Мастер-класс на тему:

«Использование арт-технологий на уроках в начальной школе»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10»,

г. Обнинска, Калужской области

Богачева Татьяна Михайловна.

 Часть 1: теоретическая.

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Сегодня я хотела бы вам рассказать об использовании в своей работе такой инновационной технологии, как арт-технологии.

Термин «арт-технология» происходит от двух терминов арт и технология.

Арт ( от англ. art – «искусство») – визуальное искусство. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Таким образом, арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.

Основанная на деятельностном подходе она соответствует стандартам нового образования. Арт-технологии создают условия для детского творчества, развития учащихся, а также их раскрепощённости.

Основной целью арт-технологии является создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

На мой взгляд, использование этих технологий очень актуально, т.к., работая с детьми младшего школьного возраста, я обратила внимание на то, что у них слабо развиты сенсомоторные функции, ощущения, восприятие, представление. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, ему, чтобы что-что понять, представить необходимо самому это увидеть, потрогать, сделать. Именно арт-технологии позволяют это осуществить.

Принципы, которыми я пользуюсь при использовании арт-технологий:

Поддерживать в ребёнке его достоинство и позитивный образ «Я»;

Не критиковать и не применять негативных оценочных суждений;

Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка, независимо от содержания, форы и качества.

Арт-технологии не имеют ограничений и широко используется в педагогике для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей. Эта работа ведется в двух формах: пассивной и активной. При пассивной форме мы созерцаем чужие произведения: рассматриваем картины, читаем книги, прослушиваем музыкальные композиции. При активной форме сами создаем продукты творчества: рисунки, поделки, сказки и т. д.

А вот по количеству участников можно выделить следующие формы арт-технологий:

Индивидуальная

, когда дети работают самостоятельно над созданием

индивидуальных композиций

;

Групповая, учащиеся делятся на группы, такая форма работы способствует формированию у учеников навыков совместной деятельности.

Коллективная

, когда одна композиция создаётся всем классом.

Учащиеся во время таких уроков могут разговаривать, общаться друг с другом, помогать друг другу, рассуждать, выражать свои эмоции, чувства.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок моделирования, заочные путешествия, урок предметного рисования, учебные игры и т.д.

Исходя из этого, можно выделить несколько направлений арт-технологий:

визуальная арт-технология (

изотерапия

) - это все возможные рисунки, лепка, создание коллажей;

музыкальная арт-технология (музыкотерапия);

сказочная арт-технология (

сказкотерапия

);

имаготерапия

(театральное действие).

Хотелось бы привести несколько примеров использования элементов арт-технологий на своих уроках.

На уроках литературного чтения учащиеся делают иллюстрации к произведениям (это помогает лучше представить главных героев, передать свои чувства и эмоции, например, при чтении стихотворений). Иллюстрации, сделанные к произведениям, помогают детям подготовиться к пересказу. Часто на уроках литературного чтения, я предлагаю учащимся придумать свою концовку к произведению, записать её или сделать зарисовку. Многие сказки мы инсценируем (сказкотерапия), причём костюмы также готовим сами из подручных средств, получаются маленькие театрализованные представления. Ребята с большим удовольствием погружаются в этот процесс. Сказки помогают детям понять, как устроен мир, какие трудности могут встретиться человеку в жизни, учат детей ценить дружбу, любовь. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.

На уроках русского языка арт-технология помогает ученикам в запоминании правил. На уроках математики и окружающего мира часто пользуюсь методами художественной лепки и моделирования. Эти методы повышают познавательную активность учащихся, помогают понять и увидеть, как устроен наш мир. На уроках математики также пользуюсь методом предметного конструирования, благодаря ему математика обретает практический характер.

На уроках изобразительного искусства и технологии мы с ребятами лепим фигуры, рисуем пальчиками, ладошками, кистями, карандашами, кистями, рисуем пластилином (изотерапия). Кроме выражения своих чувств и эмоций изотерапия ещё и отлично помогает развитию мелкой моторики рук, что очень важно для младших школьников. Лепка также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Пластилин можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции.

Таким образом, можно сказать, что уроки с использованием арт-технологий очень важны в обучении и воспитании, т.к. дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности у учащихся, пробудить интерес к изучению нового учебного материала.

Арт-технологии – это инновационные педагогические технологии, т.к. их использование ещё только вводится в школьный образовательный процесс. Однако их использование на уроках, на мой взгляд, открывает большие возможности перед школьниками: повышает интерес к учёбе, обеспечивает успешное усвоение нового материала, даёт возможность ребёнку понять и осознать собственные чувства и эмоции. Уроки, которые я провожу с использованием арт-технологии, дают огромное моральное удовлетворение учащимся и являются огромным стимулом в обучении и воспитании.

Желаю всем всегда хорошего настроения. Хочу завершить наше занятие словами древнего философа Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Часть 2: практическая.

А теперь, я хочу предложить вам немножко «потворить, поволшебничать». В своё время в интернете я увидела интересный приём, который решила использовать и в своей работе. Это использование сенсорных пакетов на уроках. Конечно, этот прием больше подходит для младшего школьного возраста, часто использую при работе в 1 классе, можно использовать при подготовке детей к школе. И сейчас предлагаю вам попробовать сделать такой пакет.