«Инновационные технологии
по формированию связной речи детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста весьма актуальна. Развитие речи считается одним из значимых направлений в работе педагога дошкольной образовательной организации, так как обеспечивает своевременное полноценное развитие ребенка. От уровня развития связной речи зависит умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие, успешность обучения в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свое мнение – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом инновационных технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Остановлюсь на некоторых инновационных технологиях:
1. Технология сторителлинга
Сторителлинг пришел в нашу страну из Европы, в переводе с английского означает «рассказывание историй». Одним из способов применения технологии сторителлинга в ДОУ является - использование пособия «Кубики историй», настольная игра-пособие, развивающая фантазию и речь. Кубики на каждой из шести граней имеют предметную картинку, с которой нужно связать свою историю.
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!
Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
2. Технология скрайбинга
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — инновационная технология представления информации, в которой речь человека иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).
Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение ребёнка. Когда зарисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.
3. «Синквейн»
Это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.
Синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
строка 1 – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) (Кто, что?);
строка 2 – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства (слова можно соединять союзами и предлогами) ( Какой, какая, какое, какие?);
строка 3 – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме (Что делает, что делают?);
строка 4 – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
строка 5 – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Примеры составления Синквейнов:
Что?
Какая?
Что делает?
Предложение
Ассоциация
Машина
Красивая, Быстрая
Стоит, Паркуется, Разгоняется
Моя машина самая красивая
Игрушка
Что?
Какая?
Что делает?
Предложение
Ассоциация
Дом
Родной, уютный
Защищает, согревает, радует
Место, где меня ждут
Жилище
Таким образом, можно сделать вывод, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
Инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют.
Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.