Доклад ?Инклюзивное профессиональное образование? Содержание Общая характеристика инклюзивной образовательной практики …3-4 Особенности инклюзивной образовательной практики…………….5-9 Заключение……………………………………………….…………....9-10 Раздел 1. Общая характеристика инклюзивной образовательной практики Тема инклюзивного образования не может оставить равнодушными педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Появление инклюзии в образовательной сфере предполагает инновационные свершения, которые влекут за собой реорганизационные мероприятия, касающиеся всех структур образовательной среды, а именно: ?пространственно-предметного компонента (архитектурно - пространственная организация жизнедеятельности субъектов,?обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям обучающихся); содержательно-методического компонента (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания,?адаптированный индивидуальный маршрут развития обучающегося, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств); коммуникативно-организационного компонента (особенности субъектов образовательной среды,?личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов). На первый план выходит вопрос о создании организационно-педагогических условий, то есть ресурсов, позволяющих внедрить в образовательную организацию инклюзивное образование. Коррекционные образовательные учреждения – один из внешних ресурсов, который позволяет с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Если образовательная организация, вставшая на путь инклюзивной практики, подписывает договор о взаимном сотрудничестве, в котором прописаны все мероприятия и ответственность сторон, то учреждение коррекционного развития становиться важнейшим внешним ресурсом образовательной организации. Совместная деятельность педагогов, специалистов общей и коррекционной практики обеспечивает взаимное обогащение формами работы, методами воздействия и гарантирует личностный рост субъектов педагогической деятельности. Основными задачами взаимодействия учреждений коррекционного образования стали: создание системы консультационных центров; подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка; повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в учреждениях СПО. Что же касается ресурсов обучения в инклюзивной группе, то без их разнообразия не добиться эффективности уроков. Это не только учебники, рабочие тетради, тесты, обучающие игры, обучающие программы, тренажёры и т.д., но и умения преподавателя, и мастера производственного обучения – умение ?понять? и ?увидеть? обучающегося с ОВЗ в группе, его возможности и особенности, научиться управлять образовательной средой группы, в которой важен успех каждого. Раздел 2. Особенности инклюзивной образовательной практики . Ребёнок с ОВЗ должен включиться в образовательный процесс: I этап. Включение обучающегося в деятельностную среду - общее дело. Это может быть организовано в процессе урока, при проведении учебно – производственной практики, во внеурочной деятельности, в творческих объединениях дополнительного образования. На этом этапе формируется мотивация – предпосылка к успешному обучению. II этап. Организация учебных теоретических занятий и практических занятий, проведение уроков с включением обучающегося с ОВЗ. Этот этап является глубоко личностным и у каждого обучающегося осуществляется по-разному. Это зависит от компетенции и профессионализма педагога, от взаимодействия педагога со специалистами сопровождения, от состояния здоровья, от помощи семьи и проведения лечебных и профилактических поддерживающих процедур. III этап. Получение продукта образования и оценка учебной деятельности. Подросток на этом этапе приобретает способности ответить на вопросы: ?Что я узнал??, ?Где я могу это применить?? Задача организации учебной деятельности обучающегося с ОВЗ в обычной группе заключается в проектировании преподавателем и мастером производственного обучения такой образовательной среды на уроке, где общие учебные задачи стояли бы в зоне ближайшего развития обучающегося с ОВЗ. Для реализации данной задачи выделяются следующие пошаговые моменты: Прогнозирование проявлений возможностей подростка с ОВЗ при решении учебных задач; Разработка части образовательной траектории обучающегося с ОВЗ в решении общей учебной задачи, с применением исследовательских, поисковых и проблемных технологий; Проектирование ситуаций успеха для ребёнка с ОВЗ и включение его в групповую и командную деятельность. Непосредственную помощь педагог коррекционной практики может оказать во время ведения бинарных уроков, которые ведут два или несколько педагогов. Бинарный урок, в котором участвует преподаватель - предметник коррекционной практики и преподаватель - предметник общеобразовательных дисциплин, имеет следующие модели: а) по составу участников: педагог-педагог; б) по интеграции образовательных программ: учебная программа – программа коррекционно-развивающей работы; в) по сочетанию форм работы: урок-открытие новых знаний. Основными особенностями бинарного урока являются: Психологическая и методическая совместимость педагогов, совместимость в подготовке и проведении бинарного урока; Чёткость, компактность, сжатость, логическая последовательность подачи материала; Педагоги должны не подавлять друг друга, а дополнять друг – друга. Проведения бинарного урока ?Материаловедение? в группе по профессии ?