяти, по представлению или с натуры).
- Возрастной группы детей.
- Содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное).
- Вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
- Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Все эти факторы определяют специфику применения игровых методов и подходы к обучению детей в художественно-творческой деятельности.
Перед началом любого занятия с детьми важно предложить им интересные мотивы для изобразительной деятельности, прежде чем приступать к созданию рисунков или лепке. Такой подход активизирует детей и способствует более эффективному усвоению знаний и умений. Общественно-направленные мотивы, такие как рисование для родителей, бабушек и других близких, пользуются особой популярностью, но нужно учитывать, что дети имеют ограниченные художественные возможности, и их несовершенные творения интересны лишь небольшой группе людей. Поэтому предложение рисовать игрушки, сказочных персонажей и подобное более уместно. Важно использовать игровые мотивы так, чтобы дети их понимали и воспринимали, а не формально выполняли поставленные цели и задачи.
Для предложения игровых мотивов деятельности педагогу необходимо учитывать эмоционально-интеллектуальный опыт детей. Этот опыт должен быть сформирован заранее, и на занятии он может быть "оживлен" через игровые приемы. Младшие дети особенно нуждаются в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. Таким образом, требования к изображениям и деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся для них актуальными и важными, так как их выполнение помогает достичь желаемой игровой цели, заключенной в мотиве.
В первой части занятия игровые приемы могут использоваться для организации ориентировочно-исследовательских действий, таких как восприятие изображаемых предметов. Один из таких приемов - обыгрывание игрушек, которое помогает представить предметы в интересной форме. Во второй части занятия, когда дети приступают к созданию своих работ, педагог может руководить процессом и использовать обыгрывание рисунков для поддержания интереса детей и уточнения задания.
Важной задачей на занятии является обучение детей приемам анализа. При этом обыгрывание готовых изображений играет важную роль, так как позволяет выявить достоинства и недостатки работы детей, а также причины возникновения ошибок. Этот игровой прием заставляет детей активно участвовать в процессе и создает ощущение участия в событиях. Анализ возникает по инициативе самих детей еще до организованного педагогом общего просмотра.
С помощью игровых приемов дети быстрее осваивают технические навыки рисования и регуляции движений. Они делают процесс обучения более интересным и увлекательным, чем простые занятия, где дети чувствуют, что должны напрягаться и сосредотачиваться, несмотря на желание просто играть. Ведущую роль в развитии изобразительной деятельности у младших дошкольников играют именно игровые приемы, которые позволяют сделать процесс обучения более успешным и продуктивным.
Использование игровых приемов и упражнений является важным элементом руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Современное обучение предполагает единую методику, которая включает в себя этапы от представления новых знаний и знакомства с различными методами изображения до практической работы над их применением и развитием обобщенных навыков и умений. Эти обобщенные умения и навыки позволяют детям самостоятельно изображать различные предметы и явления, умея выбирать наиболее подходящие способы.
Игра, как важнейший вид деятельности для детей дошкольного возраста, играет существенную роль в их всестороннем развитии. Через игру ребенок переживает и переосмысливает впечатления от окружающей жизни, а также свои эмоции и отношения к происходящему. В процессе игры впечатления становятся более глубокими и точными, что схоже с изобразительной деятельностью. Используя игру для отображения впечатлений и создания образов, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Это позволяет педагогу соединить игру с изобразительной деятельностью, обогатив тем самым детское творчество и расширив их представления о мире.
Таким образом, важно учитывать взаимосвязь игры и изобразительной деятельности для эффективного развития детей. Это помогает углубить и обогатить их переживания, расширить представления о мире и способствует развитию творческих способностей.