ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Обучение иностранному языку представляет собой целостную систему, направленную на формирование и развитие иноязычной коммуникативно-культурной компетенции учащихся. Для успешной реализации поставленной задачи в центре внимания должны находиться индивидуальные особенности учащихся, их активная учебная деятельность. В то же время противоречия между запросами общества и низкой мотивацией учащихся к изучению иностранных языков в целом указывает на необходимость использовать эффективные методы и формы обучения. Необходимо прилагать максимум усилий, чтобы сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка. Опыт учителей свидетельствует, что такими методами являются интерактивные, т.к. они строятся на взаимодействии и сотрудничестве учителя и учащихся.
Интерактивное обучение выстраивается на взаимодействии учащихся и учебного окружения, которое представляет собой область получаемого опыта, основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Такое обучение рассматривается в качестве совместного процесса познания, при котором знания получаются в процессе совместной деятельности через диалог, полилог.
Отметим, что обучение интерактивному взаимодействию требует применения на уроках иностранного языка взятого из жизни учебного материала, который в правильно организованных условиях способствует естественному общению на изучаемом языке. Для того, чтобы создать ситуации интерактивного взаимодействия, необходимо исключать ограничение работы заданиями, при которых учащимся необходимо представить себя в какой-либо ситуации. Напротив, целесообразными являются задания, в самой формулировке которых содержится необходимость интерактивного взаимодействия.
Как отмечает Н. Г. Суворова, интерактивные методы обучения можно разделить на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые (дидактические игры, деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные методы); психологические (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [2, с. 26].
Исходя из этого, к наиболее востребованным интерактивным методам и приемам на уроках иностранного языка относят: работу в малых группах, в парах, в тройках; метод карусели / «идейную» карусель; аквариум; мозговой штурм / мозговую атаку / «брейн сторминг»; «ажурную пилу»; «броуновское движение»; «дерево решений»; конференции / дискуссии; ролевые / деловые игры; дебаты. Данный список может дополнить каждый учитель-практик, поскольку приходится постоянно внедрять в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся.
Во многом интерактивность на уроках иностранного языка сводится к замене теоретических вопросов на практические задания и решение проблемных ситуаций. Интерактивные методы обучения позволяют учащимся активно участвовать в образовательном процессе, формируют иразвивают их познавательную активность.
В целом же использование интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку позволяет учителю решать следующие задачи: ориентироваться на все уровни познания учащихся; привлекать учащихся к активному участию в ходе урока; создавать внутренний источник мотивации учащихся; достигать достаточно высокого процента усвоения знаний.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения можно рассматривать как современный подход к преподаванию иностранных языков, который не только способствует формированию коммуникативной компетенции, но и дает возможность развивать личность учащегося, способности к сотрудничеству и взаимодействию.
Литература
1. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. –10 с.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy
2. Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Г. Суворова // Учитель, 2000. – №1. – С. 25-27.