Интернет – ресурсы в практике учителя физики на примере работы учеников 9 класса с платформой учи ру

Введение

Каждый учитель ставит своей целью по итогу обучения, чтобы ученик мог сам добывать знания. Различные компетенции можно получить через различные виды деятельности. На уроках физики есть решение задач, лабораторные работы, физические диктанты и можно этот список продолжить, но остановиться хотелось бы на работе с интернет ресурсами. В современной школе никого не удивишь онлайн уроками или тестами на образовательной платформе в интернете. Во время карантина и дети и взрослые научились работать удаленно. Не секрет, что успеваемость в целом повысилась, когда дети работали из дома, а учителя они видели на экране монитора. С чем это связано? Одной из причин является домашняя спокойная обстановка, отсутствие тайминга, возможность работы на компьютере, а не в тетради.

Карантин сегодня не актуален, но интернет ресурсы не ушли из обучения. По опросам школьников работать в интернете с заданиями от учителя им проще и понятнее. Зачастую эти задания выполняются на более высокую оценку, чем в школе. Онлайн уроки, тесты и задачи необходимо иметь в арсенале каждому учителю , чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся и исключить человеческий фактор при оценке.

В своей статье я хотела бы рассказать о своём опыте работы с платформой учи ру, которая внедрена в учебный план занятий по физике в 9 классах.

Универсальные учебные действия по физике.

Для начала хотелось бы рассмотреть к каким универсальным учебным действиям мы стараемся привести всех участников образовательного процесса. Рассмотрим подробнее.

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно формировать все виды универсальных учебных действий и тем самым дает учащимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.

В дополнение к урокам в школе можно найти обучающие видеоролики на сайте РЭШ, а так же тест к каждому уроку. Но результаты теста будут видны только, если и учитель и ученик там зарегистрированы. По опыту получается, что в основном дети не хотят проходить регистрацию там и не все хотят выполнять задания. Преимущество сайта Учи ру, что он знаком ученикам с первого класса. Помимо обучающих уроков и тестов там можно выполнить задание от учителя, поучаствовать в олимпиадах различной направленности и даже подготовиться к ОГЭ по физике (дополнительная платная функция). Соответственно на сайте учащиеся могут применить свои знания или получить новые.

Коммуникативные УУД обсуждение задания и распределение обязанностей; взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль); обсуждение результатов и формулировка вывода; построение речевых высказываний. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.

Коммуникативные учебные действия при работе дома с интернет ресурсами ребёнок развить не сможет. Эта функция доступна на уроках офлайн. Но на сайте учи ру есть чат, при желании можно написать одноклассникам и самому учителю. Учитель может поставить себе задачу – развить коммуникацию учеников через платформу учи ру, но в формате проверки и обсуждения домашнего задания. Либо можно дать задание в группах на основании задач из интернета, а при условии, что не все выполняют домашнюю работу, то капитанами групп можно сделать тех детей, которые знают о чём идёт речь.

Учи ру - это полностью бесплатная образовательная платформа для учителей, родителей и учеников, которая позволяет более рационально выстроить учебный процесс, экономить время и увлечь учащихся увлекательными интерактивными заданиями. Особенно приятно отметить, что это отечественная онлайн платформа. Так же есть платные услуги, которые можно оформить по желанию. Для детей предлагают подготовку к ОГЭ по различным направлениям. Для учителей предлагают курсы повышения квалификации и прочие платные услуги.

Информационные технологии

Невозможно заменить обучение только на работу с интернет ресурсами. Но этого никто и не требует. Учитель должен дозированно ввести необходимый объём заданий на различных образовательных платформах. По опыту работы с учениками 9 классов могу сказать, что для многих выход к доске – это стресс. При фронтальном опросе у некоторых вылетает из головы всё, что туда когда-либо попало. Многие не могут решить задачу из самостоятельной работы, потому что просто растерялись или изначально взяли не ту формулу. В случае индивидуальной работы с задачами дома школьники показывают более высокий результат, причём учитель видит количество попыток при решении, видит неверный ответ. На платформе учи ру задания по физике не отличаются от заданий в учебнике по сложности и тематике. Эти задачи учитель может включить в контрольную работу по текущей теме. Есть задачи более простые, есть более сложные, но на практике детям удобнее работать с экраном компьютера, а не с тетрадью. Получается, что работа с сайтом учи ру помогает учителю обеспечить индивидуальный подход в обучении.

Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует: 

активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;  

достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

 развитию навыков самообразования и самоконтроля;

  повышению уровня комфортности обучения;

  снижению дидактических затруднений у учащихся;

  повышению активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время;

 приобретению навыков работы на компьютере.

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

Есть мнение, что работа в интернете подразумевает использование различных подсказок и готовых решений, которые дети выдают за свои. Я бы сказала, что бездумное использование ГДЗ не приведёт к отличной оценке по контрольной работе. Но если у ребёнка не получается что-то решить, потом он посмотрел в ГДЗ и увидел ход решения, разобрался в последовательности действий, запомнил и применил свои знание потом на контрольной работе – то это во благо. Делать по образцу – это первое умение, которое школьник получает. А потом он должен этот образец применить в другой неизвестной задаче. Интернет ресурсы должны помочь ему в этом развитии своих навыков и умений.

Возможности пользователей платформы Учи Ру.

Платформа много лет идёт рука об руку со школой, дети в начальной школе уже зарегистрированы там. Родители и учителя могут отслеживать прогресс обучения. Задания и олимпиады разного уровня позволяют использовать её с первого и до последнего дня обучения школьника.

Ученики на образовательной платформе могут:

участвовать в образовательных марафонах и получать грамоты и подарки, принимать участие в олимпиадах различной направленности и получать оценку по предмету за выполнение заданий, выполнять задания от учителей, которые прикреплены к его классу, проходить дополнительные платные курсы по выбранному предмету, например, готовиться к ОГЭ на сайте Учи Ру онлайн, собирать портфолио из грамот, с условием, что на сайте проходят олимпиады из перечня Министерства Просвещения РФ

Родители на сайте учи ру

могут общаться в чате, отслеживать прогресс ребёнка, следить за новостями олимпиад, а так же участвовать в онлайн образовательных интенсивах от психологов и педагогов со всей России.

Учителя на платформе работают с:

итогами прохождения олимпиад различной направленности учениками своего класса, с выдачей заданий по предмету, платформа сама оценивает ученика и педагогу остаётся только выставить оценку в дневник, возможно прохождение вебинаров и курсов повышения квалификации по желанию за дополнительную плату или за баллы активности, участие в рейтинге среди учителей, набор грамот и сертификатов для портфолио.

Образовательная платформа Учи Ру достаточно глубокий ресурс для работы. Необходимо исследовать её подробнее, чтобы убедится в простоте и полезности её использования. Дети знакомы с ней с первого класса и считают ей детской и легкой, но задания там разного уровня по возрасту. Работа с этой платформой помогает в освоении учебного материала, дети могут закрепить полученные знания в домашней атмосфере, без использования рабочей тетради и ручки.

Вывод

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания

Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.

 Итак, использование информационных технологий в процессе преподавания физики позволяет:

 значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

 увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;  

расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.

Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Использование образовательной платформы Учи Ру не может заменить урока по физике, но может стать дополнением к нему. Сегодня дети не выпускают свои гаджеты из рук, так пусть они приносят пользу, а не вред. Современные интернет ресурсы несут полезную информацию, только надо учителю направить информационный поток в нужное русло. Использовать Учи Ру или нет? Мой ответ – да.