Современный выпускник школы должен обладать функциональной грамотностью и способностью к вероятностному мышлению, что позволит ему успешно ориентироваться в разнообразных ситуациях. Для достижения этой цели необходимо внедрение инновационных методов и новых педагогических технологий в учебный процесс. Эти методы должны способствовать индивидуализации обучения, развитию самостоятельности учащихся и укреплению их здоровья.
Функциональная грамотность представляет собой способность применять полученные в школе знания для решения повседневных задач. Основным элементом функциональной грамотности является читательская грамотность, включающая функциональное чтение. Этот навык позволяет извлекать и понимать информацию из различных источников, таких как тексты, фотографии, речь, графика, иллюстрации, видеоматериалы и схемы, а также работать с ней, анализировать и сравнивать.
Недавние исследования показывают, что современные школьники имеют недостаточную читательскую компетенцию. Международные исследования, такие как PlSA и PIRLS, выявили некоторые негативные тенденции:
- Учащиеся неверно интерпретируют тексты из-за недостаточного понимания фактов, изложенных в них.
- Они часто не учитывают "подтекст" и социокультурный контекст текстов.
- Иногда они неправильно трактуют значение отдельных слов и фраз, что искажает общее понимание текста.
Для преодоления этих проблем необходимо развивать функциональную читательскую грамотность. Сегодня читательская грамотность также включает в себя способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения и работать с информацией в различных форматах, включая цифровые.
Функциональное чтение следует развивать с раннего возраста, так как умение обрабатывать информацию становится ключевым навыком в современном обществе. Задачи, направленные на развитие читательской грамотности, помогают детям научиться работать с информацией, понимать и использовать её, а также соотносить собственный опыт с полученными знаниями.
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе существенно повышает уровень функциональной грамотности учеников, активизирует их умственную деятельность и способствует лучшему усвоению материала. Проектная деятельность с использованием таких технологий позволяет детям работать как индивидуально, так и в группе, учиться самостоятельно исследовать информацию, анализировать данные и представлять результаты публично.
Внедрение новых технических средств на уроках обогащает образовательный процесс и позволяет создать разнообразные формы активной учебно-познавательной деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов также поддерживает самостоятельную работу учащихся и помогает им эффективнее учиться.
Обучение, связанное с работой с информацией и использованием современных образовательных технологий, является ключевой задачей современной школы. Чем раньше учащиеся ознакамливаются с возможностями цифровых образовательных ресурсов, тем успешнее они смогут применять новейшие методы для усвоения информации и её преобразования в знания. Уроки, в которых используются цифровые образовательные ресурсы, становятся более интересными, гибкими и адаптированными к современным реалиям.
В период дистанционного обучения в 2021-2022 учебном году я изучила и активно использовала российскую образовательную платформу Яндекс.Учебник. Этот сервис позволил мне назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость учеников и индивидуально работать с каждым из них. Курс "Работа с информацией" на этой платформе предоставил доступные в цифровом формате задания, способствующие развитию функциональной грамотности.
Однако важно понимать, что Яндекс.Учебник и подобные цифровые ресурсы не должны быть единственными средствами формирования функциональной грамотности. Для успешного обучения детей необходимо развивать у них умение работать с информацией на всех уровнях образования и в рамках всех предметов.
В заключение, функциональная грамотность становится все более важной для успешной адаптации в современном обществе. Создание образовательной среды, способствующей формированию этой грамотности, требует современных методов, включая использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.