Доклад

?Инклюзивное профессиональное образование?





























Содержание

Общая характеристика инклюзивной образовательной практики …3-4
Особенности инклюзивной образовательной практики…………….5-9
Заключение……………………………………………….…………....9-10







































Раздел 1. Общая характеристика инклюзивной образовательной практики

Тема инклюзивного образования не может оставить равнодушными педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.
Появление инклюзии в образовательной сфере предполагает инновационные свершения, которые влекут за собой реорганизационные мероприятия, касающиеся всех структур образовательной среды, а именно:
?пространственно-предметного компонента (архитектурно - пространственная
организация жизнедеятельности субъектов,?обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям обучающихся);
содержательно-методического компонента (концепции обучения и воспитания,
образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания,?адаптированный индивидуальный маршрут развития обучающегося, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);
коммуникативно-организационного компонента (особенности субъектов
образовательной среды,?личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).
На первый план выходит вопрос о создании организационно-педагогических условий, то есть ресурсов, позволяющих внедрить в образовательную организацию инклюзивное образование.
Коррекционные образовательные учреждения – один из внешних ресурсов, который позволяет с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Если образовательная организация, вставшая на путь инклюзивной практики, подписывает договор о взаимном сотрудничестве, в котором прописаны все мероприятия и ответственность сторон, то учреждение коррекционного развития становиться важнейшим внешним ресурсом образовательной организации.
Совместная деятельность педагогов, специалистов общей и коррекционной практики обеспечивает взаимное обогащение формами работы, методами воздействия и гарантирует личностный рост субъектов педагогической деятельности.
Основными задачами взаимодействия учреждений коррекционного образования стали:
создание системы консультационных центров;
подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка;
повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в учреждениях СПО.
Что же касается ресурсов обучения в инклюзивной группе, то без их разнообразия не добиться эффективности уроков. Это не только учебники, рабочие тетради, тесты, обучающие игры, обучающие программы, тренажёры и т.д., но и умения преподавателя, и мастера производственного обучения – умение ?понять? и ?увидеть? обучающегося с ОВЗ в группе, его возможности и особенности, научиться управлять образовательной средой группы, в которой важен успех каждого.































