ИМЕННЫЕ КАРТОЧКИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

Формирование сознательного и положительного отношения к родительству является одним из ключевых направлений социальной политики России. Необходимость тесного взаимодействия с семьей подчеркивается и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, где оно выступает одним из первостепенных условий качественного дошкольного образования.

Родители признаются полноправными участникам образовательного процесса, а это значит, что вопрос преемственности в вопросах обучения и воспитания детей становится все более актуальным.

Настоящей находкой для нас в плане развития и упрочнения взаимоотношений с родителями стало использование именных карточек. Идея их создания принадлежит Юлии Илюхиной. Изначально суть методики состояла в обучении детей подписывать свои работы самостоятельно. Для этого мы создали для каждого воспитанника его именную карточку – на которой указано его имя и фотография. Стоит отметить, что на этапе подготовки карточек мы уже активно взаимодействовали с семьей: касательно подбора фотографий, выбора имени (многие ребята пожелали написать имя ласково, в этом и помогли родители, с их помощью мы узнали, как ласково называют детей в семьях, внедрили это в группе). Являясь частью среды, они непременно привлекали внимание детей. Так, благодаря карточкам дети быстро научились писать свои имена. И уже очень скоро мы расширили сферу применения технологии – теперь в нашем арсенале есть карточки с изображением предметов. Конечно, в их создании принимали участие и родители.

Как мы используем карточки? Все просто: они заламинированы, и прямо на них очень легко писать. Фломастер легко смывается влажной салфеткой. Конечно, это один множества возможных способов применения методики. К примеру, можно выкладывать буквы и слова, рисовать их на песке или манке, повторять написание при помощи тонких жгутиков пластилина. Да много еще как! Лишь бы было желание. Многие идеи исходят от самих детей.

Конечно, говоря о преемственности в работе семьи и ДОО, не лишним будет упомянуть о том, что мы активно рекомендуем карточки к применению в домашних условиях. В некоторых семьях уже сложилась собственная коллекция карточек на разные темы. Родители отмечают высокий интерес детей к их применению, а мы, в свою очередь, замечаем результат от проделанной работы. У детей наблюдается живой интерес к написанию слов, что позволяет убедительно говорить о том, что обучаться грамоте можно (и нужно!) с увлечением.

На сегодняшний день в нашем арсенале имеются карточки на следующие темы: имена, семья, посуда, времена года. А в планах – создание карточек по всем пройденным в течение года темам. Карточки мы сложили в отдельный контейнер и поставили рядом магнитной доской и азбукой на магнитах. Такой прием не остался незамеченным, и наши ребята начали активно составлять слова. В семьях воспитанников он тоже прижился, родители крайне рады, что дети проявляют интерес к самостоятельным играм с буквами, а обучение грамоте не становится для них тяжелым и обременительным действом.

Подводя итоги, хочется отметить, что использование словесных карточек стало способом достижения истинного взаимопонимания между всеми участниками воспитательно – образовательного процесса, а это значит – полностью отвечает требования ФОП. Став частью «говорящей среды» нашей группы, они помогают детям проявлять и самостоятельность, и инициативу, и побуждают к взаимодействию, а родителям, помочь узнать секреты непринужденного обучения.

К слову, сами родители нам подали множество идей, которые мы старательно воплощаем в жизнь. Отсюда и вывод: вместе мы – сила, а единство требования к детям – залог их гармоничного развития и успешного обучения в школе.