Цифровые образовательные ресурсы

на уроках русского языка и литературы

 

Подготовила:

Медведева Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

                                                                        

 

 

            Урок XXI века…  Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениямипроизошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса - ученикеИз года в год подростки меняютсядругими становятся стиль общениякумирыкруг чтенияКто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьникачитающего Пушкина с экрана компьютераили учителяпроверяющего "скачанныеиз Интернета сочиненияИ ученикии мы стали по-другому мыслить и воспринимать мирИзменилась роль учителямы теперь для учащихся далеко не единственный источник информацииглавное нам не отстать в своем развитииидти в ногу со временема значити с учениками

           Как же быть в этой ситуации учителюкак увлечь учениковкак научить их воспринимать литературу личностночерез произведение познавать и самих себяУчитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информацииобрушившейся на учеников из СетиСледовательноперед нами встает задачаосвоить ИТсделать помощникомА это возможно только в том случаеесли будешь с Интернетом на «ты», т.еиспользование ресурсов ФЦИОР, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru, адоптированных к школьным курсамрассчитанных на пользование школьными учителями.

           Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографиивидеофрагментыстатические и динамические моделиобъекты виртуальной реальности и интерактивного моделированиякартографические материалызвукозаписисимвольные объекты и деловая графикатекстовые документы и иные учебные материалынеобходимые для организации учебного процесса.

       Задача школы  - не только сообщение определённой суммы знаний обучающимсяно и развитие у них  познавательных интересовтворческого отношения к делустремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и уменийприменения их в своей практической деятельности.

         Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над темкак поддержать интерес учащихся к изучаемому предметуих активность на протяжении всего урока…. А ведь ещё известный педагог К.ДУшинский говорил: «…ученьелишённое всякого интересаубивает в ученике охоту к учениюбез которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественнымна уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

 

По типу информации

•  электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебникиучебные пособиязадачникитестысловарисправочникиэнциклопедии периодические  изданиячисловые данныепрограммные и учебно-методические материалы);

•  электронные  и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографиипортреты,  иллюстрациивидеофрагменты процессов и явлений демонстрации опытоввидеоэкскурсиистатистические и динамические моделиинтерактивные моделисимвольные объектысхемыдиаграммы);

•  электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворенийдидактического речевого материаламузыкальных произведенийзвуков живой и неживой природысинхронизированные аудиообъекты);

•  электронные и информационные ресурсы с аудиои видеоинформацией (аудио и видеообъекты живой и неживой природыпредметные экскурсии);

•  электронные  и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники учебные пособияпервоисточникихрестоматиизадачникиэнциклопедиисловарипериодические издания).

      Преимущества ЦОР: 1) принципиально новый уровень наглядности; 2) интерактивность; 3) опора на коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

         Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой - это общение на уроке "глаза в глаза", погружение в мир автораи использование КТ может нанести вредесли их применение станет самоцельюПрежде всегонельзя забыватьчто обучение ведется по моделиучитель - диалог на основе текста - ученикИ компьютер может всего лишь разнообразить форму этого диалогаИспользование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, "вписатьпроизведения в контекст времени.

У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урокаНапримерпри подготовке к урокам языка и литературы используются информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедиисловарихрестоматии), при проведении уроков - средства с визуальной информацией (фотографиииллюстрациисхемы). На уроках литературы добавляются средства с аудиои видеоинформацией.

               Использовать ИКТ на уроках можно в различных формах

1. Анимированные схемытаблицыОсновная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характераЭто вариант презентациирекомендуемый при проведении занятийсвязанных с систематизацией какого-либо материалаИспользуя в качестве фонового рисунка изображениехарактерное для изучаемой темыучитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапноЭффективные схемытаблицы даны в коллекции ЭОРовЦОРо

2Анализ картины (кстатис успехом применяется и на уроках литературыи русского языкаи МХК). Презентация, «героиней» которой является одна картина.

3. ТестированиеВарианткоторый также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов.

4. Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ЕГЭкомплекс очень мобильныйего можно постоянно пополнять).

5. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения обобщающего урокаСтартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигрыОт него происходит переход на слайд с конкретным вопросомЗатем – слайд с правильнымоткомментированным ответом.

6. «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.

7. Использование готовых компьютерных программНапримерВиртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекссодержащий теоретический и практический материал.

8. Введение в урок готовых образовательных продуктов (ЦОРыЭОРытелешколаресурсы Единого образовательного окна). Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урокаих также можно давать детям как дополнительный материалОчень удобно использовать ЭОРы детямкоторые по какой-либо причине пропустили урокиПлюс в использовании ЭОРов – это разновозрастные заданияработа в режиме on-line.

           Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффектаесли он предстанет осмысленным цельным продуктома не случайным набором слайдовОпределенный перечень устнойнагляднойтекстовой информации превращает слайд в учебный эпизодУчитель стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

          В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературеОсобое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФИх цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровнезакрепить и систематизировать полученные знанияПрименение современных мультимедиа-технологийразнообразный иллюстративный материалнестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихсяВ данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсуэнциклопедические и хрестоматийные статьино и интерактивные тренажерыс помощью которых происходит отработка умений и навыковпроверка знаний по отдельным частям урокауроку целикомтемеРезультаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаютсячто позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.

          Из вышесказанного можно сделать выводчто систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обученииСледовательнобудет повышаться и качество знаний по предмету.

 

Таким образомеще раз хотелось бы подчеркнутьчто применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

 

· экономию времени при объяснении нового материала;

· представление материала в более наглядномдоступном для восприятия виде;

· воздействие на разные системы восприятия учащихсяобеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

· дифференцированный подход к обучению учащихсяимеющих разный уровень готовности восприятия материала;

· постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

               Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихсядает возможность увеличения объема информациивоспитывает навыки самоконтроляповышает интерес к предмету.

            Также  в работе можно использовать готовые программные продукты (прикладное программное  обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1СОбразование»: Морфология. Орфография. 5-6 классыэлектронные приложения к  слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), Интернет – ресурсытекстовые материалытестыпрезентации учебного материаларазработанные для уроков и созданные самими обучающимися.

             Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материалапри наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работего возможности способствуют систематизацииструктуризации учебного материаламоделированию учебного процесса и т.дСовременный урок ценен не столько получаемой на нем информациейсколько обучением в ходе его приёмам работы с информациейдобываниясистематизацииобменаэстетического оформления результатовКомпьютер является средством самоконтролятренажа знанийпрезентации результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

 

На уроках применяются следующие приёмы применения компьютерных технологий:

1. Компьютерные тестыпредназначенные для  контроля  за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате  

(  поэтичтекстпрозаичэпизод-анализ…)

3. Создание слайдов с текстовым изображениемУченикииспользуя словариэнциклопедиипредставленные на дискахсоздают слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературной статьей;

-обзор творчества поэтаписателя;

изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшей информациизаимствованной из сети ИНТЕРНЕТ.

5. Интернет  олимпиады по русскому языку и литературе.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита реферата в виде презентации.