Инклюзия и интеграция образовательного процесса. Проект «Со-Бытие» в творческой мастерской «Волшебное стекло»
В январе 2019 г в ГДДЮТ родился проект : «Творческая мастерская «Волшебное стекло». Проект объединил несколько разновозрастных групп учащихся, в одну из которых входили дети с ограниченными возможностями здоровья, что привело к необходимости инклюзии образовательного процесса. В России в настоящее время одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с синдромом Дауна, нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях. Интегрированное обучение детей в специальных группах в образовательных учреждениях. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группе вместе с обычными детьми.
В психолого-педагогической литературе наиболее часто используются два понятия, близкие по содержанию, но различающиеся по глубине интеграционных процессов, которые ими характеризуются:
Интеграция – выборочное помещение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычные образовательные организации или создание специальных групп, обучающиеся которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития.
Инклюзия – глубокое погружение обучающегося в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качество изменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке образовательного процесса, создании полномасштабной образовательной и социальной среды и высокой готовности всех членов микро- и макро социумов к личностным и
профессиональным изменениям в интересах детей.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого учащегося с овз, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учащихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого и максимального раскрытия его потенциала.
10 июня 1994 года в Испании была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призвал государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких образовательных учреждений действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных образовательных учреждениях, которые должны создать им условия на основе педагогических методов обучения. Образовательные учреждения с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями».
Остановимся подробнее на понятии «инклюзия».
В соответствии со ст. 2 п. 27 Закона об образовании в Российской Федерации (273-ФЗ), «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию обучающихся, но в то же время создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом признается, что все обучающиеся могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося. В мастерской «Волшебное стекло» это удалось реализовать. Повысились творческие способности всех без исключения учащихся, но особо хочется отметить успешность детей с овз.
Ключевым принципом инклюзивного образования является обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что созданы все необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.
На основе ключевого принципа инклюзивного образования выработано несколько базовых принципов инклюзивного образования:
Ценность ребёнка не зависит от его способностей и достижений.
Каждый способен чувствовать и думать.
Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Вследствие необходимости осуществления этих принципов возник проект внутри мастерской под названием «Со-Бытие». Он объединил учащихся разных возрастов и различных особенностей здоровья , родителей , педагогов и просто неравнодушных людей . Каждый учащийся (или небольшая группа 2-3 человека) проходит через презентацию своей творческой деятельности в рамках мастерской, учреждения дополнительного образования, города. Таким образом осуществились все принципы. Активно, с огромным интересом и большой ответственностью учащиеся совместно с педагогом и родителями готовятся к своим первым персональным выставкам. Каждый вернисаж торжественно открывается для приглашённых гостей и сопровождается небольшим мастер-классом главного героя события, а также чаепитием с поздравлениями. Событие становится необыкновенным и волнующим. Персональная выставка — это возможность показать свои работы, узнать их оценку со стороны, в чем-то переосмыслить их и спросить самого себя: в каком направлении двигаться дальше? Иногда ответить на этот вопрос возможно, только переработав и объединив материал в пространстве и пережив превращение ряда работ в полноценную выставку. Работа над выставкой включает в себя решение нескольких задач и требует раскрытия всех ресурсов учащегося: умственных, творческих, физических. Первая выставка — это первый осознанный шаг, делая который, учащийся выносит результаты своего творчества на суд широкой общественности и за который он несет определенную ответственность. Здесь забывается принцип «чем больше, тем лучше» и ребёнок, став критиком самому себе, делает правильный отбор. Каждый участник проекта проходит определённые испытания и трудности , которые естественным образом решаются в коллективе при педагогической поддержке преподавателя. Все без исключения обретают успех, пройдя весь процесс , начиная от мысли, идеи своей выставки, создания работ и заканчивая открытием и презентацией.
Это не только условия социальной поддержки, но и реализация их особых потребностей в образовании.
Благодаря внедрению инклюзивного образования и интегрирования, учащиеся с проблемами в развитии и здоровье, получают хорошую профессиональную подготовку и успешно социализируются.