Раздел 2. Особенности инклюзивной образовательной практики
.
Ребёнок с ОВЗ должен включиться в образовательный процесс:
I этап. Включение обучающегося в деятельностную среду - общее дело. Это может быть организовано в процессе урока, при проведении учебно – производственной практики, во внеурочной деятельности, в творческих объединениях дополнительного образования.
На этом этапе формируется мотивация – предпосылка к успешному обучению.
II этап. Организация учебных теоретических занятий и практических занятий, проведение уроков с включением обучающегося с ОВЗ.
Этот этап является глубоко личностным и у каждого обучающегося осуществляется по-разному. Это зависит от компетенции и профессионализма педагога, от взаимодействия педагога со специалистами сопровождения, от состояния здоровья, от помощи семьи и проведения лечебных и профилактических поддерживающих процедур.
III этап. Получение продукта образования и оценка учебной деятельности. Подросток на этом этапе приобретает способности ответить на вопросы: ?Что я узнал??, ?Где я могу это применить??
Задача организации учебной деятельности обучающегося с ОВЗ в обычной группе заключается в проектировании преподавателем и мастером производственного обучения такой образовательной среды на уроке, где общие учебные задачи стояли бы в зоне ближайшего развития обучающегося с ОВЗ.
Для реализации данной задачи выделяются следующие пошаговые моменты:
Прогнозирование проявлений возможностей подростка с ОВЗ при решении учебных задач;
Разработка части образовательной траектории обучающегося с ОВЗ в решении общей учебной задачи, с применением исследовательских, поисковых и проблемных технологий;
Проектирование ситуаций успеха для ребёнка с ОВЗ и включение его в групповую и командную деятельность.
Непосредственную помощь педагог коррекционной практики может оказать во время ведения бинарных уроков, которые ведут два или несколько педагогов.
Бинарный урок, в котором участвует преподаватель - предметник коррекционной практики и преподаватель - предметник общеобразовательных дисциплин, имеет следующие модели:
а) по составу участников: педагог-педагог;
б) по интеграции образовательных программ: учебная программа – программа коррекционно-развивающей работы;
в) по сочетанию форм работы: урок-открытие новых знаний.
Основными особенностями бинарного урока являются:
Психологическая и методическая совместимость педагогов, совместимость в подготовке и проведении бинарного урока;
Чёткость, компактность, сжатость, логическая последовательность подачи материала;
Педагоги должны не подавлять друг друга, а дополнять друг – друга.
Проведения бинарного урока ?Материаловедение? в группе по профессии ?Мастер отделочных строительных и декоративных работ? показала положительные результаты в решении задач организации познавательной деятельности, в формировании универсальных учебных действий с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Такая форма проекта, краткосрочного или средней продолжительности, помогает сделать теоретический и практический урок объёмным, содержательным, открывает немало коммуникативных возможностей, увеличивает спектр метапредметных связей. Такой урок трудоёмок в подготовке, поэтому не часто применяется на практике.
Преподаватель инклюзивной группы сотрудничает со специалистами: психологом, социальным педагогом, тьютором образовательного учреждения. Технологическая карта урока выстраивается по моделям: а) педагог - специалист; б) учебная программа – программа практического обучения; в) урок-проект.
Имея опыт по обучению детей с интеллектуальными нарушениями, могу сказать об особенностях семей, в которых воспитываются такие подростки. Как правило, у таких подростков родители сами страдают интеллектуальной недостаточностью. Почему возникают проблемы учебно-воспитательного характера, трудоустройства, проблемы материального благополучия. Также большую часть семей, в которых воспитывается подросток с ОВЗ, представляют неблагополучные семьи: один из родителей, а порой и оба страдают алкоголизмом. В таких семьях родители зачастую забывают о своих родительских обязанностях, подростки предоставлены сами себе, склонны к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству. Встречаются в практике неполные семьи. Обычно в таких семьях многодетная мать, которая родила детей от разных мужчин, но в браке с ними не состоит. Содержать такую семью самостоятельно не представляется возможным. Коррекционная группа или инклюзия даёт возможность получению профессии для таких детей и трудоустроиться.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ организовано в группах по разным специальностям.
Проблема организации учебной деятельности связана с проблемой учебной мотивации.
На каждом уроке подчёркивается связь теоретических знаний и практического обучения, приводятся примеры практического применения знаний.
Например, при изучении темы ? Высококачественное оштукатуривание поверхностей? нужно выполнить;
- подбор инструментов, подбор материалов;
создание технологических последовательностей;
- подсчёт площадей и объёмов работ;
- определение расхода материалов.
На уроках специальных дисциплин и на производственной практике создаются такие условия при которых обучающиеся проявляют самостоятельность, умеют организовать рабочее место.
Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постоянным повышением уровня сложности заданий:
При выполнении обойных работ готовим обои, затем выполняем подготовку стены, после этого наклеиваем обои.
Обучение в колледже опирается на тот жизненный и практический опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которые есть у подростка.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них самостоятельных мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Методы работы:
практические действия с предметами - работа с инструментами, образцами материалов, с развертками помещений, с карандашами и красками,
создание определенных ситуаций - определить способ отделки стены в жилом доме, выбрать обои для коридора квартиры, подобрать штукатурку для ремонта цоколя здания,
использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи – создать последовательность окраски потолка,
работы по картинкам – фасадов зданий, интерьеров зданий, инструментов, материалов,
по наглядному образцу - виды шёлковой штукатурки, краски, шпатлёвки, по учебнику – создать таблицу, классифицировать здания, материалы,
по инструкции преподавателя – запись темы, повторение материала;
при выполнении практических заданий работа по принципу ?делай как я?, мастер показывает приёмы работы и просит обучающихся повторить их.
Каким из этих методов воспользоваться объясняется тем, насколько обучающиеся наблюдательны, внимательны и интересуются предметом, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения.
Дополнительные упражнения на занятиях по проговариванию специальных терминов: пилоны, пилястры, карнизы, откосы, лузги, усёнки.
Используются наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, презентации, помогающие сосредоточиться на основном материале урока; разными способами организуется внимание таких детей и привлечение их к работе.
Социально-педагогическое сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья представляет собой поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Оно включает следующие этапы:
I. Диагностико - прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, овладения профессией. Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже.
II. Выявление возможных проблем, сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.
III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.
Студенты с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности самостоятельно получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков и умений сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем: страх, тревога, неуверенность в своих возможностях. Это становится серьёзным препятствием в развитии и дальнейшей социализации подростка.
Для решения таких задач подростки не оставляются педагогом на занятиях без внимания. К ним применяется индивидуальный подход. Они чаще отвечают устно, проговаривают термины и предложения. Индивидуальные задания - это эффективная форма взаимодействия с подростком, способствующая формированию личности, у него развивается память и воображение. У него формируются практические навыки, побуждающие его к дальнейшему развитию.
Занимаясь в группе совместно с ребятами, подросток начинает понимать, что он не одинок, он находится в среде единомышленников, которые преследуют ту же цель овладения профессией.
Организация практической деятельности решает не только проблему обучения ребёнка, но и способствует его воспитанию и социализации. Это повышает уровень познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ, и позволяет достигнуть лучшей результативности в обучении.
Педагог не может решить проблемы обучающихся со здоровьем, но может решить проблему расширения общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать подросткам широту внешнего мира. На каждом практическом и теоретическом занятии педагоги стараются увеличивать социальную активность обучающихся, развивать доверие к педагогу, создавать ситуацию и подбираются индивидуальные задания, решение которых требует от ребёнка самостоятельности. Через такое понимание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит получение ребёнком положительного опыта социализации. Для более эффективного развития познавательных способностей структура занятия может выглядеть следующим образом:
Подготовительный этап.
Цель этого этапа поддерживание и стимулирование ребёнка к работе.
Задачи: - определение реального уровня знаний и умений подростка;
- построение учебного занятия с учётом роста информационного пространства;
- стимулирование познавательного интереса подростков с ОВЗ как условие дальнейшего развития его способностей;
- ориентирование обучающихся на формирование собственного опыта.
2.. Основной этап
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения подростка в учебный процесс и организация проведения занятий.
Задачи:
- развитие способностей самостоятельно мыслить, принимать решения;
- привлечение обучающихся к совместной работе, к сотрудничеству как в учебное, так и в дополнительное время.
3. Закрепление.
Цель: подведение итогов занятия.
Задачи:
- осознать и проверить свои возможности.
Этот этап является подведением итогов работы, включает в себя выполнение самостоятельно заданий практического и теоретического характера.
Для реализации развития и обучения подростков с ОВЗ используются следующие формы и методы.
Формы работы:
Коллективная деятельность на групповых занятиях;
Проведение тематических мероприятий;
Участие в конкурсах.
Методы развития познавательных способностей:
Метод единства восприятия и созидания (личное переживание);
Метод сравнений (для активизации мышления);
Метод ?открытий? (практическая деятельность порождает новую идею);
Метод привлечения жизненного опыта подростков;
Метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности подростков (стимулирует активность, помогает найти верное решение)
Словесный метод;
Наглядный метод.
Заключение
Познавательная учебная деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет огромное значение в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения у подростков усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
При обучении подростков с ОВЗ одним из важных условий является понимание того, что эти люди не являются ущербными по сравнению с другими, но при этом они нуждаются в особых условиях для развития. Основным моментом в этой ситуации является то, что подростки с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения подростков с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появляется механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего появляется возможность его интеграции в современное общество.
При работе с подростками с первого дня обучения мастером и преподавателем проводится глубокий анализ каждого обучающегося совместно с медицинским работником: выявляется группа инвалидности, изучается школьная характеристика, проводится индивидуальная беседа, затем организуется общее родительское собрание для работы с родителями обучающихся.
Практические навыки нарабатываются в мастерских по принципу от простого к сложному. Разработаны адаптированные программы теоретического и производственного обучения, занятия выполняются строго по темам. Сначала обучающиеся знакомятся с рабочими инструментами и осваивают приёмы работы с ними. Затем даются практические задания каждому индивидуально. При этом вырабатывается усидчивость и терпение. После освоения учебных заданий и завершения учебной практики каждый обучающийся устраивается на производственную практику в различные организации. Это необходимо для адаптирования в коллективе. Для обучающихся с ОВЗ обязательно нужен наставник, который дополнительно занимается с ним. Это позволяет добиться того, чтобы обучающийся мог проявлять себя самостоятельно.
Основная задача – дать профессию подросткам. Поэтому нарабатываются умения и навыки в учебно-производственных мастерских. Ребята получают посильные задания и выполняют их самостоятельно или с помощью мастера производственного обучения. Занятия проводятся по специальным адаптированным программам.






















HYPER13PAGE  HYPER15


11