НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В эпоху новых подходов и современных технологий образовательные учреждения перестали быть хранителями информации, а педагог - единственным источником знаний. Информационные сервисы Интернет доступны всем желающим. Каждый педагог хотя бы раз задумывался о выборе технологий и методов для интерактивного развития обучающихся. В данной статье пойдет речь о технологии «Перевернутого обучения», реализация которой возможна при подборе качественного электронного образовательного контента.

Ключевые слова: перевернутое обучение, технологический подход, интерактивный метод, компетентностный подход, обыгрывание ситуационных заданий.

В условиях виртуализации жизнедеятельности и общественных коммуникаций очевидна необходимость внедрения новых подходов к формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся средствами информационно – коммуникационных технологий.

Задача педагога организовать целенаправленный педагогический процесс развития профессионального интереса студентов к получаемой профессии, сформировать личность студента-профессионала в своей области, повысить уровень профессиональных компетенций студентов. При этом студент выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных и профессиональных ценностей, обеспечивая конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Инструментом достижения цели является необходимость использования компетентностного подхода обучения с применением активных и интерактивных методов обучения с целью акцентирования внимания на результате образования.

Подготовка к инновационной профессиональной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий это перевод учебной деятельности обучающихся из режима получения информации в режим активного решения проблем, совместного поиска ориентиров практической деятельности. При этом роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Одним из ярких примеров применяемым на практике является технология «перевернутого обучения» - это инновационная модель, концепция которой заключается в освоении теоретического материала самостоятельно и отработке его на практике совместно с педагогом. Подача информации в таком формате открывает студентам огромные перспективы.

Успех использования данной технологии заключается в качественном отборе электронной образовательной среды.

На подготовительном этапе преподаватель осуществляет подбор источников и формирование основного содержания; структурирует и формирует материал, создает и обрабатывает материал для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения), затем производит компоновку (сбор в единое целое) всего отобранного материала.

При подачи информации преподаватель может использовать:

- Подкаст (Podcast) — это короткая аудиолекция, которую студент может прослушать в режиме “онлайн” на мобильном устройстве или на компьютере;

- Водкаст (Vodcast) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами;

- Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это водкаст с полноценной лекцией, который позволяет получить представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет прорабатываться.

Теоретический материал с элементами интерактивности предоставляется до занятия, и студент может изучать его в индивидуальном темпе, потратить столько времени, сколько потребуется — хоть пять раз пересмотреть лекцию и сделать несколько конспектов. При этом происходит развитие самостоятельности, ответственности, умение докапываться до сути, развитие ИКТ-компетентности.

Однако, не стоит забывать о том, что студенты должны сами учиться работать с нормативной и технической литературой, искать информацию и обрабатывать её, поэтому целесообразно чередовать задачи поставленные перед студентом. В этом случае преподаватель не дает конкретных материалов для изучения, а предлагает студенту самостоятельно найти материал по заданной теме по предложенным информационным источникам.

Аудиторное время отводится на проведение практических групповых занятий в формате викторин, деловых игр, мастер-классов, создание исследовательских мини - проектов, дискуссий, симуляций, разбора задач и кейсов, опытов и экспериментов. Студенты могут задавать вопросы по содержанию материала, проверять свои знания, умения, а также взаимодействовать со сверстниками в практической деятельности.

Таким образом, высвобожденное за счет пре-водкастинга время педагог тратит на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно, развивает способность анализировать, оценивать, создавать. Преподаватель производит оценку текущих знаний и их коррекцию, ориентируясь на достижение запланированного результата.

Одним из примером использования технологии «перевернутое обучение» является применение ее при изучении МДК 02.01 Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоотведения по теме: «Диспетчерская служба». Студенты самостоятельно в домашних условиях прорабатывают подготовленный преподавателем лекционный материал, подкрепляя свои знания видеоматериалами, презентацией. Практическое занятие проходит одновременно в аудитории и в лаборатории в форме обыгрывания ситуационных заданий. В начале занятия отводится время для повторения изученного материала и распределение ролей по уровню подготовленности студентов. Ситуационные задания направлены на закрепление знаний и умений, получения практического опыта. Аудитория превращается в диспетчерский пункт и аварийно-восстановительный участок, лаборатория – место, ликвидации аварийной ситуации. Задача студентов: принять заявку об аварии (на водопроводном участке сети; на насосной станции), передать информацию выше стоящим органам, сформировать и отправить бригаду АВР на устранение аварии, провести инструктаж по технике безопасности, ликвидировать аварию.

В результате происходит замещение пассивной профессионально-личностной позиции студента на активную, перевод учебной деятельности из режима получения информации в режим активного решения проблем, совместного поиска ориентиров практической деятельности, а также совершенствование деятельности обучающихся через осмысление и формирование профессионально-личностного опыта на основе рефлексивной деятельности. А преподаватель выполняет все задачи профессионального воспитания и обучения специалиста:

— развитие личностного интереса к выбранной профессии;

— формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

— формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность.

Именно технология «перевернутого обучения» может адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить формирование и развитие навыков 21 века: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность.

Но необходимо помнить, что во избежание некоторых проблем, которые связаны с «переворотом», переход от традиционного обычного занятия к перевернутому необходимо осуществлять постепенно. Педагогу необходимо помнить, что его функциональная роль заключается не в том, чтобы «провести занятие», передать, а затем проверить знания и умения, а он должен способствовать созданию учебной ситуации для самостоятельной познавательно-практической деятельности обучающихся. Таким образом, изменяются технологии обучения, внедрение электронных ресурсов открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине в общеобразовательном учреждении. При использовании технологии "Перевёрнутое образование" студенты будут являться ответственными за свое обучение. Персонализация обучения предполагает постепенную передачу ответственности от педагога к студенту. Использование электронных ресурсов в учебном процессе помогают повысить качество образования - одной из насущных проблем для современного общества.

Список используемых источников

Габбасова

, Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст]/Л.З.

Габбасова

// Инновационные педагогические технологии: материалы V международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2016г.). – Казань: Бук, 2016. –С. 61-63. 2

Гуслова

, М. Н. Инновационные педагогические технологии[Текст]: учебное пособие для учреждений СПО / М. Н.

Гуслова

. – 4-е изд.,

испр

. – Москва: Академия, 2013. – 208с.

Арешидзе

Л. Н. Организация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий /

общ.ред

. Л.Н.

Арешидзе

. – Донецк: ГО ДПО ИРПО, 2020, – 29 с.

Бутакова Г. А. Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации [Текст]: методические рекомендации / Г. А. Бутакова и др. – Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; Центр ДОТ. – Екатеринбург: ГОАУ ДПО СО «Институт развития образования», исправленное и дополненное, 2020. – 41 с.