* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Стиль1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .Стиль1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Инновационные технологии в процессе работы педагога с нарушениями речи у детей

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития речи. Изучаются основные инновационные технологии, которые используются логопедом в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи

Ключевые слова: мнемотехника, логопед, развитие речи, дошкольники, речь, педагогика, современные технологии, речевые трудности

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE WORK OF A TEACHER WITH SPEECH DISORDERS IN CHILDREN

Abstract: the article discusses the problems of speech development. The main innovative technologies that are used by a speech therapist in the process of working with children with speech disorders are studied

Keywords: mnemonics, speech therapist, speech development, preschoolers, speech, pedagogy, modern technologies, speech difficulties

В современном мире становится особенно актуальной проблема развития речи. Отличительная черта нашего общества является замена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Отсутствие общения родителей с детьми, игнорирование речевых трудностей у детей только увеличивает количество дошкольников с различными нарушениями речи.

В деятельности логопеда все большее значение приобретают современные технологии. Они способствуют достижению максимально возможного успеха в преодолении речевых нарушений у детей, служат созданию благоприятного эмоционального фона, а также способствуют включению в труд сохранения и активации нарушенных психических функций [3].

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные и инновационные для этого технологии, помогающие оптимизировать работу логопеда. Дети с речевыми нарушениями часто неустойчивы, имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, сниженную работоспособность и утомляемость. Логопедические занятия для таких дошкольников – тяжелый труд.

Использование инновационных технологий в логопедической практике служит эффективным дополнением к более популярным и общепринятым классическим технологиям, и методикам, разработанным в середине-конце 20 века.

Творчески варьируя совместимость различных технологий обучения, систематически и целенаправленно применяя их на практике, в соответствии с индивидуальными физическими возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более эффективным и действенным. Исходя из требований ФГОС нового поколения, перед педагогом специального образования стоит задача повышения качества обучения детей с нарушениями речевого развития за счет использования современных технологий.

Современная дефектология постоянно активно ищет пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных условиях обучения, характерных для детей с особыми образовательными потребностями. Внедряются инновационные образовательные технологии, новые высокоэффективные методы и средства, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [2].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает внесение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.

Это новые и высокоэффективные внедряемые методы, и средства, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности учителя.

Главным критерием «инновации» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Любая инновация, используемая в дефектологической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не изменяет основную организацию дефектологической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим. При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы [4].

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.


Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Литература

Атаева

, Г.И. Технологический подход к образовательному процессу / Г.И.

Атаева

. //

Academy

. № 6(33), 2018. – С. 91–92.

Каган, М.С. Мир общения:

Пробл

.

межсубъект

. отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 2018. – 315 с.

Организация и содержание процесса обучения грамоте в коррекционно-образовательных учреждениях III вида: Учеб. пособие / авт. Г.В. Никулина и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 516 с.

Шапошник

Л. Ю.,

Темерева

Н. П.,

Горелышева

Ю. М. Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Развитие социально-гуманитарного знания в условиях

глобализации:

сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2023

г.:

Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 76-79.