Использование чувашских национальных традиций

в постановке танца

Народная хореография имеет огромное значение для нашей страны. Народный танец прошёл многовековой путь становления и развития от обряда до сценических форм, благодаря деятелям искусства.

Народный танец является одним из хрупких сокровищ национальной культуры, которое бережно передается из поколения в поколение, и каждое из них старается сохранить истоки и колорит национальной хореографии, но при этом внести некоторое обновление, пополнить арсенал уже существующих элементов и их сочетаний. Это связано в первую очередь с изменением образа и условий жизни человека, его социального положения в обществе, миропонимания и отношения к окружающей среде. Но главная причина этих изменений - по-прежнему непрерывное взаимовлияние и взаимодействие различных национальных культур. Время часто расставляет новые акценты, и поэтому каждый переход от поколения к поколению является переломным этапом в развитии национального искусства, и каждая эпоха накладывает свой отпечаток на дальнейшее развитие народной хореографии.

Для чувашской народной хореографии не свойственны какие-либо темповые отклонения внутри мелодии. В сравнении с башкирским или татарским танцами, в чувашском танце менее ярко выражаются трудовые движения, бытовые картинки. Женщина в танце очень пластична, ее движения плавные и мягкие. Скользя по полу, сводя то носки, то пятки во время танца она, как бы плетет кружево, воспроизводит мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Пластикой рук воспроизводят движения трудового процесса: наматывание ниток, вышивание, прядение, сучение, полоскание и тому подобное. Мужской танец, напротив, отличается удалью, темпераментом, задором и быстротой движений. Парные танцы в основном исполняются женщинам».

Чувства национальной гордости, достоинства ярко выражено в народном танце чуваш, передавая при помощи манеры стиля национальный характер.

С древнейших времён чувашский народ передавал и выражал трагичность, возвышенность, радость, любовь, подражание окружающей природе, повадкам птиц и животных.

Содержание чувашского национального танца на протяжении веков передаётся с помощью выразительных средств, созданных народом.

Традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить в наше время, составляют основы лексики национального танца, хореографического языка. В состав таких движений входят: положения головы, рук, ног, корпуса, различные ходы, удары, дробные выстукивания, подскоки, соскоки, вращения и многое другое, они, в свою очередь, вместе составляют гармонию образа, действия и чувства.

Как известно, чуваши делятся на три этнические группы: верховых (вирьялсем), средненизовых (анат енчисем) и низовых (анатрисем) чувашей. Этнические группы чуваш не обладают однообразием характера, что отличает их манеры исполнения танца.

«Наиболее характерными танцами верховых чуваш (вирьялсем) можно назвать свадебные «туй ташши», в которых представлено массовое исполнение выстукиваний ногами на месте в круге с частушечными припевками и танцующей парой или группой в середине круга, «пĕрлехи çаврăну» - вращением в парах под руки. «Арçынсен ташши» - мужская пляска, здесь наблюдаются «хивре куçăмсем» - резкие движения рук, ног, корпуса, множество «тăпăрти куçăмсем» - дробных движений, а «херарăмсен ташши» -женский танец, наоборот, неторопливый, лиричный с красивыми движениями, плавно переходящими одно в другое: «чăрăшла» - елочка, «шуçса» - скользя, «хăрах урапа чăрăшла туни» - елочка с одной ноги, «кĕтеслĕ» - гармошка. Аккомпанементом служит гармонь и барабан».

К средненизовой группе (анат енчисем) относятся парные танцы - «мăшăрлă ташă», они отличаются необычно мягкими движениями рук, а также вращениями танцующих женщин - «вăр çаврăм», мужчины в танце исполняют разнообразные импровизации и присядки. Исполняются они, как правило, под музыкальное сопровождение гармони, треугольниками и хлопками, чередуясь с частушками.

«Массовые танцы чаще всего встречаются у низовой группы чуваш (анатрисем), они сопровождающиеся пением частушек. Танец исполняется в кругу и отличается такими движениями, как: «хĕвеле хирĕç куçăмсенче» - в движении против часовой стрелки, «йăр-йар шуçнисемпе» - мягкими скольжениями и «харăс çаврăннисемпе» - синхронными вращениями в противоположные стороны двух или четырех исполнителей танца. Музыкальным сопровождением танцев этой этнической группы чуваш являются разновидности местных наигрышей, а также вариации русской мелодии «Подгорная» с напевом частушек на чувашском языке».

Чувашский национальный танец очень богат и разнообразен. В давние времена его исполняли не только на праздниках, но еще и при ритуалах, обрядах. Народное хореографическое искусство чуваш делится на два основных жанра: «вăйă (уяв) картисем» - хороводы, «тaшă» - танцы, пляски. Также эти жанры делятся на несколько разновидностей. В хороводах: «юрă карти» - песенный хоровод, «вăйă картисем» - игровые хороводы, «ташă карти» - танцевальный хоровод и «карти вăййисем» - хороводные игры. В танцах, плясках: сольные, парные, женские, массовые, переплясы, кадрили и другие виды.

«Вăйă (уяв) карти» - хоровод, в чувашском хореографическом творчестве он является одним из древнейших форм, составной частью песенного и танцевального искусства, народных игрищ. Хороводы чувашский народ водил весной и летом, на природе, на дневных и вечерних гуляниях в традиционном для хоровода месте, в праздничной обстановке, с большим количеством участников, нередко доходившим до пары сотен человек.

«Юрă карти» - песенный хоровод, представляет собой кругообразное движение колоннами, сопровождающееся лирическими песнями и мелодиями с хореографическими действиями, которые должны быть плавными и спокойными.

«Băйă картисем» - игровые хороводы, здесь содержание раскрывается совокупностью выразительных средств: поэзии, музыки и хореографии. Для таких хороводов характерны изложение сюжета при помощи диалога, более быстрый ритм напева, повествовательный тон.

«Ташă карти» - танцевальный хоровод, в таких хороводах хореографическое начало занимает ведущую роль. Здесь в меньшей степени проявляется связь хореографии с текстом и напевом. В них более сложные рисунок и более развитая хореографическая лексика.

«Карта вăййисем» - хороводные игры, это игры, которые могли исполняться для общего веселья с построением на круг, где движения участников следуют содержанию песни, без строго установленного порядка, в зависимости от желания исполнителей, их настроения».

Искусство, в частности хореографическое искусство, является специфической формой отражения действительности. Явления реального мира, его события, так или иначе формируют хореографический образ чувашского народа, характер и стилистику исполнения танцев.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что культура чувашского народа остается довольно самобытной среди окружающих ее народов, которые так же оказали влияние на формирование подгрупп чувашей, так марийцы повлияли на женские наряды и язык вирьял, а татарская культура на искусство низовых чувашей (анатри).

Чувашское народное танцевальное творчество разнообразно и богато. Оно находится в постоянном развитии, и его специфические черты оказывают сильнейшее воздействие на современную чувашскую танцевальную культуру.