ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПРАКТИКИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Ломакова О.Г. тьютор МБДОУ детский сад № 75, г. Орёл

Музыка для детей любого возраста - это источник радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал. Музыкальная деятельность включает в себя: слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе эмоционально-творческое, физическое развитие, а также это первые шаги ребёнка раннего возраста в мир искусства.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения во время зарядки, танцы, сюжетно-образные движения, флешмобы используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальное движение развивает познавательную и творческую активность, позволяет детям активно входить в музыку через импровизацию, создавать собственные композиции.

Арт-практика «Художественное развитие детей на основе музыкального движения» модифицирована к условиям нашего дошкольного учреждения. разработана с учётом индивидуальных особенностей наших воспитанников и особенностей учреждения, адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.

Содержание арт-практики ориентировано на детей 6-7 лет. Ведущей формой работы является групповая; также осуществляется подгрупповая, индивидуальная работа и дифференцированный подход к детям.

Цель: художественное развитие детей на основе музыкального движения, с учетом характеристик детского возраста.

Задачи:

Создать условия для приобщения детей к искусству и художественному творчеству в воспитывающей культурной среде ДОО.

Развивать двигательные качества и умения (координация движений, умение ориентироваться в пространстве).

Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений.

Развивать умения детей согласовывать движения с характером музыки.

Способствовать формированию у детей эмоциональной сферы: отзывчивости на музыку, чувства ритма, потребности в самовыражении в движениях, музыкального и художественного вкуса.

В своей работе используем различные методы приобщения детей к искусству, художественному творчеству в воспитывающей культурной среде.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. В начале работы педагог выполняет упражнения вместе с детьми, с целью получения эмоционально-двигательного ответа на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников.

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он помогает детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метроритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

В ходе работы реализуются такие приоритетные направления деятельности, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей, воспитание и развитие детей раннего возраста средствами искусства в социокультурной образовательной среде.

Арт-практика реализуется в три этапа.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением.

В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и, опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, точно выполнять задания.

На втором этапе необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

На третьем этапе задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко- контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.). Однако в этом возрасте дети нуждаются в показе движений, в ясных, кратких пояснениях.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-пространственная среда. Организуя её, учитывается всё то, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Оформление музыкальной зоны в группе построено на сюжетной основе, где имеются: музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, и т.д.; музыкально-дидактические игры: "Солнышко и дождик", "Узнай и назови" и др.; атрибуты к подвижным музыкальным играм; "Кот и мыши", "Кошка и котята" и др.; ленточки, флажки, платочки, фонарики, погремушки; магнитофон, портативная колонка и диски с записями классической и народной музыки, патриотических песен, звуков природы, песен из мультфильмов, весёлых зарядок, физкультминуток; пианино.

Ритмические композиции мы используем не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, на вечерах досуга, флешмобах. На занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью используем игровые танцевальные композиции в качестве физкультминуток, а также в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке. Ритмические упражнения и игры оказывают неоценимую помощь в адаптационный период («Паровозик с остановками», «Большие и маленькие ноги», «Карусели», «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик», «Вышла курочка гулять», «Прятки»),

Благодаря арт-практике дети имеют возможность принимать участие в музыкальных флешмобах и спектаклях, в хореографических конкурсах и фестивалях, на тематических праздниках.

Особое внимание обращаем на взаимодействие с родителями. Родители, выбравшие активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повысилось качество музыкального воспитания детей.

Цель взаимодействия - построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей, приобщения их к миру искусства.

Задачи по взаимодействию с семьей:

раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка;

установить партнёрские отношения с семьями воспитанников и консолидировать усилия для развития и воспитания детей средствами искусства;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

Формы работы: консультации для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, мастер-классы, открытые просмотры образовательной деятельности.

Эффективность арт-практики «Художественное развитие детей на основе музыкального движения» заключается в стабильной положительной динамике, повышении уровня развития музыкальности, творческих проявлений и двигательных навыков воспитанников, повышении уровня развития основных физических способностей до ориентировочных типологических нормативов. У детей формируются умения согласовывать движения с характером музыки, навыки эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, потребности в самовыражении в движениях под музыку, музыкального и художественного вкуса.

Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. Чтобы арт-практика была успешной, мы постоянно проводим совместные занятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как воспитанников так и педагогов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомиме. На это и ориентирована наша практика, которая предлагает, как совершенствование исполнительских способностей детей и взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, приобщение к музыкальной культуре.

Список литературы:

Александрова Е.Ю., Воробьева И.Н., Кривенко Е.Е. Арт-методики для развития- малышей. Методическое пособие. - М: Цветной мир, 2018.

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. — J. б: Музыкальная палитра, 2004.