Мастер отделочных строительных и декоративных работ? показала положительные результаты в решении задач организации познавательной деятельности, в формировании универсальных учебных действий с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Такая форма проекта, краткосрочного или средней продолжительности, помогает сделать теоретический и практический урок объёмным, содержательным, открывает немало коммуникативных возможностей, увеличивает спектр метапредметных связей. Такой урок трудоёмок в подготовке, поэтому не часто применяется на практике. Преподаватель инклюзивной группы сотрудничает со специалистами: психологом, социальным педагогом, тьютором образовательного учреждения. Технологическая карта урока выстраивается по моделям: а) педагог - специалист; б) учебная программа – программа практического обучения; в) урок-проект. Имея опыт по обучению детей с интеллектуальными нарушениями, могу сказать об особенностях семей, в которых воспитываются такие подростки. Как правило, у таких подростков родители сами страдают интеллектуальной недостаточностью. Почему возникают проблемы учебно-воспитательного характера, трудоустройства, проблемы материального благополучия. Также большую часть семей, в которых воспитывается подросток с ОВЗ, представляют неблагополучные семьи: один из родителей, а порой и оба страдают алкоголизмом. В таких семьях родители зачастую забывают о своих родительских обязанностях, подростки предоставлены сами себе, склонны к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству. Встречаются в практике неполные семьи. Обычно в таких семьях многодетная мать, которая родила детей от разных мужчин, но в браке с ними не состоит. Содержать такую семью самостоятельно не представляется возможным. Коррекционная группа или инклюзия даёт возможность получению профессии для таких детей и трудоустроиться. Профессиональное обучение лиц с ОВЗ организовано в группах по разным специальностям. Проблема организации учебной деятельности связана с проблемой учебной мотивации. На каждом уроке подчёркивается связь теоретических знаний и практического обучения, приводятся примеры практического применения знаний. Например, при изучении темы ? Высококачественное оштукатуривание поверхностей? нужно выполнить; - подбор инструментов, подбор материалов; создание технологических последовательностей; - подсчёт площадей и объёмов работ; - определение расхода материалов. На уроках специальных дисциплин и на производственной практике создаются такие условия при которых обучающиеся проявляют самостоятельность, умеют организовать рабочее место. Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постоянным повышением уровня сложности заданий: При выполнении обойных работ готовим обои, затем выполняем подготовку стены, после этого наклеиваем обои. Обучение в колледже опирается на тот жизненный и практический опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которые есть у подростка. Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них самостоятельных мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Методы работы: практические действия с предметами - работа с инструментами, образцами материалов, с развертками помещений, с карандашами и красками, создание определенных ситуаций - определить способ отделки стены в жилом доме, выбрать обои для коридора квартиры, подобрать штукатурку для ремонта цоколя здания, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи – создать последовательность окраски потолка, работы по картинкам – фасадов зданий, интерьеров зданий, инструментов, материалов, по наглядному образцу - виды шёлковой штукатурки, краски, шпатлёвки, по учебнику – создать таблицу, классифицировать здания, материалы, по инструкции преподавателя – запись темы, повторение материала; при выполнении практических заданий работа по принципу ?делай как я?, мастер показывает приёмы работы и просит обучающихся повторить их. Каким из этих методов воспользоваться объясняется тем, насколько обучающиеся наблюдательны, внимательны и интересуются предметом, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Дополнительные упражнения на занятиях по проговариванию специальных терминов: пилоны, пилястры, карнизы, откосы, лузги, усёнки. Используются наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, презентации, помогающие сосредоточиться на основном материале урока; разными способами организуется внимание таких детей и привлечение их к работе. Социально-педагогическое сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья представляет собой поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Оно включает следующие этапы: I. Диагностико - прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, овладения профессией. Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. II. Выявление возможных проблем, сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией. III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем самим студентом с ограниченными возможностями здоровья. IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду. Студенты с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности самостоятельно получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков и умений сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем: страх, тревога, неуверенность в своих возможностях. Это становится серьёзным препятствием в развитии и дальнейшей социализации подростка. Для решения таких задач подростки не оставляются педагогом на занятиях без внимания. К ним применяется индивидуальный подход. Они чаще отвечают устно, проговаривают термины и предложения. Индивидуальные задания - это эффективная форма взаимодействия с подростком, способствующая формированию личности, у него развивается память и воображение. У него формируются практические навыки, побуждающие его к дальнейшему развитию. Занимаясь в группе совместно с ребятами, подросток начинает понимать, что он не одинок, он находится в среде единомышленников, которые преследуют ту же цель овладения профессией. Организация практической деятельности решает не только проблему обучения ребёнка, но и способствует его воспитанию и социализации. Это повышает уровень познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ, и позволяет достигнуть лучшей результативности в обучении. Педагог не может решить проблемы обучающихся со здоровьем, но может решить проблему расширения общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать подросткам широту внешнего мира. На каждом практическом и теоретическом занятии педагоги стараются увеличивать социальную активность обучающихся, развивать доверие к педагогу, создавать ситуацию и подбираются индивидуальные задания, решение которых требует от ребёнка самостоятельности. Через такое понимание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит получение ребёнком положительного опыта социализации. Для более эффективного развития познавательных способностей структура занятия может выглядеть следующим образом: Подготовительный этап. Цель этого этапа поддерживание и стимулирование ребёнка к работе. Задачи: - определение реального уровня знаний и умений подростка; - построение учебного занятия с учётом роста информационного пространства; - стимулирование познавательного интереса подростков с ОВЗ как условие дальнейшего развития его способностей; - ориентирование обучающихся на формирование собственного опыта. 2.. Основной этап Цель этого этапа: обеспечение личностного включения подростка в учебный процесс и организация проведения занятий. Задачи: - развитие способностей самостоятельно мыслить, принимать решения; - привлечение обучающихся к совместной работе, к сотрудничеству как в учебное, так и в дополнительное время. 3. Закрепление. Цель: подведение итогов занятия. Задачи: - осознать и проверить свои возможности. Этот этап является подведением итогов работы, включает в себя выполнение самостоятельно заданий практического и теоретического характера. Для реализации развития и обучения подростков с ОВЗ используются следующие формы и методы. Формы работы: Коллективная деятельность на групповых занятиях; Проведение тематических мероприятий; Участие в конкурсах. Методы развития познавательных способностей: Метод единства восприятия и созидания (личное переживание); Метод сравнений (для активизации мышления); Метод ?открытий? (практическая деятельность порождает новую идею); Метод привлечения жизненного опыта подростков; Метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности подростков (стимулирует активность, помогает найти верное решение) Словесный метод; Наглядный метод. Заключение Познавательная учебная деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет огромное значение в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения у подростков усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. При обучении подростков с ОВЗ одним из важных условий является понимание того, что эти люди не являются ущербными по сравнению с другими, но при этом они нуждаются в особых условиях для развития. Основным моментом в этой ситуации является то, что подростки с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения подростков с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появляется механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего появляется возможность его интеграции в современное общество. При работе с подростками с первого дня обучения мастером и преподавателем проводится глубокий анализ каждого обучающегося совместно с медицинским работником: выявляется группа инвалидности, изучается школьная характеристика, проводится индивидуальная беседа, затем организуется общее родительское собрание для работы с родителями обучающихся. Практические навыки нарабатываются в мастерских по принципу от простого к сложному. Разработаны адаптированные программы теоретического и производственного обучения, занятия выполняются строго по темам. Сначала обучающиеся знакомятся с рабочими инструментами и осваивают приёмы работы с ними. Затем даются практические задания каждому индивидуально. При этом вырабатывается усидчивость и терпение. После освоения учебных заданий и завершения учебной практики каждый обучающийся устраивается на производственную практику в различные организации. Это необходимо для адаптирования в коллективе. Для обучающихся с ОВЗ обязательно нужен наставник, который дополнительно занимается с ним. Это позволяет добиться того, чтобы обучающийся мог проявлять себя самостоятельно. Основная задача – дать профессию подросткам. Поэтому нарабатываются умения и навыки в учебно-производственных мастерских. Ребята получают посильные задания и выполняют их самостоятельно или с помощью мастера производственного обучения. Занятия проводятся по специальным адаптированным программам. HYPER13PAGE HYPER15 11
Инклюзивное образование