Кутурмина Екатерина Викторовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №34 «Гульчечек» Зеленодольского муниципального района РТ»
«Интеллектуальное развитие детей посредством пословиц и поговорок»
Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию,
современны по форме, лаконичны и живописны,
они внушают ребенку «такт русского языка»
(К.Ушинский)
Актуальность: речевое развитие является показателем интеллектуального развития ребенка. В дошкольных учреждениях оно реализуется через программу. А так как у нас век цифровых технологий, дети мало общаются, активный и пассивный словарь беден и невыразителен. Детям трудно, а в некоторых случаях и не могут сформулировать и изложить свои мысли. И как следствие, придя в школу, не умеют читать, не интересуются художественной литературой. Как же сделать так, чтобы дети были увлечены этой деятельностью? Выдающиеся педагоги как Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др. всегда считали, что национальные традиции должны быть в основе воспитания детей дошкольного возраста. С раннего возраста детей нужно знакомить с малыми фольклорными формами, такими как потешки, присказки, попевки. Это приучит детей прислушиваться к красоте и лаконичности художественного слова. Они развивают интеллект ребенка, учат думать, мыслить, делать выводы и умозаключения, развивают память, закладываются основы детского мировоззрения [1]. В более старшем возрасте начинается знакомство детей с пословицами и поговорками.
Нашей целью в работе посредством пословиц и поговорок развить интеллект у детей дошкольного возраста.
Чтобы реализовать эту цель, ставятся задачи:
Обогащать речь ребенка
Развивать творческое мышление, память, воображение.
Воспитывать моральные качества
, такие как правдивость, щедрость, скромность, трудолюбие, смелость и т.д.
Художественное слово выступает как одно из средств интеллектуального развития. Разнообразие художественных форм помогает ребенку воспринимать возникшую проблему или ситуацию героев как с внешней, так и с внутренней стороны, понять смысловое содержание. Постепенно ребенок учится становиться на позицию героя, понимать его, радоваться его успехам и переживать неудачи.
Пословицы – это краткие, точные, логически законченные народные высказывания, характеризующие жизненные ситуации. К пословицам в народной речи близки поговорки. Поговорки – короткие высказывания, которые бытуют в народе, и раскрывают поведение или личностные качества человека.[5]
Пословицы делятся на группы:
•тематические;
•пословицы в художественной, стихотворной и прозаической форме;
•пословицы, показывающие отношения между признаками и свойствами объекта;
•пословицы разнообразных народов.
Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста имеют нарушения в звукопроизношении. Знакомство и работа с пословицами и поговорками способствует постановке отдельных звуков.
При работе с пословицами и поговорками также расширяется и обогащается словарный запас детей, что дает возможность использовать новые слова в речи, а именно образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику.
В ходе работы с пословицами и поговорками одновременно задействованы как речь так и мышление. В старшем дошкольном возрасте дети совместно с педагогом, обсуждают смысл пословиц и поговорок при помощи речевых и творческих заданий: «О чём говорится в пословице», «Придумай конец пословице», «Выбери верный ответ», «Объясни пословицу», «Составь правило к пословице или поговорке».
В более старшем возрасте детям предлагается подобрать пословицу по смыслу к сказке, произведению или ситуации. Так же используются методы, такие как инсценировка пословицы и поговорки, коллективная работа «Подбери сюжет», «Какая лучше?», «Придумай ситуацию», что способствует развитию воображения детей.
Знание пословиц и поговорок имеет огромное значение в воспитании. Они учат детей общепринятым нормам поведения в обществе, моральным качествам.
Знакомство с пословицами и поговорками проходит в несколько этапов:
На начальном этапе детям дается представление о малых формах фольклора. Знакомство происходит во время праздников и подготовки к ним.
Второй этап знакомства с пословицами и поговорками направлен на у понимания слов, зачастую утративших смысл для современных детей. На этом этапе целесообразны игры и упражнения: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
На третьем этапе используется применение пословиц и поговорок к сюжетам произведений, ситуациям, возникших в повседневной жизни детей.
На четвертом, заключительном этапе дети учатся использовать пословицы и поговорки в самостоятельной речи. В этом помогают игры: «Продолжи пословицу», «Сочини, подбери сказку к пословице или поговорке», «Нарисуй пословицу или поговорку».
Правила работы с пословицами и поговорками:
1.Создание условий, которые помогут детям войти в ситуацию, скрытую пословицей или поговоркой.
2.Разбирается и разъясняется смысл не понятных детям слов (на начальном этапе это делает педагог вместе с детьми, затем дети сами).
3.Подбирается, а затем и придумывается сюжеты, раскрывающие смысл пословиц и поговорок.
4.Дети в своих рисунках изображают пословицы и поговорки, затем каждый из них рассматривается и обсуждается.
Для закрепления пословиц и поговорок используются самые разнообразные формы работы:
Участие детьми в и
гр
ах
-
соревнования
х
«Кто больше скажет пословиц».
Проведение д
идактическ
и
х
игр: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»
.
Подбо
р
ка
пословиц и поговор
о
к по
лексическим темам
: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.
Соотнести
подх
одящую пословицу или поговорку с
иллюстраци
ей
.
Изобрази
ть
пословицу
или поговорку, а зрители должны ее угадать
.
Нарис
овать
пословицу.
Изобрази
ть
пословицу схемой.
Най
т
и лишнюю пословицу.
Най
т
и пару
пословице и поговорке
, близ
ких по смыслу: картинка,
рассказ
,
пословица.
Состав
ит
ь рассказ по картине с применением пословицы или поговорки
.
В проведении бесед с детьми включать пословицы и поговорки
.
Придумывание
новых пословиц.
С привлечением в работу родителей детей составлять книжки-малышки, организовывать выставки, проводить викторины и т.д.
Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме пословиц и поговорок в работе с дошкольниками выявил сущность интеллектуального развития. Проблема интеллектуального развития дошкольников относится к одной из основных проблем теории развития и имеет большое значение для воспитательной работы. Под сущностью интеллектуального развития дошкольников мы понимаем: развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, формирование умения делать обобщение и простые умозаключения, переход от практического к логическому мышлению, умение преодолевать трудности.
В ходе работы с пословицами и поговорками решаются проблемы со звукопроизношением, пополняется словарь детей, развивается речь. Заметно улучшается память в ходе заучивания пословиц и поговорок наизусть, развивается воображение в ходе придумывания и обсуждения пословиц и поговорок. Дети учатся с уважением относиться друг к другу, быть доброжелательными, ответвенными.
Список литературы:
Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./
О.В.Акулова
// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
Беспалова, Н. Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Беспалова// Мир науки, культуры, образования. – 2008. - № 1(8). – С. 90-92.
Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/
Ф.А.Сохин
. – М.: Центр, 2005
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-
метод.пособие
/ О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с
.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: учеб.-
метод.пособие
/
О.С.Ушакова
. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.