Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это основа основ и та платформа, на которой располагается вся структура по реализации инклюзивного образования.
Когда приходит время определиться с учебным заведением для ребенка, семья оказывается один на один со своими проблемами и нуждается в помощи в разрешении тех или иных ситуаций.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
Инклюзивное образование
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Каким бывает инклюзивное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ОУ могут быть организованы специальные группы для детей с особыми потребностями.
Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т. д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей – инвалидов.
Как влияет инклюзивное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей.
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям – инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предупреждений насчёт сверстников, которые волей судьбы являются не такими, как все.
Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеется ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.
Имеет ли инклюзивное школьное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из – за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2 – 3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях – инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали
педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавится от многих трудностей социально – психического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей – инвалидов.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, доступная среда в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Следует понимать, что для каждой категории детей с физическими проблемами имеются свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.
В соответствии с требованием государственной программы «Доступная среда» в каждом учебном заведении, вовлекаемом в систему инклюзивного образования, должны быть созданы условия полной доступности территории, здания и помещений учебного заведения для учащихся и посетителей всех категорий инвалидности.
К специальным условиям обучения относятся: Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Использование специальных методов обучения и воспитания.
Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Что должно быть в школе для инвалидов:
Мнемосхемы, тактильные пиктограммы
Тактильные напольные указатели
Информационные табло для инвалидов
Специальная мебель и сантехника для инвалидов
Поручни и перила
Пандусы
Кнопки вызова персонала для инвалидов
Автоматические системы открывания дверей
Практика работы сенсорных комнат в школе показывает, что они полезны не только детям с особым статусом, но и обычным школьникам, потому что современная жизнь подростка – это огромный поток информации, эмоциональные перегрузки, зачастую негативная референтная среда, высокий темп жизни.
Для обеспечения эффективного инклюзивного образовательного процесса необходимы специалисты, изначально принимающие новую систему ценностей; владеющие современными методиками инклюзивного обучения, воспитания и социализации обучающихся с различными образовательными потребностями. В данной статье представлены основные факторы обеспечения эффективного инклюзивного образования: выявление образовательных потребностей учащихся, обеспечение качественного обучения с учетом образовательных потребностей посредством применения различных стратегий и
подходов; осуществление эффективного руководства образовательной организацией с учетом понимания и принятия педагогическим коллективом концептуальных основ инклюзии. В статье делается вывод о том, что для предоставления качественного образования учащимся преподавателям необходимо
выявлять образовательные потребности всех обучающихся, моделировать компоненты и организационно-содержательное обеспечение инклюзивной образовательной среды, разрабатывать и внедрять практико-ориентированные инклюзивные технологии.