Инновация - это понятие новаторства, смены, перемен. В контексте педагогического процесса инновация представляет собой внедрение новых подходов, методов и содержания в образовательные и воспитательные практики, а также в совместную работу учителей и учеников.
Инновации не возникают случайно. Они являются результатом передового опыта научных методов и педагогических исследований как отдельных педагогов, так и коллективов. Чтобы успешно внедрить инновации, необходимо активное управление этим процессом. В этом контексте, директоры школ, учителя и воспитатели играют ключевую роль в инициировании и реализации инновационных процессов. Несмотря на разнообразие методов обучения, таких как дидактические, компьютерные, проблемно-ориентированные и модульные, учителя по-прежнему остаются решающими в выборе наиболее подходящих методов обучения. С развитием современных технологий в образовании, учителя и воспитатели также должны быть способными консультантами, наставниками и воспитателями. Поэтому учителям требуется не только глубокие знания в своей предметной области, но и специализированная подготовка в области педагогики и психологии, методик обучения и воспитания. Это подготовка помогает им лучше понимать, оценивать и внедрять педагогические инновации.
Сущность инновационных процессов в образовании заключается в решении двух основных задач педагогики. Во-первых, это задача изучения, накопления и распространения передового опыта в области образования. Во-вторых, это задача интеграции достижений педагогических и психологических наук в практику образования. Поэтому понимание инновации должно охватывать как содержание, так и механизмы инновационных процессов, которые тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в контексте их взаимодействия. Итогом инновационного процесса должно быть внедрение новых теоретических и практических идей и новшеств в педагогической практике. Этот процесс делает учителя авторами, исследователями, разработчиками, потребителями и пропагандистами новых педагогических методов, теорий и концепций.
Управление инновационными процессами важно для обеспечения правильного выбора, оценки и применения новых идей и методик из опыта коллег и научных исследований. В условиях современного развития образования, общества и культуры, инновационная направленность в педагогической деятельности становится необходимостью, учитывая ряд факторов.
Во-первых, изменения в социально-экономической сфере общества требуют радикальных изменений в системе образования и методиках обучения в различных образовательных учреждениях. Инновационная активность учителей и воспитателей, основанная на внедрении новых методов, становится инструментом обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманизации образования, постоянные изменения в структуре учебных программ и внедрение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых методов обучения и совместной работы. В этом контексте, роль и влияние педагогического образования на педагогов становятся более значительными.