Индивидуальная образовательная траектория
Требования современного образования и требования самой жизни диктуют необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с учащимися, имеющими различные образовательные потребности.
Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
право на составление индивидуальных образовательных программ;
право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образов
а
тельных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов;
индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом личного опыта учащегося, его предпочтений и ценностей, актуализацию его личностных функций в процессе обучения.
Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.
Основания дифференциации:
по способностям
по неспособностям
по интересам
по проектируемой профессии
Следует выделить как внутреннюю, так и внешнюю дифференциацию. Внутренняя дифференциация — организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внешняя дифференциация — организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие. Слабоуспевающие ученики получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
Чаще всего учитель выбирает первый путь – его легко реализовать через индивидуализацию заданий. Выбирая второй путь, организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Индивидуальная образовательная траектория – инструмент, позволяющий развивать все способности каждого ребёнка.
Индивидуальную образовательную траекторию можно трактовать как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, которые соответствуют их способностям, возможностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координации, организации, консультировании педагога во взаимодействии с родителями. Индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим обучать и воспитывать учеников с разным опытом и уровнем знаний в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижение максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.
Условиями, необходимыми для реализации индивидуальной образовательной траектории являются:
мотивация
учащегося,
заинтересованность
родителей,
п
равильная
организаци
я
учебно-воспитательного процесса, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дистанционное обучение, самообразование, д
о
полнительное образование, профильное обучение.
При составлении индивидуальной образовательной траектории учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности. Для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.
На основе Базисного учебного плана составляется индивидуальный учебный план . Он учитывает пожелания обучающегося, родителей, психологов, педагогов. Он помогает родителям и детям организовывать обучение в форме самообразования. Индивидуальный учебный план очень важен при электронном обучении, потому что только его наличие позволяет учителю написать индивидуальную рабочую программу по предмету. При обучении в очно-заочной и заочной форме, возможно сочетание различных вариантов прохождения программы по предметам:
полностью с учителем;
самостоятельно + консультации учителя;
полностью самостоятельно.
Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:
оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуал
ь
ную программу;
желание ученика перейти на
обучение по
индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
согласие родителей.
Для практической реализации индивидуальной образовательной траектории необходимо:
выявить образовательные возможности
обучающихся
,
выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,
модернизировать
индивидуальную образо
вательную среду
школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,
сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию
индивидуальной образовательной траектории
на практике.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:
1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.
2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.
Чтобы организовать образовательную деятельность ученика, учитель должен пройти следующие этапы работы, позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.
1-й этап. Диагностика.
Необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;
экспертизы продуктов деятельности учени
ка, созданных им самостоятельно
;
опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;
анкетирования одноклассников;
интервьюирования родителей;
психологического тестирования ученика;
собеседования с ним самим.
2-й этап. Целеполагание.
Осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать.
3-й этап. Определение содержания образовательного.
Учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п. При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.
4-й этап. Формирование индивидуального плана обучения.
Учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Процесс их формирования состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.
5-й этап. Реализация индивидуального учебного плана.
Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей – неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.
Индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. В процессе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту ученик может изменять свой учебный план, например, переходить с базового уровня на углублённый или наоборот; добавлять в индивидуальный план какие-либо учебные дисциплины из вариативной части или отказываться от изучения некоторых из них. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа тьютора по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи.
6-й этап. Предъявление, анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.
Организуется выход учеников в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности.
7-й этап. Рефлексивно-оценочный.
Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.
Для реализации индивидуального образовательного плана разрабатывается план индивидуального сопровождения. Он обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями, позволяют максимально эффективно реализовать процесс обучения и воспитания учащихся и формировать участникам образовательного пространства комплекс оптимальных решений, в соответствии с возникающими ситуациями.
План состоит из четырёх направлений:
1) Медицинское. Учитывается состояние здоровья ребёнка, особенности его физического развития, имеющиеся хронические заболевания. Заполняется медицинским работником.
2) Психологическое. Заполняется психологом, который задает вектор психолого- педагогической работы учащегося, регулирует особенности организации деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, при индивидуальном дифференцированном подходе.
3) Логопедическое (при необходимости). Заполняется логопедом.
4) Педагогическое. Заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.
План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий, особенно если речь идет об учащихся с ОВЗ. С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых образовательных ресурсов.
Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с графиком назначается:
время учебных занятий,
объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),
формы и состав внеурочной деятельности,
объем дистанционных занятий,
время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.
График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.
Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования индивидуальной образовательной траектории.
Предварительный этап: родители участвуют в анкетировании, учащемуся назначается куратор; куратор анализирует анкеты и индивидуальные программы реабилитации.
Диагностический этап: педагоги проводят мониторинг УУД, психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога), психолог и логопед заполняют план индивидуального сопровождения, медик делает отметку о состоянии здоровья ребёнка, даёт необходимые рекомендации.
Аналитический этап: куратор заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.
Рефлексивный: педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.
Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:
индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными во
з
можностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.
автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики о
б
разовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организац
и
онно-педагогических условий.
отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория является идеальной системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, ученика и его родителей, а для детей с ОВЗ и междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения.