Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ?Кропоткинский медицинский колледж? Министерства здравоохранения Краснодарского края (Выселковский филиал ГБПОУ ?Кропоткинский медицинский колледж?) Преподаватель иностранного языка: Тареева Инна Николаевна Выселки 2023 Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причём, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. ????????Формирование здоровья учащихся в значительной мере зависит от условий обучения и воспитания. Сегодня к основным болезням подрастающего поколения относятся заболевания глаз, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее - ?социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. ???????? ?Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны к каждому возрасту, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье обучаемых. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья молодого поколения. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье и развивать духовное начало, а так же сформировать установки на общечеловеческие ценности, т.е. здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу, а это предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику молодежи, которые формируются в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит их жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации студента на основе его внутренней мотивации, вводит его в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности. Цели и задачи, на решение которых направлена инновация. -Формировать положительную мотивацию у обучаемых и педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий в обучении. -Использовать простые и доступные здоровьесберегающие технологии. -Интегрировать здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. -Максимально охватить здоровьесберегающими технологиями всех учащихся. -Непрерывно проводить здоровьесберегающие технологии в течении года. -Комплексно использовать здоровьесберегающие технологии с учётом состояния здоровья студентов, структуры образовательного процесса, условий обучения и воспитания. Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в учебной среде и дома. Медицина не успевает заниматься здоровыми детьми, поэтому не выработала эффективных способов воздействия на них, т.е. профилактики. Поэтому решить проблему сохранения и укрепления здоровья нации - способны лишь медицина и педагогика совместно. ? ? Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков студенты учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового медицинского лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На лекциях учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, я стараюсь ?уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. ? ? Главной задачей, я считаю, должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у студентов положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм подрастающего поколения. Я стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию обучаемых. Важно, чтобы у них не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. Стараюсь учить их аутотренингу, внушать им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Среди студентов колледжа аутогенную тренировку можно проводить ?в начале или в середине урока, потому что многие из них еще не могут ?отойти? от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, и им необходима психологическая поддержка. Причем, аутогенная тренировка ?органично совмещается с речевой разминкой или динамической паузой и не отвлекает учащихся от урока. Позитивные эффекты аутогенной тренировки, выражаются в улучшении функции памяти, внимания и мышления. Попытки использования специфических особенностей фазовых состояний для восприятия и запоминания учебной информации известны с незапамятных времен. Еще Леонардо да Винчи, основываясь на опыте, рекомендовал своим ученикам лежа в постели повторять мысленно очертания предметов для лучшего закрепления их в памяти.?Аутогенная тренировка используется, как метод стимуляции способностей и творчества.?А стимуляция творчества является повышением самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка – это задача особой важности для преподавателей английского языка. Изучение английского языка по данным технологиям способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующем этапе образовательной ступени. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на лекции, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести: -игровые технологии; -технологию уровневой дифференциации; -коллективный способ обучения; -технологию проектного обучения. Из здоровьесберегающих технологий я применяю следующие: -технологию дифференцированного обучения; -игровые технологии (обыгрывание сцен и диалогов по теме); -проектные технологии; Технология дифференцированного обучения?- это форма организации учебного процесса, при которой я работаю с группой студентов, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов, дифференциации является индивидуальное обучение, Т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся. При повторении, обобщении и контроле ?я применяю работу по группам (рядам, командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными студентами (подготовка к зачетам,экзаменам, олимпиадам, конкурсам по языку). Игровые технологии. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. ?Это мощный стимул к овладению языком. Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Преподаватели на уроках иностранного языка часто применяют игровые технологии, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения Проектные технологии. Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности студентов. Проектная работа - это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность, направленная на реализацию собственных идей. Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Студенты высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Преимущества проектного метода неоспоримы: -проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением в учебную деятельность; -использование метода проекта позволяет создать условия для развития личности учащихся, так как он развивает речемыслительную деятельность студентов; учит применять полученные знания на практике; -позволяет интегрировать знания из разных областей при решении одной проблемы; -учит работать в команде; Есть у проектной методики и недостатки: -недостаточная подготовленность учителя к проектным формам работы; -сложность планирования серии уроков на выполнение проекта; большие затраты времени; -невысокая мотивация к данному виду деятельности, если неправильно и неэффективно организованна деятельность учащихся. Начиная работу над проектом я понимаю, что обучение английскому языку с использованием метода проектной деятельности базируется на решении проблем, которые могут вызвать интерес у студентов. Проектная методика ориентируется на знания и умения учащихся, и на конечный продукт, требующий обязательной рефлексии. Реальными результатами здоровьесберегающих технологий я считаю следующие: -предупреждение острых респираторных заболеваний; повышение иммунитета учащихся; -развитие самостоятельности, активности, умение найти правильное решение, учатся планировать свои действия; -призёры олимпиад, конкурсов, проектов; Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:?-использование здоровьесберегающих технологий?на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. -грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов. В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса. В колледже большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. Приоритетным направлением деятельности преподавателей становится использование современных личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий: -Технология уровневой дифференциации. -Технология деятельностного подхода. -Технология интеграции в образовании. -Технология современного проектного обучения. -Технология развивающего обучения. (Л.В. Занков) -Здоровьесберегающие технологии. -Технология воспитания экологической культуры. -Информационно-коммуникативные технологии. -Технологии, направленные на создание предпосылок успешности и психологической поддержки образовательного процесса. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому обучаемому развить свои способности, способствовать сохранению и укреплению здоровья молодежи, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. ? Таким образом, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия студентов. Педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой:? Здоровье - ценность, а ценности не даются даром! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Бабанский Ю.К. “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982 г. – с.480 Брызгалова Т. Система, сберегающая здоровье школьников.??// Директор школы, 2003 г., № 4 Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания? при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе,?1999 г, Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье??школьников. // Директор школы, 2004 г., № 5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.? с. 147. Полат Е. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе, 2000 г., № 6; 2001 г., № 1. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003. ?Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – с.285 Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение. – с.220 http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка