Индивидуальная траектория образования студентов
«Одно из самых захватывающих
зрелищ на свете — смотреть, как работает Мастер,
и не суть важно, чем именно он занимается.
Пишет картину, рубит мясо,
чистит ботинки — не имеет значения.
Когда человек выполняет дело,
ради которого родился на свет,
он великолепен». (Б. Акунин )
Но путь к мастерству у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». Но с этого момента начинаются трудности. В образовании индивидуализация провозглашена в связи с введением новых ФГОС и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности. Но, к сожалению, на деле мы сталкиваемся с тем, что хотя долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. Нужно четкое понимание того, что такое «индивидуальная траектория обучения студентов».
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Очень важно, что на пути к индивидуальному подходу в образовании, нужно задействовать большое количество специалистов в абсолютно разных областях, а также необходимо выявить готовность самого студента к осознанию себя личности, субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано, а иногда неопределенно затягивается. Годы обучения в техникуме, по периодизации, предложенной в психолого-педагогических исследованиях (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцева, А. К. Маркова, Н. С. Пряников и др.) совпадают с периодом профессионального становления человека. Если в целом этот процесс занимает 15–20 лет — от зарождения профессионально-ориентированных интересов до профессионального мастерства, то на этапе профессиональной подготовки главной задачей становится обретение новой социальной роли и овладение основами профессии. Однако, при выходе в профессиональный мир выпускник СПО сталкивается с рядом системных трудностей.
Во-первых, у молодых людей нет опыта трудовой деятельности, трудовой репутации, и работодатель не имеет представления о качестве рабочей силы.
Во-вторых, существует проблема явно недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными со старшим поколением: время, когда у нас образование будет заменять опыт еще не пришло.
В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в колледжах и училищах.
В-четвертых, молодые люди в большинстве своем не включаются в профессиональные социальные сети, что блокирует их возможность получить доступ к рабочим местам.
В обществе давно бытует мнение о том, что специалист со средним профессиональным образованием - это рабочий или прораб. Сегодняшние реалии таковы, что многие обладатели дипломов учреждений СПО напрямую соприкасаются с решением сложных технических задач, обеспечивают функционирование систем различной сложности, а также являются руководителями трудовых коллективов.
Для того, чтобы стать профессионалом своего дела необходимо постоянное движение и стремление к мастерству.
Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
На формирование профессиональных и личностных качеств молодежи должен быть направлен специально организованный образовательный процесс, где на первый план выдвигается ориентация на индивидуализацию процесса обучения.
Вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индивидуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов системы СПО.
Первые шаги к индивидуализации образования уже сделаны, что особенно заметно в связи с введением новых ФГОС и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.
Общество нуждается в одарённых людях, и задача образовательного учреждения (как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Поэтому основная цель индивидуализации в системе СПО направлена на подготовку студентов в соответствии с природными задатками и склонностями к самостоятельной профессиональной деятельности.
Данную цель возможно осуществить за счет применения индивидуальных образовательных маршрутов для каждого студента.
Что же такое «индивидуальная образовательная траектория» или «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальная образовательная траектория — это:
1. Сумма всех видов и форм образования и обучения, которую накапливает человек для получения определённых умений, знаний или компетенции, необходимых в течение жизни.
2. Набор образовательных программ, программ обучения, предоставляемых различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Он способствует профессионально-личностному развитию человека в рамках определённого сектора (отрасли) или в межотраслевой сфере.
Основные инструменты построения индивидуальной траектории обучения по программам СПО:
• формирование индивидуального учебного плана обучающегося;
• предоставление выбора элективных и (или) факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
• организация освоения двух ОПОП СПО в разных формах обучения;
• организация освоения параллельно с ОПОП СПО программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования;
• зачёт части ОПОП СПО (ускоренное обучение).
Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.
ИОП должна отвечать следующим требованиям:
– должна быть адресной и гибкой;
– соответствовать ФГОС;
– обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;
– способствовать интеграции учебной и вне учебной деятельности;
– способствовать интеграции содержания профессионального образования;
– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям учреждений СПО и санитарно-гигиеническим требованиям.
Анализ научных исследований показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в СПО должны стать:
– обеспечение преемственности содержания среднего и высшего профессионального образования;
– разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе образовательных программ разного уровня и направленности;
– развитие механизмов взаимодействия с другими учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;
– реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;
– развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.
Для молодых людей, получающих образование в организациях СПО, трудовая деятельность начинается еще в процессе обучения, так как знания, умения и навыки формируются на теоретических и практических занятиях, во время прохождения производственной практики.
Главная задача социального партнерства состоит в эффективном взаимодействии техникума и социальных партнеров.
Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса;
- разработка совместных учебно-методических материалов;
- организация практического обучения студентов с привлечением специалистов-практиков;
- учебно-методическое и организационное обеспечение баз профессиональной практики;
- привлечение ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров системы СПО, к участию в работе государственных аттестационных комиссий при проведении ГИА выпускников.